Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса на основе авторской программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_informatika.docx | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 2018 г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» от «____» августа 2018 г. №___ ___________________ /А.А. Лифенко/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
для 9 класса (базовый уровень)
на 2018 - 2019 учебный год
Кукарцевой Елены Александровны,
учителя информатики
Г.о. Балашиха – 2018
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], и на основе авторской программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, опубликованной в сборнике «Информатика»[2].
В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» на изучение обязательного учебного предмета «Информатика» в 9 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Продолжительность учебного года в соответствии с календарным учебным графиком школы в 9 классе составляет 34 недели. Таким образом, на изучение учебного предмета «Информатика» в 9 классе отводится 34 часа, в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольные работы | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Практические работы | 3 | 4 | 4 | 4 | 11 |
Итого | 4 | 13 | 11 | 7 | 14 |
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
При проведении уроков используются следующие формы организации учебного процесса:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- индивидуально-групповая работа;
- групповая работа;
- работа в парах;
- нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-практикум, урок-семинар.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
| Название контрольной работы | Дата по плану | Дата по факту | |||
Класс 9-1 | Класс 9-2 | Класс 9-3 | Класс 9-4 | |||
1 | Управление и алгоритмы | 11 учебная неделя | ||||
2 | Программное управление работой компьютера | 28 учебная неделя | ||||
3 | Итоговый тест за курс 9 класса | 32 учебная неделя |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
| Название контрольной работы | Дата по плану | Дата по факту | |||
Класс 9-1 | Класс 9-2 | Класс 9-3 | Класс 9-4 | |||
1 | Практическое задание №1 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы | 3 учебная неделя | ||||
2 | Практическое задание №2 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах | 9 учебная неделя | ||||
3 | Практическое задание №3 Тема: Знакомство с языком Паскаль | 15 учебная неделя | ||||
4 | Практическое задание №4 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером | 17 учебная неделя | ||||
5 | Практическое задание №5 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах | 19 учебная неделя | ||||
6 | Практическое задание №6 Тема: Программирование циклов на Паскале | 20 учебная неделя | ||||
7 | Практическое задание №7 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида | 21 учебная неделя | ||||
8 | Практическое задание №8 Тема: Обработка массивов | 23 учебная неделя | ||||
9 | Практическое задание №9 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль | 25 учебная неделя | ||||
10 | Практическое задание №10 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве | 26 учебная неделя | ||||
11 | Практическое задание №11 Тема: Сортировка элементов массива | 27 учебная неделя |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учащиеся должны знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
должны уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться):
- критическому отношению к информации и избирательности её восприятия;
- уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах ИКТ;
- умение видеть задачу, требующую использования ИКТ, в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- умение взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
1. УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ – 11 ЧАСОВ
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ – 17 ЧАСОВ
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО – 4 ЧАСА
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
4. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата по плану | Дата по факту | |||
9-1 класс | 9-2 класс | 9-3 класс | 9-4 класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ – 11 ЧАСОВ | ||||||||
1 | 1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. | Кибернетика; управление; управляющий объект; управляемый объект; управляющее воздействие; алгоритм управления; исполнитель управляющего алгоритма; алгоритмический язык; управление без обратной связи. | 1учебная неделя | ||||
2 | 2 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Графический учебный исполнитель; режим работы исполнителя; линейный алгоритм; вспомогательный алгоритм; подпрограмма (процедура); метод последовательной детализации; сборочный метод. | 2учебная неделя | ||||
3 | 3 | Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Практическое задание №1 «Линейные вычислительные алгоритмы» | 3учебная неделя | |||||
4 | 4 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 4учебная неделя | |||||
5 | 5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | Управление с обратной связью; блок-схема, цикл, циклический алгоритм, цикл с предусловием; ветвление: полное и неполное ветвление; последовательная детализация. | 5учебная неделя | ||||
