Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для 9 класса составлена на основе требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform.9kl_2019.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска
Алтайского края
«Рассмотрено»: ШМО учителей математики и информатики Протокол №_______ от «___»______2018г. Руководитель ______/Н.К. Кох/ | «Согласовано»: Заместитель директора по УР «___»_____2018г. _______/Ю.А. Носивец/ | «Утверждено»: Директор МБОУ СОШ №4 _________/О.А. Кореннова/ Приказ №_______ от «___»______2018г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
основное общее образование
9абв классы
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Разработчик:
учитель информатики
Г.А. Фоменко
г.Алейск, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для 9 класса составлена на основе требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №4 г.Алейска, Примерной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для образовательных учреждений, Программы Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 9 класса средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика». Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ.
Учебно-методическое обеспечение:
I. Учебно-методический комплект
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Угринович Н.Д. 3 -е изд., – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010..
- Сборник «Информатика». Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-исп./Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
II. Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Для осуществления обучения используются ЦОРы в качестве дополнения к имеющемуся печатному УМК для самостоятельной и практической работы обучающегося.
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ.» в основной и старшей школе», которое включает диски:
- Windows-CD, содержащий ссылки на программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
- Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Методические материалы:
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
1. Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
- проверять свойства объектов;
- выполнять и строить простые алгоритмы
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного программирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
- в базах данных,
- в компьютерных сетях,
- в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках), при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических(электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Из них работы: | ||
Количество практических работ | Количество зачетных практических работ | Тестирование | |||
1 | Глава 1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 7 | 0 | 1 |
2 | Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | 7 | 1 | 1 |
3 | Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 5 | 1 | 1 |
4 | Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 20 | 12 | 1 | 1 |
5 | Глава 5. Моделирование и формализация | 10 | 4 | 1 | 1 |
6 | Глава 6. Информационное общество | 3 | 0 | 0 | 1 |
7 | Повторение | 3 | 0 | 0 | 0 |
всего | 70 | 35 | 4 | 6 |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование графической информации.
Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.
Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.
Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.
Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.
Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.
Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.
Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.
Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.
Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.
Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.
Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Глава 5. Моделирование и формализация
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.
Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.
Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
Глава 6. Информатизация общества
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов
Повторение – 3 часа.
3. Календарно-тематическое планирование
9 класс(2 часа в неделю).
№ п/п | № урока в разделе (главе) | Раздел/ тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||||||||
9а класс | 9б класс | 9в класс | ||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | |||||||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации, 15 ч. | ||||||||||||
1 | 1 | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация | 1 | |||||||||
2 | 2 | Растровые изображения на экране монитора | 1 | |||||||||
3 | 3 | Палитра цветов в системе цветопередачи RGB | 1 | |||||||||
4 | 4 | Палитры цветов в системах цветопередачи CMYK и HSB Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации | 1 | |||||||||
5 | 5 | Растровая графика. Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. | 1 | |||||||||
6 | 6 | Векторная графика. Практическая работа 1.3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе. | 1 | |||||||||
7 | 7 | Интерфейс и основные возможности графического редактора. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | |||||||||
8 | 8 | Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1 | |||||||||
9 | 9 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 1 | |||||||||
10 | 10 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | |||||||||
11 | 11 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа 1.4 Анимация | 1 | |||||||||
12 | 12 | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа 1.5 Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | |||||||||
13 | 13 | Цифровое фото и видео Практическая работа 1.6 Захват Цифрового фото и создание слайд-шоу | 1 | |||||||||
14 | 14 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». (Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 11) | 1 | |||||||||
