Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка содержит конспект урока и технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_sostav_kletki.doc | 613.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Автор: Попова Марина Владимировна, учитель биологии Муниципального образовательного учреждения Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Форма урока: урок-исследование;
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник: Биология: 5 класс / И.Н. Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова.- М. : Вентана-Граф, 2013.-128с. ;
- презентация к уроку в программе PowerPoint 2003;
- Рабочая тетрадь на печатной основе
- Рабочие листы.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять химический состав в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный. 2. Актуализация знаний. 3. Целеполагание. 4. Мотивация. 5. Изучение нового материала . 6. Физкультминутка. 7. Обобщение нового материала. 8. Контроль новых знаний /тест/. 9. Домашнее задание 10. Рефлексия. | 1 мин 3 мин 2,5 мин 2,5 мин 19 мин 1 мин 5 мин 3 мин 1 мин 2 мин |
Ход урока
- Организационный этап (1 мин).
Мотивация
1.слайд
1Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.
На демонстрационном столе стоит лабораторное оборудование. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного.
Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?
- Актуализация знаний (3 мин)
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. Фронтальная работа с кроссвордом на доске.
х | Л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы |
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
г | у | К |
2.Ученый открывший клетку.
м | и | К | р | о | с | к | о | п |
3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
ф | о | т | о | с | и | н | т | Е | з |
4. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
в | А | к | у | о | л | ь |
5. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
м | и | Т | о | х | о | н | д | р | и | я |
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.Письменная тестовая работа по индивидуальным карточкам. Учащиеся проверяют ответы (взаимопроверка), сопоставляют с правильным ответом на слайде.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Ткань, образующая покровы тела (входит в состав кожи)
а) эпителиальная, б)механическая, в) покровная, г) соединительная
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация:
а)ядро, б)митохондрия, в)вакуоль, г) цитоплазма
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
III. Целеполагание (2,5 мин).
Как вы думаете, чем занимаются ученые?
/Ученики дают свои ответы/
Слайд 2
Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.
Слайд 3. На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Какую? Вы позже назовете сами.
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/
Слайд 4.
Объектом исследования являются органы растений
Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?
/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/
Предмет исследования: их химический состав клетки.
Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят клетки живых организмов, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?
/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/
Гипотеза: клетки состоят из органических и неорганических веществ.
Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...
/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/
Цель: изучение химического состава клетки.
Слайд 5.
IV. Мотивация (2,5 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав клеток растений;
А зачем нам знать их химический состав?
2. выявить практическое значение растительных веществ;
3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 6. Тема: Химический состав клетки.
V. Актуализация нового материала.(19 мин)
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Из чего состоят химические вещества? (Из атомов).
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
А сейчас начинается самое интересное.
Слайд 7.
Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!
Вы сейчас как самые настоящие ученые проведете исследования, подойдите к демонстрационному столу.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян
Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
2. Взвещивание
Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения)
Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты.
Роль воды в клетке:
- Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
- Входит в состав цитоплазмы.
- Составляет основу клеточного сока.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
- хвощ – растет, там где кислые почвы.
Роль минеральных солей в клетке:
- Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
- Входят в состав межклеточного вещества.
- Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт.
Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.
Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
Проделаем еще один опыт
Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел)
Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)
А что такое тростник и свекла? (Растения)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)
Роль углеводов в клетке:
- Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)
Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
- Физкультминутка(1 мин)-
- Обобщение нового материала (1 мин)- слайд
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.
Мы выяснили химический состав растений?
Мы выявили практическое значение растительных веществ?
Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
VIII. Контроль новых знаний(3 мин)- слайд
Тест:
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
IX. Домашнее задание. -cлайд (1 мин)
Всем:
Параграф §6, вопросы на странице 39, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42.
На выбор:
- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
X. Рефлексия. (2 мин)
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
Используемая литература:
- Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
- Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.
Урок 5 классе
Учитель: Попова Марина Владимировна
Тема урока: «Химический состав клетки» Тип урока:урок усвоения новых знаний. Место урока:урок №7 в 1 разделе «Биология- наука о живой природе» (9ч) |
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД): знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие. - развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; определять химический состав клетки с помощью опытов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Планируемые результаты: Личностные- - - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Метапредметные- - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Предметные- - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических. |
Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель. |
План урока:
|
Учебник Биология: 5 класс / И.Н. Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова.- М. : Вентана-Граф, 2013.-128с. |
Методы:
Формы работы учащихся: Организация деятельности учащихся на уроке: -самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; -работают с алгоритмом при выполнении заданий; - проектная деятельность. -отвечают на вопросы; -решают самостоятельно тестовые задания; -оценивают себя и друг друга; -рефлексируют. |
Структура и ход урока
Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химический состав клетки»
по учебнику И.Н. Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова.- М. : Вентана-Граф, 2013.-128с.