6 | 6 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 6учебная неделя | |||||
7 | 7 | Разработка циклических алгоритмов. | 7учебная неделя | |||||
8 | 8 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | 8учебная неделя | |||||
9 | 9 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Практическое задание №2 «Ветвление в вычислительных алгоритмах» | 9учебная неделя | |||||
10 | 10 | Зачетное задание по алгоритмизации. | Понятия и термины по теме | 10учебная неделя | ||||
11 | 11 | Тестирование по теме «Управление и алгоритмы». | Понятия и термины по теме «Управление и алгоритмы». | 11учебная неделя | ||||
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ – 17 ЧАСОВ | ||||||||
12 | 1 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | Программирование; язык программирования; система программирования; величины; константы; переменные; идентификаторы; команда присваивания; команда ввода; команда вывода. | 12учебная неделя | ||||
13 | 2 | Линейные вычислительные алгоритмы | Язык Паскаль; оператор; линейный алгоритм; оператор ветвления; диалоговый характер программы; логическая операция; оператор присваивания. | 13учебная неделя | ||||
14 | 3 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе). | 14учебная неделя | |||||
15 | 4 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Практическое задание №3 «Знакомство с языком Паскаль» | 15учебная неделя | |||||
16 | 5 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | 16учебная неделя | |||||
17 | 6 | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале. Практическое задание №4 «Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером» | 17учебная неделя | |||||
18 | 7 | Разработка программы на языке Паскаль с использование оператора ветвления и логических операций. | 18учебная неделя | |||||
19 | 8 | Циклы на языке Паскаль. Практическое задание №5 «Использование циклов в вычислительных алгоритмах» | Цикл; цикл с предусловием; цикл с вложенным ветвлением; алгоритм Евклида. | 19учебная неделя | ||||
20 | 9 | Разработка программ с использованием цикла с предусловием. Практическое задание №6 «Программирование циклов на Паскале» | 20учебная неделя | |||||
21 | 10 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Практическое задание №7 «Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида» | 21учебная неделя | |||||
22 | 11 | Одномерные массивы в Паскале. | Массив; одномерный массив; цикл с параметром; случайное число; датчик случайных чисел. | 22учебная неделя | ||||
23 | 12 | Разработка программ обработки одномерных массивов. Практическое задание №8 «Обработка массивов» | 23учебная неделя | |||||
24 | 13 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. | 24учебная неделя | |||||
25 | 14 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Практическое задание №9 «Обработка массивов на языке Паскаль» | 25учебная неделя | |||||
26 | 15 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов. Практическое задание №10 «Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве» | 26учебная неделя | |||||
27 | 16 | Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива. Практическое задание №11 «Сортировка элементов массива» | 27учебная неделя | |||||
28 | 17 | Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера». | Понятия и термины по теме «Программное управление работой компьютера». | 28учебная неделя | ||||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО – 4 ЧАСА | ||||||||
29 | 1 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ. | Средства работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. | 29учебная неделя | ||||
30 | 2 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество. | Информационные ресурсы; национальные информационные ресурсы; информационное общество; информатизация; правовые нормы использования информационных ресурсов. | 30учебная неделя | ||||
31 | 3 | Социальная информатика: информационная безопасность. | Проблема безопасности информации; информационные преступления; защита информации. | 31учебная неделя | ||||
32 | 4 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса. | Понятия и термины | 32учебная неделя | ||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА | ||||||||
33 | 4 | Повторение по теме «Управление и алгоритмы». | Понятия и термины по теме | 33учебная неделя | ||||
34 | 5 | Повторение по теме «Введение в программирование». | Понятия и термины по теме | 34учебная неделя |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 9-1
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 9-2
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 9-3
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 9-4
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
[2] Информатика, программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 11-х классов (базовый уровень)
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профес...
Рабочая программа по учебному предмету Технология (ИКТ). 10-11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету Технология (информационно-коммуникационные технологии) разработана с учетом авторской программы по учебному предмету «Информатика» для 10–11 классов Л.Л. Босовой...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 7 класса (базовый уровень) на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на ...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...