11 класс. Моделирование
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Формирование у учащихся понятия моделирования как метода познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.14 КБ
Office spreadsheet icon epidemiya.xls20 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА №78, 11 КЛАСС

Тема:

Этапы моделирования

Класс:

11А

Учитель:

Паськова Татьяна Владимировна

Тип урока:

Комбинированный урок

Цель урока:

  1. Формирование у учащихся понятия моделирования как метода познания;
  2. Рассмотрение форм представления моделей.

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания;
  2. Сформировать у учащихся понятия «модель», «моделирование», «информационная модель»;
  3. Научиться строить информационные модели (словесные, графические и табличные);
  4. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая:

  1. Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;
  2. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;
  3. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Воспитывающая:

  1. Осуществлять эстетическое воспитание;
  2. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

УУД:

Личностные:

  1. Вырабатывает уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
  2. Осознает смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Регулятивные:

  1. Определяет цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании).
  2. Выдвигает версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
  3. Работает по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Коммуникативные:

  1. Излагает свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
  2. Различает в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
  3. Корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
  4. Создает устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
  5. Использует ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Познавательные:

  1. Находит (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
  2. Владеет смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
  3. Самостоятельно выбирает и использует разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее).
  4. Сравнивает объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ).

Представляет информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ.

Планируемые результаты:

Знать:

  1. Понятие модели
  2. Классификацию моделей по типам
  3. Зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата
  4. Необходимость уточнения модели для получения более точного результата

Уметь:

  1. Выделить исходные данные и результаты в простейших моделях
  2. Строить простейшие компьютерные модели
  3. Анализировать соответствующие модели и исходные задачи

Личностные:

  1. Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Метапредметные:

  1. Владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.;
  2. Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

Предметные:

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры
  2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства
  3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Познавательные:

  1. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  2. Знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала;
  3. Выделения существенного;
  4. Моделирование.
  5. Умение структурировать знания; рефлексия способов и условий
  6. Действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Виды деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Ключевые понятия:

«модель», «моделирование», «информационная модель»

Оборудование урока:

Мультимедийный комплекс компьютер+интерактивная доска; компьютерный класс;

ПО: MS Office – Word’2010, Excel’2010; учебник информатики: Информатика. Углубленный уровень. 10 класс, часть 2 / Поляков К.Ю., Еремин Е.А. – М., БИНОМ, 2013;

раздаточный материал

Методы работы:

Информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический

Ход урока

Название этапа

Методический комментарий

1

Организационный момент и постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (2 минуты)

На столах у ребят находятся детские игрушки: кубики, машинка, кукла, глобус, самолет – модели более крупных объектов

Что объединяет все эти игрушки?

Но модели должны же из чего-то получаться. Как называется процесс построения моделей?

Процесс построения моделей называется моделированием.

Тема урока «Моделирование как метод познания».

2

Актуализация деятельности

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека.

Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили. И случилось непоправимое...

3

Введение нового материала (15 минут)

Сегодня в своей деятельности человек очень часто использует модели. Рассмотрим основные понятия.

Модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления.

Существуют  различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления.

Системный подход к моделированию: табличные модели, дмаграммы, иерархические одели, сетевые модели, игровые стратегии.

4

Физическая минутка (1минута)

5

Обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы (5 минуты)

Решение задач: §7 №№ 4, 6, 10

6

Практическая работа (15 минут)

§10, Задача №3: Моделирование эпидемии

7

Подведение итогов урока (2 минуты)

Ответить на вопросы: §7 №№ 1, 4

8

Домашнее задание;

§7, Задачи №№ 9, 12, 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Материал к уроку информатики в 5 классе "Моделирование окружающего мира"

Предлагаемый материал к уроку информатики в 5 классе представляет взаимосвязанные между собой электронную презентацию, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» профессора М...

Мастер-класс "Моделирование экскурсионной программы"

Со словом экскурсия у каждого  из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе челове...

Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы"

Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы" поможет подготовить экскурсия к любому историческому объекту....

мастер -класс"Моделирование образа средствами музыки"

нове технологии в работе на уроках музыки...

Открытый урок в 6 классе"Моделирование юбки"

Этот открытый урок в 6 классе проводился по теме педсовета "Технология коллективного способа обучения,как одно из средств формирования ключевых компетенций".Этот урок находится в системе уроков по кон...

Тест по информатике 9 класс "Моделирование"

Тест для 9 класса по информатике на 4 варианта...