Технологическая карта со сценарием блог-урока по информатике в 6 классе согласно ФГОС ООО по теме «Кодирование текстовой информации»
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Шорохова Екатерина Николаевна, учитель I квалификационной категории

Адрес блога   http://shorohovaen.blogspot.ru/

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 6.

Программа: Информатика. Программы для  общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы/[авт.-сост. Л.Л Босова]

Тема урока: Кодирование текстовой информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.

Методы обучения:

-       наглядные;

-       словесные;

-       письменные.

Задачи:

образовательная:

-       сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;

 развивающая:

-       развивать логическое мышление, познавательный интерес;

 воспитательная:

-       воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Предметные результаты:

-       формирование представления о кодировании текстовой информации;

-       формирование умения выполнять основные операции при кодировании с помощью кодовых таблиц.

Знать:      

-       что такое кодирование информации;

-       способ кодирования текстовой информации.

Уметь:     

-       применять на практике кодирование текстовой информации.

Метапредметные результаты:

-       умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-       умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе;

-       умение осознанно строить речевое высказывание;

-       умение вести самостоятельную работу с материалом учебника;

-       формирование способности регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

-       формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные образовательные результаты:

-       формирование ответственного отношения к учению;

-       осознание своих возможностей.

Оборудование:

-       компьютер;

-       мультимедийный проектор, экран;

-       MS Office Word 2007;

-       доступ в Интернет;

пакеты дополнительного материала для учеников (раздается таблица кодировки ASCII).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Промышленновская основная общеобразовательная школа № 3»

Технологическая карта со сценарием блог-урока

по информатике в 6 классе согласно ФГОС ООО

по теме «Кодирование текстовой информации»

Исполнитель:

Шорохова Екатерина Николаевна,

учитель информатики

МОБУ «Промышленновская ООШ № 3»

Промышленная  2014

Оглавление

Общая часть……………………………………………………………………………………………………………………...……..…….3

Технологическая карта…………………………………………………….………………………………………………………….....…..5

Организационная структура урока……………………………………………………………………………………………………….…5

Этап 1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)……………………………………………………………….5

Этап 2. Актуализация знаний………………………………………………….………………………………………………………….…5

Этап 3. Проблемное объяснение нового знания …………………………………………………………………………………………..7

Этап 4.  Закрепление…………………………………………………………...………………………………………………………….…9

Этап 5. Итог урока (рефлексия деятельности)……………………………………………………………………………….…………....9

Перечень используемых на данном уроке ЭОР (презентация)………………….………………………………………………..……..11

Приложение 1…………………………………………………………………….…………………………………………………………12

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 6.

Программа: Информатика. Программы для  общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы/[авт.-сост. Л.Л Босова]

Тема урока: Кодирование текстовой информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.

Методы обучения:

  • наглядные;
  • словесные;
  • письменные.

Задачи:

образовательная: 

  • сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;

 развивающая: 

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;

 воспитательная: 

  • воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Предметные результаты:

  • формирование представления о кодировании текстовой информации;
  • формирование умения выполнять основные операции при кодировании с помощью кодовых таблиц.

Знать:         

  • что такое кодирование информации;
  • способ кодирования текстовой информации.

Уметь:         

  • применять на практике кодирование текстовой информации.

Метапредметные результаты:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе;
  • умение осознанно строить речевое высказывание;
  • умение вести самостоятельную работу с материалом учебника;
  • формирование способности регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные образовательные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • осознание своих возможностей.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • MS Office Word 2007;
  • доступ в Интернет;
  • пакеты дополнительного материала для учеников (раздается таблица кодировки ASCII).

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий, например, демонстрация ЭОР)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

1

Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

2

2

Актуализация знаний

2

1

Зайдите на блог-урок http://shorohovaen.blogspot.ru/p/blog-page_7669.html обсудите вопросы в группе (4 человека - как сидите), сформулируйте ответ, а затем один из группы введёт ответы на вопросы на стену Padlet.