(по требованиям ФГОС)
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) | Формируемые познавательные УУД | Формируемые регулятивные УУД | Формируемые коммуникатив-ные УУД | Формируемые личностные УУД |
1 | Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку;организация внимания. | Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения. |
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке. Слушание домашнего творческого задания | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Самоопределение |
3 | Целеполагание
| Подведение к цели урока Постановка целей, задач урока, | Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы: Чем занимаются ученые? Что будет являться объектом нашего исследования? Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать? Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят клетки живых организмов, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу? Тогда нашей с вами целью будет... чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем. | Определяют цель урока. Отвечают на вопросы учителя: -исследованиями -органы растений, -химический состав клеток -клетки состоят из органических и неорганических в-в -изучение химического состава клетки -экспериментально выяснить химический состав клеток растений -выявить практическое значение растительных в-в -подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу | 2,5 | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение |
4 | мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | 2,5 | Самостоятельное -формулирование задач для достижения цели. | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение | ||
5 | Актуализация нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы «Химический состав клетки» | Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». Вместе с учащимися показывает деманстрационные опыты: -на наличие воды в клетках, -по определению массы золы в клетках растений, -доказывающий наличие углеводов в клетке, -доказывающий наличие жира в клетке, -доказывающий наличие белка в клетке Создает проблемную ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. | Читают текст учебника, составляют схему записывают в опорных листах все действия и измерения и выводы Делают вывод о химическом составе клетки | 19 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | Планирование, прогнозирование, умение делать выводы | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение |
6 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Встали-встали, потянулись И дрг другу улыбнулись Руки вбок, один прыжок, А потом присели, Всталиручками встяхнули, Встали ножками стряхнули, И за парты сели. | Выполняют вместе с учителем Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 1 | ||||
7 | Обобщение нового материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. | Вернемся к задачам на урок: мы выяснили химический состав клетки? мы выявили практическое значение растительных в-в? Как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических в-в? | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно отвечают на вопросы, | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
8 | Контроль новых знаний | Самооценка результатов выполнения теста | Объявляет критерии выставления оценки. | Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами. Оценивают себя. | 3 | Выделение и формулирование цели проектной деятельности | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать, высказывать свою точку зрения, умение вести диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 1 | Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка | Практико ориентированное | |
10 | Рефлексия. | Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Все ли вам было понятно на уроке? -какая часть урока показалась самой интересной? Какая часть вызвала затруднение? Какое у вас настроение после урока? -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 2 | Оценка своей деятельности и других людей | Смыслообразование |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Ребята, добрый день! Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории. На демонстрационном столе стоит лабораторное оборудование. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного. Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились? | Учащиеся готовы к началу работы. |
II . Актуализация знаний. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. Письменная тестовая работа по индивидуальным карточкам. | Учащиеся проверяют ответы (взаимопроверка), сопоставляют с правильным ответом на слайде. |
III.Целеполагание. Как вы думаете, чем занимаются ученые? правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки. Слайд 3. На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования? Объектом исследования являются органы растений Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать? Предмет исследования: их химический состав клетки. Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят клетки живых организмов, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу? Учитель: Тогда нашей с вами целью будет... | Слушают стихотворение, анализирубт его для себя. Смотрят компьютерную презентацию. Отвечают на вопросы учителя /Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/ Ученики дают свои варианты гипотезы, Гипотеза: клетки состоят из органических и неорганических веществ. /Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/ Цель: изучение химического состава клетки. |
IV. Мотивация (3 мин). Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем. Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока. Слайд 6. Тема: Химический состав клетки. | /Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/ Задачи: 1. экспериментально выяснить химический состав клеток растений; А зачем нам знать их химический состав? 2. выявить практическое значение растительных веществ; 3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. |
