Информатика
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Предварительный просмотр:
Могильникова Галина Ивановна, учитель информатики МОУ «СОШ «Веста» г.о. Черноголовка Московская область
УРОК ИНФОРМАТИКИ
ТЕМА: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В EXСEL.
ЦЕЛЬ: Построение диаграмм для наглядного отображения табличных данных.
ЗАДАЧИ:
- Научить использовать возможности Exсel для построения диаграмм;
- Сформировать навык выбора более удачного типа диаграмм;
- Закрепить практические навыки работы в Excel.
ХОД УРОКА:
- Вступительное слово учителя.
- Презентация «Типы и виды диаграмм».
- Проверка усвоения необходимых теоретических знаний для выполнения практической работы.
- Практическая работа
- Итоги урока.
- Оценка деятельности учащихся.
- Выводы.
- Ребята, Тема нашего сегодняшнего урока – «Построение диаграмм в Excel». На предыдущих уроках мы уже учились строить диаграммы.
Вопрос: -Давайте вспомним, что же такое диаграмма?
Диаграмма – это графическое представление данных рабочего листа. Запишите это определение в тетрадь.
Вопрос: - Зачем нужны диаграммы?
Данные, представленные в графическом виде, становятся более наглядными и понятными.
Таково свойство человеческой психики: наглядность – важнейшее условие для понимания.
Excel дает возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, т.е. в виде таблицы, но и в виде диаграммы, которая облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Для построения диаграмм в Excel служит специальный инструмент – Мастер диаграмм.
Электронные таблицы Excel дает возможность использовать 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Это могут быть гистограммы, линейчатые диаграммы, графики, круговые и т.д.
Какую же диаграмму выбрать, чтобы представить данные наиболее наглядно?
На этот вопрос мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.
- Презентация.
Сегодня мы рассмотрим применение 6 типов диаграмм. По назначению их можно разделить на 3 группы:
- Диаграммы для наглядного представления процессов изменения величин (график);
- Диаграммы для наглядного представления о соотношении величин (круговая, кольцевая, обычная гистограмма, линейчатая);
- Диаграммы для наглядного представления многорядных данных (гистограмма с накоплением, линейчатая с накоплением, диаграмма с областями);
Во время просмотра презентации и объяснения учителя учащиеся заполняют в тетради таблицу:
Тип диаграммы | Назначение | |
1. | Круговая | Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений. |
2. | Кольцевая | Отражает соотношение частей и целого. Можно показать несколько рядов данных. |
3. | Линейчатая | Отражает соотношение величин. |
4. | Гистограмма | Показывает изменения в течение некоторого периода времени. |
5. | График | Отображает изменение данных за равные промежутки времени. |
6. | С областями | Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов. |
- А теперь давайте ответим на вопросы:
- Что такое диаграмма?
- Какие типы диаграмм вы знаете?
- Какие основные виды диаграмм?
- Что такое Мастер диаграмм?
- А сейчас перейдем к практическому применению знаний, которые вы сегодня получили. Я раздам задания, вам нужно будет по представленным данным выбрать наиболее подходящий тип диаграммы и построить ее.
Учитель раздает карточки с индивидуальными заданиями.
- Круговая –
«Суточный рацион»
В таблице приведены данные, отражающие суточный рацион взрослого человека. Представьте эти данные графически
Примерный суточный рацион взрослого человека со средней физической нагрузкой | |
Белки, г | 80,0 |
Жиры (при соотношении животных и растительных 55:45), г | 100,0 |
Углеводы ( из не более 50-100 г сахара), г | 400,0 |
Кальций, мг | 800,0 |
Фосфор, мг | 1200,0 |
Железо, мг | 114,0 |
Витамины, мг | |
А | 1,5 |
В1 | 1,7 |
В2 | 1,2 |
С | 70,0 |
«Использование домашнего компьютера»
В таблице представлены результаты проведенных исследований по использованию домашнего компьютера. Построить диаграмму, отражающую приведенные результаты.
Вид работы | % |
Игры | 8,2 |
Обработка текстов | 24,5 |
Ведение финансов | 15,4 |
Работа, выполняемая дома | 26,5 |
Образование | 8,8 |
Домашний бизнес | 16,6 |
- График
«Метеонаблюдения»
В таблице представлены результаты метеонаблюдений за сентябрь. Изобразите эти данные графически.