  1. Вспомните. Чем мы занимались на последних уроках информатики?
  2. А почему нас заинтересовала двоичная система?
  3. Какие коды мы еще знаем, вспомните, какими способами мы шифровали информацию? (обсуждаем ответы)

На слайде азбука «Морзе» (слайд 2)

Сколько знаков используется в данном коде?

Какие это знаки?

Что это вам напоминает?

Заменим «●» – на «0» , «▬» –  на «1»

Давайте зашифруем слово «память»:

п

а

м

я

т

ь

● ▬ ▬ ●

● ▬

▬ ▬

● ▬ ● ▬

▬ ●● ▬

0110

01

11

0101

1

1001

 

А теперь запишем шифровку в строчку: ● ▬ ▬ ●● ▬ ▬ ▬ ● ▬ ● ▬ ▬ ▬ ●● ▬

 или в двоичном коде: 01100111010111001

Таким образом, получили двоичный код слова «память»

А  теперь попробуем расшифровать следующий код: 001010111101

● ● ▬ ● ▬ ●▬ ▬ ▬ ▬ ● ▬

Кто справился? У кого нет ответа?

 Что вы не смогли сделать?

Рассмотрите это задание. Что мешает вам расшифровать его?

 С остальными буквами ситуация не легче.

 Значит в чем причина затруднения?

Сформулируйте цель урока.

Сформулируйте тему урока.

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Что вам может помочь в достижении цели?

Составьте план действий.

Историческая справка (слайд 3, 4)

1.Переводили числа из десятичной с.с. в двоичную с.с. и обратно

2.Узнали, что всякая информация в ПК представляется в виде «0» и «1», т.е. в двоичном коде

3. Азбука Морзе,  числа.

Два

«точка» и «тире»

Два символа -двоичный код

«урок»

Мы не смогли расшифровать слово одним способом.

Первой буквой может быть Е (●  ), И(● ●) , У(● ● ▬ ), Ф(● ● ▬ ●  .

Много кодов подходит, потому что не знаем длины кода, она всегда разная, посмотрим таблицу : длина ровна от 1 до 6

узнать как кодируются текстовая информация в памяти компьютера.

Кодирование текстовой информации

Изученное на прошлом уроке.

Чтобы кодировать информацию нужно сделать одинаковую длину кода

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

6

3

Проблемное объяснение нового знания

1

Что происходит в компьютере, когда мы нажимаем какую-либо клавишу на клавиатуре?

А что происходит, когда символ выводится на  экран монитора?

 (слайд 5)

А если много символов подряд вводится? Компьютер также как и мы запутается, но мы знаем, что компьютер – бездумный исполнитель алгоритмов. Как  же ему помочь?

Если мы  сделаем длину кода (количество двоичных цифр в коде) постоянной?

Например,  код символа  “d”  –  1100100 (7 цифр)

                                            “я”  – 11101111 ( 8 цифр) 

Как можно сделать одинаковую длину? Какая длина должна быть?

Почему?

Запомнить! Цепочка из 8 «0» и «1» называется БАЙТ. (слайд 6)

Что нужно сделать с кодами  длина которых меньше 8-ми? Если мы к любому десятичному числу припишем  слева «0» или несколько нулей, оно измениться?

А  код  – это тоже число, только двоичное. Можем дописать столько «0», сколько не хватает до 8-ми цифр.

Тогда код символа  “d”  –  01100100 (8 цифр). (слайд 7, 8)

Теперь  осталось определить какой код –  какому символу соответствует. Для этого  была  создана  кодовая таблица ASCII(American Standard Code  for Information  Interchange).  В таблице каждому символу компьютерного алфавита (т.е. символы, которые можно набрать с помощью клавиатуры ) ставится в соответствие  двоичное число. (слайд 9, 10)

 Кодовая таблица в система Windows (слайд 11)

Теперь компьютер может поделить весь двоичный код на группы по 8 символов и бездумно декодировать их. 

 

Знакомимся с другими таблицами кодировки: кодировка русского алфавита, таблица кодировки Unicode, таблицы кодировки русскоязычных символов (слайд 12, 13, 14, 15).