15 | 15 | Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием систем нелинейного видеомонтажа | 1 | |||||||||
Кодирование и обработка текстовой информации, 9 ч. | ||||||||||||
16 | 1 | Кодирование текстовой информации Практическая работа 2.1 Кодирование текстовой информации | 1 | |||||||||
17 | 2 | Создание документов в текстовых редакторах. | 1 | |||||||||
18 | 3 | Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов Практическая работа 2.2 Вставка в документ формул | 1 | |||||||||
19 | 4 | Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев | 1 | |||||||||
20 | 5 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков | 1 | |||||||||
21 | 6 | Таблицы. Зачетная практическая работа 3.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данных | 1 | |||||||||
22 | 7 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря | 1 | |||||||||
23 | 8 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». (Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 13) | 1 | |||||||||
24 | 9 | Практическая работа №2.7 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | 1 | |||||||||
Кодирование и обработка числовой информации, 10 ч. | ||||||||||||
25 | 1 | Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. | 1 | |||||||||
26 | 2 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | |||||||||
27 | 3 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.1Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 1 | |||||||||
28 | 4 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | |||||||||
29 | 5 | Основные типы и форматы данных | 1 | |||||||||
30 | 6 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 1 | |||||||||
31 | 7 | Встроенные функции. Зачетная практическая работа Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | 1 | |||||||||
32 | 8 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка числовой информации». (Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 17) | 1 | |||||||||
33 | 9 | Построение диаграмм и графиков. Представление базы данных в виде таблицы и формы Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов | 1 | |||||||||
34 | 10 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 1 | |||||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования, 20ч. | ||||||||||||
35 | 1 | Алгоритм и его формальное исполнение | 1 | |||||||||
36 | 2 | Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | |||||||||
37 | 3 | Блок-схемы алгоритмов. | 1 | |||||||||
38 | 4 | Выполнение алгоритмов компьютером | 1 | |||||||||
39 | 5 | Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке | 1 | |||||||||
40 | 6 | Линейный алгоритм. Практическая работа 4.1 Знакомство системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | |||||||||
41 | 7 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа4.2 Проект «Переменные». | 1 | |||||||||
42 | 8 | Алгоритмическая структура «выбор». Практическая работа4.3 Проект «Калькулятор» | 1 | |||||||||
43 | 9 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | |||||||||
44 | 10 | Переменные: тип, имя, значение Практическая работа4.4Проект «Строковый калькулятор» | 1 | |||||||||
45 | 11 | Арифметические, строковые и логические выражения Практическая работа4.5 Проект «Дата и время» | 1 | |||||||||
46 | 12 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | |||||||||
47 | 13 | Практическая работа4.6 Проект «Сравнение кодов символов» | 1 | |||||||||
48 | 14 | Практическая работа4.7 Проект «Отметка» | 1 | |||||||||
49 | 15 | Практическая работа4.8 Проект «Коды символов» | 1 | |||||||||
50 | 16 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования Практическая работа4.9Проект «Слово-перевертыш» | 1 | |||||||||
51 | 17 | Графические возможности объектно-ориентированного языка. Зачетная практическая работа Практическая работа4.10 Проект «Графический редактор» | 1 | |||||||||
52 | 18 | Тестирование по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». (Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 20) | 1 | |||||||||
53 | 19 | Практическая работа4.11 Проект «Системы координат» | 1 | |||||||||
54 | 20 | Практическая работа4.12 Проект «Анимация» | 1 | |||||||||
Моделирование и формализация, 10 ч. | ||||||||||||
55 | 1 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | |||||||||
56 | 2 | Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания | 1 | |||||||||
57 | 3 | Материальные и информационные модели | 1 | |||||||||
58 | 4 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | |||||||||
59 | 5 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | |||||||||
60 | 6 | Построение и исследование физических моделей Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | |||||||||
61 | 7 | Приближенное решение уравнений Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения» | 1 | |||||||||
62 | 8 | Экспертные системы распознавания химических веществ Информационные модели управления объектами. Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений» | 1 | |||||||||
63 | 9 | Тестирование по теме «Моделирование и формализация».(Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 24) | 1 | |||||||||
64 | 10 | Зачетная практическая работа Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления» | 1 | |||||||||
Информатизация общества, 3 ч. | ||||||||||||
65 | 1 | Информационное общество. Информационная культура | 1 | |||||||||
66 | 2 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | |||||||||
67 | 3 | Тестирование по теме «Информатизация общества». (Контрольно-измерительные материалы к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 26) | 1 | |||||||||
Повторение, 3 ч. | ||||||||||||
68 | 1 | Повторение. Кодирование гр5афической информации. | 1 | |||||||||
69 | 2 | Повторение. Кодирование текстовой информации. | 1 | |||||||||
70 | 3 | Повторение .Алгоритмизация и программирование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...