Показатель | Число | |||
1 | 2 | … | 30 | |
Температура, °С | 18 | 15 | 17 | |
Давление, мм рт.ст. | 745 | 720 | 730 | |
Относительная влажность, % | 67 | 50 | 72 |
«Рост Пети и Васи»
В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет - 125 см, в 11 лет – 132 см ,в 12 лет - 142 см, в 13 лет - 147 см, в 14 лет – 157 см, в 15 лет – 160 см. Вася соответственно 130, 135, 137, 142, 145, 150 и 152 см. Представить эти данные графически.
- Линейчатая
«Динамика изменения объемов ЖД и цен на них»
Динамика изменения объемов жестких дисков и цен на них приведена в таблице. Представить эти данные графически.
Месяц и год выпуска | Максимальная емкость, Гбайт | Средняя цена за 1 Гбайт, долларов |
Октябрь 1999 | 27,2 | 14,67 |
Март 2001 | 75,1 | 7,06 |
Март 2002 | 160 | 1,88 |
Ноябрь 2002 | 250 | 1,20 |
- С областями
«Зерновые культуры»
Сведения о площадях (в гектарах), отведенных под различные зерновые культуры в фермерском хозяйстве в течение нескольких лет, приведены в таблице. Построить диаграмму, иллюстрирующую изменение доли каждой культуры в общей площади зерновых культур.
Культура | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Пшеница | 10 | 16 | 16 | 20 | 23 |
Рожь | 4 | 5 | 8 | 8 | 8 |
Кукуруза | 3 | 3 | 3 | 4 | 7 |
«Изменение состава класса за годы обучения»
В таблице представлены сведения об изменении состава одного из классов школы за время обучения. Изобразить эти данные графически.
Год обучения | Мальчиков | Девочек |
1 | 12 | 14 |
2 | 11 | 14 |
3 | 11 | 14 |
4 | 11 | 13 |
5 | 11 | 15 |
6 | 12 | 15 |
7 | 12 | 15 |
8 | 13 | 15 |
9 | 13 | 14 |
10 | 13 | 14 |
- Гистограмма
«Заполнение жесткого диска»
Через месяц после приобретения компьютера у ученика 8б класса Мити Файликова на жестком магнитном диске общей вместимостью 10 Гбайт информацией было занято 0,6 Гбайт, через 2 месяца – 1,2 Гбайт. Эти и другие данные о заполнении диска в конце каждого месяца первого года использования компьютера приведены в таблице. Представить эти данные графически.
Номер месяца | Занято, Гбайт | Свободно, Гбайт |
1 | 0,6 | 9,4 |
2 | 1,2 | 8,8 |
3 | 1,5 | 8,5 |
4 | 1,9 | 8,1 |
5 | 2,6 | 7,4 |
6 | 2,8 | 7,2 |
7 | 3,9 | 6,1 |
8 | 4,3 | 5,7 |
9 | 4,5 | 5,5 |
10 | 5,4 | 4,6 |
11 | 5,5 | 4,5 |
12 | 6,1 | 3,9 |
«Обед для ребенка 1-3 лет»
В таблицу представлены данные, отражающие примерное меню обеда для ребенка от 1 до 1,5 года и от 1,5 до лет. Представьте эти данные графически.
От 1 до 1,5 года | От 1,5 до 3 лет | |
Салат | 25 | 35 |
Суп | 100 | 100 |
Мясное суфле | 55 | 65 |
Гарнир | 100 | 120 |
Компот или напиток | 100 | 150 |
6. Подведение итогов
Сегодня мы познакомились с применением различных типов диаграмм. Теперь вы сможете использовать эти знания при подготовке докладов, рефератов, оформления различных работ.
Вопросы:
- На какие 3 группы можно условно разделить диаграммы?
- Какие диаграммы применяются при отображении изменения величин во времени?
- Какие диаграммы применяются при отображении соотношения величин?
- Какие диаграммы применяются при отображении изменения величин во времени?
- Какие диаграммы проще, сложнее?
- Какие больше понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».
В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...
Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
информатика 5. Введение в информатику
разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....
Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"
Мероприятие по информатике для учеников 10 класса "Занимательная информатика"...
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...