Урок "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Гречаков Евгений Викторович

Моделирование. График параболы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие теме: Арифметические основы работы компьютера.

Тема урока: Системы счисления, с помощью которых представляются данные в компьютере.

Цели урока:

  1. Закрепить знания  учащихся о позиционных и непозиционных системах счисления и о представлении чисел в этих системах.
  2. Закрепить умение читать числа в непозиционных системах счисления.
  3. Освоить способы перевода чисел из одной системы счисления в другую основание которых кратно двум.
  4. Научиться пользоваться калькулятором для перевода чисел из одной системы счисления в другую.
  5. Закрепить умение устного перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Структура урока:

  1. Повторение
  2. Новый материал
  3. Закрепление
  4. Итоги
  5. Д/з

Ход урока:

I Вопросы для повторения:

За ответы на вопросы учащиеся получают баллы из которых будет складываться итоговая оценка за урок;

  • Зачем в школьном предмете «Информатика» изучаются системы счисления? (после ответа на этот вопрос дописать на доске оставшуюся часть темы, выделенную курсивом)
  • Какие две разновидности принципиально различных систем счисления существуют?
  • Дайте определение непозиционных систем счисления.
  • Приведите примеры непозиционных систем счисления.
  • Задания для решения: запишите следующие числа в позиционной системе счисления: MCMXCIX (1999)-1, CMLXXXVIII (988)-2, MCXLVII (1147)-3
  • Запишите с помощью римских цифр число 476 (CDLXXVI)-4, текущий год 2004 (MMIV)-5, Год рождения например 1989 (MCMXXLIX)-6
  • Переложите спичку, чтобы получилось верное равенство VII – V = XI - 7 , IX – V = VI - 8
  • Что называется основанием позиционной системы счисления? Чему оно равно?
  • Представьте число 4510 – 9 в развернутой форме (а также числа 76504 – 11, 1001-10 и т.д.)
  • Представьте число 112 -12 в развернутой форме (а также числа 101 – 13 , 10010 – 14  и т.д.)
  • Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную (примеры выше: 11 – 15 , 101 – 16 )
  • Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную (не применяя никаких способов!): 210 – 17 (102), 1010 – 18 (10102), 4010 – 19 (1010002).  
  • Почему удобно в компьютере использовать двоичную систему счисления?, преимущества двоичной системы счисления.

II Системы счисления, с помощью которых представляются данные в компьютере:

  1. Какие позиционные  системы счисления используются специалистами для общения с компьютером? Удобно ли человеку работать в двоичной системе счисления? Почему? (вопрос для учащихся)

  1. Задача этого урока:  

1) научиться работать в 2-ичной, 8-ричной и 16-ричной системах счисления,

2) научиться переводить числа из одной системы в другую без использования десятичной системы как промежуточной

3)научиться работать с калькулятором, выполняющим такие операции.

  1. Знакомство с калькулятором:

1) путь доступа,

2) представление в инженерном виде

3) выполнение операций по переводу чисел из одной системы в другую.

  1. Учитель садит двоих учащихся за компьютер (для контроля), а сам предлагает решить на доске примеры по переводу чисел  

а) из восьмеричной системы счисления в двоичную,

б) из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную,

в) из двоичной системы счисления в восьмеричную,

г) из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную.

  1. Правила перевода чисел из двоичной системы в систему счисления с основанием 2n (восьмеричную, шестнадцатеричную): число в двоичном представлении разбивается на группы триады или тетрады, в зависимости от системы в которую число переводиться, и далее эти группы переводятся по отдельности в нужную систему. (см. презентацию)

  1. Чтобы быстро и безошибочно применять такой простой прием необходимо запомнить две таблицы:

восьмеричная

двоичная

0

000

1

001

2

010

3

011

4

100

5

101

6

110

7

111

шестнадцатеричная

двоичная

0

0000

1

0001

2

0010

3

0011

4

0100

5

0101

6

0110

7

0111

8

1000

9

1001

A

1010

B

1011

C

1100

D

1101

E

1110

F

1111

III Примеры для закрепления:

а) переведите из двоичной в восьмеричную сист.: 10102 (128) – 20 ,  11001,012 (31,28) – 21 ! примечание: в калькуляторе отсутствует возможность записи дробных чисел в сист. сч. отличных от десятичной.

б) переведите из двоичной в шестнадцатеричную сист.: 1010102 (2A16) – 22 , 11011,11012 (1B,D16) – 23

в) из восьмеричной в двоичную: 148 (11002) – 24 , 64,28 (110100,0012) – 25 ,

г) из шестнадцатеричной в двоичную: 9В16 (100110112) - 26, А1,316 (10100001,00112) – 27 .

IV а) Итоги урока по набранным баллам, и активности учащихся, выставляются отметки. Учет ведется в заранее подготовленном бланке.

б) Подвести итоги урока по достигнутым целям (все ли учащиеся поняли, умеют ли они теперь переводить числа из системы в систему с основанием кратным двум.)

V Домашнее задание:

Упр 2.17, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21 стр. 100 учебник Угринович «Информатика 10-11»

Литература:

Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11»

Н. Угринович и другие «Практикум по информационным технологиям»

Л. З. Шауцукова «Информатика 10-11»

Г. Семакин, Е. Хеннер «Задачник практикум 1»

Г. Семакин «Информатика 7-9», Базовый курс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...