Разработка урока по информатике и ИКТ в рамках ФГОС ООО по теме «Програм-мирование ветвлений на Паскале»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Разработка урока по информатике и ИКТ в рамках ФГОС ООО по теме «Программирование ветвлений на Паскале»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 138.5 КБ |
презентация | 82.72 КБ |
презентация к уроку | 872.5 КБ |
Самостоятельная работа к уроку | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра информационно-коммуникационных технологий
ИТОГОВЫЙ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА
Разработка урока по информатике и ИКТ в рамках ФГОС ООО по теме «Программирование ветвлений на Паскале»
по курсу кафедрального инварианта
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя информатики (в условиях реализации ФГОС ОО)"
Слушатель:
Фролова Наталия Владимировна
Место работы
МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, Моск. обл.
Руководитель:
кандидат пед. наук, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий
Шаронова Ольга Владимировна
2016г.
Технологическая карта урока (ФГОС)
Автор | Фролова Наталия Владимировна |
Предмет, класс | Информатика 9 класс |
УМК | УМК «Информатика» для 7-9 классов, авторы И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова |
Тема: | «Программирование ветвлений на Паскале» |
Тип урока по целеполаганию: | Открытие нового знания. |
Цель урока: |
|
Задачи урока: |
|
Основные термины и понятия темы: |
|
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Личностные:
Предметные: Знать:
Уметь:
Метапредметные:
|
Организация пространства | Учебный кабинет. Интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютеры. |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Правила поведения в кабинете. |
Используемые виды оценивания | Накопительная система оценки |
Межпредметные связи | Русский язык, физика, математика |
Формы работы | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы | Компьютеры, учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board, проектор. |
Использованные ресурсы: -литература; -дидактические материалы -ссылки на ЭОР | Литература;
Семакин И. Г.
Дидактические материалы:
Интернет-ресурсы
|
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих | Слушают | 1 мин. | |
2 | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний | На экране слайд с вопросами письменного/устного опроса. Раздать обучающимся листочки с вопросами со слайда (на 2 варианта). | Ответьте на вопросы, указав правильные ответы в ячейках таблицы справа от вопроса. Учитель собирает работы | Ученики записывают ответы рядом. Ученики сдают работы | 7 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | На экране слайд с вопросами письменного/устного опроса. | Проводит фронтальный опрос: см. Таблица 3. | Слушают и отвечают на вопросы. | 6 мин |
4 | Изучение нового материала | На рабочем месте каждого ученика лежит лист бумаги с блок-схемами-заготовками задач, задачи не подписаны. Таблица 3 На экране презентация учителя. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | На прошлом уроке мы составляли программу для решения задачи нахождения расстояния между двумя машинами. Вопрос 1. Какую структуру имел алгоритм, описывающий решение данной задачи? Попробуем решить известными способами новую задачу. Диктует условие задачи. Задача 1. Из двух введенных с клавиатуры чисел выбрать меньшее/большее. Вывести его на экран. Можно ли с помощью линейной структуры решить эту задачу? В таком случае нам поможет алгоритмическая структура Ветвление. Напишите алгоритм в словесной форме, затем найдите блок-схему, соответствующую данной задаче. Заполните блоки. (полное ветвление) А как по-другому можно решить эту задачу? (неполная форма ветвления) Запишите второй способ решения задачи. Заполните блок-схему. А теперь запишем решение блок-схему со структурой полного ветвления на школьном алгоритмическом языке (записывает на доске) А второй способ запишите сами. Что у вас получилось? Для описания структуры ветвления на языке Паскаль существует условный оператор и мы его сейчас запишем. Просто переведите условие на английский язык. Запишем в тетрадь полную и неполную форму оператора ветвления. А теперь решим еще одну задачу Задача 2. Упорядочить значения двух переменных Х и У по возрастанию. Как это сделать? Нам понадобится третья переменная, для промежуточного хранения значения одной из упорядочиваемых переменных. (разбираем задачу, заполняем блок-схему, записываем алгоритм решения на школьном алгоритмическом языке). Теперь запишем программу на Паскале. Оператор ветвления в Паскале предполагает наличие только одной команды после ключевого слова then или else. А нам нужно записать 3 оператора. Выход в использовании т. н. операторных скобках begin – end, в которые мы заключаем 3 оператора присваивания через ; |