V. Актуализация нового материала.(19 мин) Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. А сейчас начинается самое интересное. Слайд 7. Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем! Вы сейчас как самые настоящие ученые проведете исследования, подойдите к демонстрационному столу. №1Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы по 48г. Один из них высушила. Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения) мы взвесили сухой лист — его масса составила 29г. , давайте посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты. Какой сделаем вывод? Учитель: мы заранее с вами сожгли сухой лист капусты, масса золы оказалась- 5г, какова масса органического вещества? Каких веществ в клетках больше: органических или неорганических? Учитель: прочитайте в учебнике на с.26 пункт «Роль неорганических веществ в клетке» и на листочках дополнительный материал. Сделайте вывод какова роль воды в клетке и минеральных солей. №4 Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала (капаем йод на срез картофеля) Какой вывод мы можем сделать? В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно,) А что такое тростник и свекла? (Растения) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно,) Прочитайте в учебниках на с.27 пункт «Роль органических веществ в клетке» и дополнительный материал на листочках. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? №5 Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? №6 Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. | Читают текст учебника и дополнительный материал, данный учителем. по очереди выполняют опыты вместе с учителем отвечают на вопросы учителя Делают вывод: в листьях капусты много воды Ученик: Объектами нашего исследования были листья капусты. После их сжигания, осталась зола . Мы сделали вывод: органы растения содержат минеральные вещества. Органических веществ в клетке больше. Роль воды в клетке:
Роль минеральных солей в клетке:
Вывод: В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода) -из сахарного тростника или свеклы -Растения Вывод: в клетках растений содержится сахар -Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
-жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. |
Встали-встали, потянулись И друг другу улыбнулись Руки в бок, один прыжок А потом присели, Встали ножкам (ручками) встряхнули И за парты сели. (повторять 2 раза) | Выполняют физкультминутку Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок. Мы выяснили химический состав растений? Мы выявили практическое значение растительных веществ? Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
| Отвечают на вопросы учителя, подводят итог исследований, самостоятельно делают вывод |
VIII. Контроль новых знаний(3 мин)- слайд тест на слайде | Выполняют тест и сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают себя |
IX. Домашнее задание. -cлайд (1 мин) Всем:Параграф §6, вопросы на странице 27, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42. На выбор: Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
| Записывают домашнее задание в дневники |
X. Рефлексия. (2 мин) Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям - явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. | Отвечают на вопросы учителя, при помощи смайликов выражают свое психологическое состояние Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В СОСТАВЕ КЛЕТКИ РАСТЕНИЙ»
Ф.И. _________________________
ЧТО ДЕЛАЕМ | НАБЛЮДЕНИЯ | ВЫВОДЫ |
| ||
| m (св. листа)= m (сух. Листа) = m (воды в листе) = | |
| m (листа) = m (золы) = m (орг. в-в) = m (листа) – m (золы) | |
| ||
и добавим раствор йода | ||
Раздавим семена обратной стороной ручки или карандаша | ||
|
Ф.И. ученика___________________
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Ткань, образующая покровы тела (входит в состав кожи)
а) эпителиальная, б)механическая, в) покровная, г) соединительная
Критерии оценивания: 0 ошибок- 5
1 ошибка- 4
2-3 ошибки- 3
4 ошибки- 2
Оценка по взаимоконтролю
Тест:
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
Домашнее задание
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Ф.И. ученика___________________
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация:
а)ядро, б)митохондрия, в)вакуоль, г) цитоплазма
4. Для какой клетки характерен процесс фотосинтеза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
Критерии оценивания: 0 ошибок- 5
1 ошибка- 4
2-3 ошибки- 3
4 ошибки- 2
Оценка по взаимоконтролю
Тест:
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
Домашнее задание
На выбор:
1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Доплнительный материал к уроку
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
- хвощ – растет, там где кислые почвы.
Роль минеральных солей в клетке:
Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
- Входят в состав межклеточного вещества.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Роль углеводов в клетке:
- Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка, они придают прочность и упругость различным частям растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Тайны Химической Лагуны"
Урок- путешествие обобщает тему "Важнейшие классы неорганических соединений". Работа организуется в группах по классам неорганических соединений. Учащиеся выполняют различные задания....
Методическая разработка урока в 9 классе в рамках подготовки к ГИА "Facts about health"
Урок разработан на основе УМК Кузовлева В.П....
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить строение клетки, выя...
разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС
Предмет: химияКласс: 8Тема: Растворение. Растворимость веществ в воде.Тип урока: изучение нового материалаЦель урока:- образовательная:1)формировать представление о солях как производных кислот;2)позн...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить химический состав...
разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС
Урок по теме "Массовая доля элемента в соединении" в рамках ФГОС...