Кодирования символов в различных таблицах (слайд 16)

Задание. Декодировать текст с помощью кодовой таблицы ASCII 111 109 112 117 116 101 114 (слайд 17)

Задание. Работа в текстовом редакторе MS Word (слайд 18)

Происходит кодирование нажатого символа при помощи двоичного кода и запись полученного кода передается в оперативную память.

Происходит обратный процесс – декодирование  (в памяти двоичный код , а на экране символ )

Надо выбрать максимальную из возможных длин (8).

Чтобы было возможно закодировать символы  код которых имеет длину 8.

Нет.

Обучающимся раздаются соответствующие кодовые таблицы, декодируют текст и получают computer.

Обучающиеся выполняют задание на компьютере в MS Word.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

16

Физическая минутка.

4

Закрепление

2

Практическое задание выполняется в блог-уроке http://shorohovaen.blogspot.ru/p/blog-page_8704.html

Задание 1. Закодировать с помощью ASCII-таблицы: "Информатике учиться всегда пригодится".
Задание 2. Декодировать с помощью ASCII-таблицы:
11010000 10010100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111110 11010000 10110011 11010001 10000011 100000 11010000 10111110 11010001 10000001 11010000 10111000 11010000 10111011 11010000 10111000 11010001 10000010 100000 11010000 10111000 11010000 10110100 11010001 10000011 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001 101100 100000 11010000 10110000 100000 11010000 10111000 11010000 10111101 11010001 10000100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111100 11010000 10110000 11010001 10000010 11010000 10111000 11010000 10111010 11010001 10000011 100000 101101 100000 11010000 10111100 11010001 10001011 11010001 10000001 11010000 10111011 11010001 10001111 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001 

Переходят на блог-урок -  вкладка «Изучение нового материала» выполняют задание на стене Padlet

(работа выполняется в группах, каждой группе необходимо закодировать слово, затем расставить полученные слова так, чтобы получилось предложение). В группе договариваются кто будет вводить правильный ответ в интеллектуальную карту

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усвоенного содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

16

5

Итог урока (рефлексия деятельности)

2

1

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Зайдите на блог-урок http://shorohovaen.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Задание: создайте "Облако слов"  своих впечатлений от урока и разместите готовую ссылку в комментариях к этой вкладке. Для этого заполните таблицу предложенную ниже. Нужные инструкции найдете на вкладке «Рефлексия, домашнее задание»

Домашнее задание произвести кодирование стихотворения из 4-х строк (до 100 символов), п. 3.1. (слайд 19)

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

5

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Каким образом ресурс может использоваться на уроке?

Все, что вам понадобится

1

Мультимедийная презентация

слайды

Презентация «Кодирование текстовой информации»

Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов

Проектор, экран, ПК

2

Блог-урок

гиперссылки

Блог-урок

Для выполнения групповых заданий, самостоятельного изучения пропущенного урока, проведения рефлексии

Интернет, ПК, адрес блога http://shorohovaen.blogspot.ru/

Приложение 1

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)        I этап урока

                 «Покажи своё лицо»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Практическая работа "Кодирование текстовой информации" 9 класс

Доброго времени суток, коллеги!!Хотелось бы поделиться с Вами своей разработкой урока. Урок подготовлен с учетом ФГОС. При проведении данного урока рекомендую предварительно рассказать учащимся о крит...

Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс

Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....

Урок для 6-го класса.Предмет Информатика. Тема "Кодирование текстовой информации".

Урок разработан в ТДМ(технология деятельгосатного метода)....

Урок информатики в 8 классе по теме: "Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита"

Конспект урока информатики в 8 классе с использованием информационных и здоровьесберегающих технологий. Целью урока является формирование понятий кодирования и декодирования информации. Урок содержит ...

Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе на тему: Кодирование текстовой информации

закрепить знания обучающихся об информационных процессах; обратить внимание обучающихся на многообразии кодов в нашей жизни; сформировать общие представления о роли кодирования информации; закрепить п...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Технологическая карта внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 7 класс «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»

Образовательные:- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа;-сделать процесс чтения более эффективным.Развивающие: -...