Ответ 1. Линейную структуру. Предлагают способы решения, обдумывают структуру алгоритма. Нет, нам необходимо проверять условие, и выполнять разные действия. Предлагают алгоритм решения задачи. Записывают в лист и в тетрадь. Ребята записывают в тетрадь, затем отвечают. Ребята предлагают варианты решения. | 18 мин |
5 | физкультминутка | Учитель показывает упражнения. | Выполняют упражнения. | 2 мин | |
6 | Подведение итогов урока, рефлексия | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки. | Анализируют свою работу на уроке, выполняя задания из коллекции, обсуждают, высказывают свое мнение, работая в группах. | 8 мин |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашняя работа с использованием Интернет-ресурсов. Домашняя работа№25. | Озвучивает домашнее задание: Используя Интернет-ресурсы и учебник пп. 12, 13, 14, письменно выполнить домашнее задание №25. | Записывают задания в дневники. | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Программирование ветвлений на Паскале
(Тема урока)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Алгоритмы с ветвящейся структурой | презентация | презентация | Авторская презентация учителя на локальном компьютере |
2 | Демонстрация алгоритма с полным ветвлением «Больше двух». Демонстрация алгоритма с неполным ветвлением «Больше двух» | презентация | презентация | |
3 | Домашнее задание № 25 | Текстовый документ формата rtf | текст |
Таблица 3
Введение в языки программирования. Паскаль. Линейные алгоритмы.
Вариант 1.
вопрос | ответ |
1.Что такое программирование? | |
2. Что такое величина? Перечислите основные типы величин. | |
3. Как записать команду ввода на языке Паскаль? | |
4. Как записываются знаки арифметических операций в языке Паскаль? | |
5. С какого слова начинается раздел операторов (исполняемая часть) в языке Паскаль и каким словом заканчивается? Приведите пример. |
Вариант 2.
вопрос | ответ |
1.Что такое система программирования? | |
2. Перечислите команды для работы с величинами. | |
3. Как записать команду вывода на языке Паскаль? | |
4. Что такое оператор? | |
5. Как записывается раздел описания переменных в языке Паскаль? Приведите примеры (для целых и для вещественных переменных). |
Таблица 3
Задача .___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать представления учащихся об устройствах вывода информации Научить различать составляющие компьютера и их назначение Формирование умения работать с ЭОР 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Задачи урока: Обучающая – познакомить учащихся с алгоритмической структурой ветвления на языке Паскаль Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Основные термины и понятия темы: Оператор ветвления, полная форма Оператор ветвления, неполная форма Составной опрератор 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Планируемые результаты: 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. Предметные: Знать: как организовать ветвящуюся структуру на Паскале; полную и неполную формы условного оператора. Уметь: определять структуру алгоритма решения задачи; грамотно записывать оператор ветвления; просматривая материал урока, записывать главные мысли в тетрадь. Метапредметные : Познавательные УУД: изучить оператор ветвления и составной оператор; научиться грамотно записывать операторы ветвления в тексте программы; применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики. Регулятивные УУД выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные УУД формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Использованные ресурсы: Литература; «Информатика 9» учебник 9 класса, авторы И. Г. Семакин, Л. А. Залогова , С. В. Русаков, Л. В. Шестакова М: Бином. Лаборатория знаний, 2011. Семакин И. Г. Информатика: Программа для основной школы: 7-9 классы/ И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Дидактические материалы: Презентация учителя: «Алгоритмы с ветвящейся структурой». Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях / И. Г. Семакин, Т. В. Ромашкина . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2016 Интернет-ресурсы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Структура и ход урока Организационный момент Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний Актуализация опорных знаний Изучение нового материала Физкультминутка Подведение итогов урока, рефлексия Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Используемые материалы Презентация учителя Самостоятельная работа Раздаточный материал к уроку 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Спасибо за внимание;-) 22.04.2016 Фролова Н. В. МОУ Школа №11 г. о. Жуковский, МО
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача 1 . Из двух чисел выбрать большее. Вывести его на экран. Исходные числа вводить с клавиатуры. Блок-схема Структура полное ветвление начало конец Ввод А, В Вывод С А >B C:=A C:=B да нет Программа на Паскале Решение задачи в конструкторе алгоритмов
начало Ввод А, В А >B C:=A да нет С :=B Вывод С конец Структура неполного ветвления операция Проверка условия А В С Ввод А, В 7 5 - С:=В 7 5 5 А >B да 7 5 5 C :=А 7 5 7 Вывод С 7 5 7
Оператор ветвления на Паскале Если < условие > , то < оператор 1 > иначе < оператор 2 > If <условие>, then <оператор 1> else <оператор 2> ; Например, If A
Задача 2 . Упорядочить значения двух переменных Х и У по возрастанию Блок схема. нет да Решение задачи в конструкторе алгоритмов
Оператор ветвления на Паскале Если < условие > , то < оператор > If <условие>, then <оператор > ; Например , If X>Y , then begin C:=X; X:=Y; Y:=C ; end; Составной оператор, begin … end операторные скобки
Задача 3 . Найти наибольшее значение среди трёх величин А, В, С. Блок схема. Последовательное ветвление начало конец Ввод А, В, С Вывод D А >B C>D D:=A D:=B D:=C да нет да нет
Задача 1 . Из двух чисел выбрать меньшее. Вывести его на экран. Исходные числа вводить с клавиатуры. Program MID_1; Var A,B,C:real; { вещественный тип } Begin readln(A,B); If A < B then C:=A else C:=B; writeln(c); End. MID_1.pas
Программирование диалога с компьютером Program MID_1D; Var A,B,C:real; { вещественный тип } Begin writeln(‘ Введите числа А и В для сравнения ’); readln(A,B); If A < B then C:=A else C:=B; writeln(‘Меньшее из чисел равно’, С) writeln(‘ Всего доброго ! ’); End. MID_1D.pas
Домашнее задание §§ 12 , 13, 14; Д/з № 25
Предварительный просмотр:
Введение в языки программирования. Паскаль. Линейные алгоритмы.
Вариант 1.
вопрос | ответ |
1.Что такое программирование? | |
2. Что такое величина? Перечислите основные типы величин. | |
3. Как записать команду ввода на языке Паскаль? | |
4. Как записываются знаки арифметических операций в языке Паскаль? | |
5. С какого слова начинается раздел операторов (исполняемая часть) в языке Паскаль и каким словом заканчивается? Приведите пример. |
Введение в языки программирования. Паскаль. Линейные алгоритмы.
Вариант 2.
вопрос | ответ |
1.Что такое система программирования? | |
2. Перечислите команды для работы с величинами. | |
3. Как записать команду вывода на языке Паскаль? | |
4. Что такое оператор? | |
5. Как записывается раздел описания переменных в языке Паскаль? Приведите примеры (для целых и для вещественных переменных). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"
Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....
Технологическая карта со сценарием блог-урока по информатике в 6 классе согласно ФГОС ООО по теме «Кодирование текстовой информации»
Адрес блога http://shorohovaen.blogspot.ru/Предмет: информатика и ИКТ.Класс: 6.Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Инфор...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить химический состав...
Разработка урока математики в 5 классе в рамках ФГОС «Сложение и вычитание десятичных дробей»
ПредметМатематикаКласс5Авторы УМКА.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.Я.ЯкирТема учебного занятия«Сложение и вычитание десятичных дробей» Тип учебного занятияУрок открытия новых знаний, обре...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...
Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс
Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...