Работа методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс
методическая разработка
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_metodista.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 568 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Система работы методиста по внедрению ИТ
в образовательный процесс
Автор: Сегень Нина Николаевна,
методист
Оглавление
- Введение.
- Актуальность темы.
- Цель и задачи.
- Ожидаемые результаты.
- Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс
- Необходимые ресурсы.
- Заключение.
- Информационные источники (использованная литература).
- Введение
Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В современном мире и обществе важное значение имеет информация, способы её хранения и использования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить учреждения образования.
Стратегической целью развития и использования ИТ в школе является построение информационного общества, представляющего собой:
общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений;
общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации;
общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства.
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
В ФГОС дано определение информационно-образовательной среды образовательного учреждения. «Она включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». . [1]
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. [1]
Реализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности заключается в индивидуальности человека, его профессиональной деятельности, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации. [ 2]
Выявилась проблема – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Другая проблема, что педагоги не используют возможности интернета, в частности дистанционное обучение.
2. Актуальность темы
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
.
3. Цель и задачи
Цель:
Создание условий по применению ИКТ в образовательном процессе
Задачи:
-формирование положительной мотивации к использованию ИТ в учебном процессе;
-овладение приемами подготовки дидактических материалов средствами программных приложений Microsoft Office;
- использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов;
- содействие развитию единой информационной учебной среды.
4. Ожидаемые результаты
Созданы условия для применения ИКТ в образовательном процессе.
5. Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс.
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующая в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от педагога широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск или в процесс освоения и внедрения новшеств в практику, что может стать действенным фактором обновления практики образования. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности – функция специально организованной методической системы.
Работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс учреждения ведётся по следующим направлениям:
- Аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей; создание базы данных о педагоге; выявление затруднений педагога; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта).
- Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации; информирование педработников о новых направлениях в развитии образования)
- Организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов);
- Консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов)
Аналитическая деятельность направлена на мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога; выявление затруднений в работе в данном направлении.
Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Концепция мониторинга построена на основе научных разработок , и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:
- информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
- контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
- мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов педагогов в ИКТ являются тесты и тестовые задания. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков используется: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ занятия с применением ИКТ, анализ качества электронной документации педагога.
Ежегодно в начале учебного года на первом педсовете проводится анкетирование «Информационная компетентность педагогов» (Приложение №1). По результатам анкетирования выявляется компетентность педагога в использовании ИКТ, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.
Исходя из результатов анкетирования, в план методической работы включается семинары для педагогов по темам:
- «Использование презентации в образовательном процессе»;
- «Возможности программы "Word" для создания дидактических и контрольно-измерительных материалов»;
- «Создание таблиц и диаграмм»;
- «Поиск информации в Интернете для подготовки к занятиям»;
- «Дистанционное обучение»;
- «Участие в интернет проектах и конкурсах»;
- «Создание сайта педагога»
- «Облачные технологии».
Семинары направлены на мотивацию педагогов к переходу на электронный документооборот. Многим педагога трудно переключиться с бумажной формы документов на электронную, задача методиста убедить педагога в том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям у них появляется больше возможностей.
В работе школы используются различные формы работы для повышения ИКТ-компетентности педагогов: педсовет; методические объединения педагогов; мастер-классы; обучающие семинары; открытые уроки; тематические семинары, элементы дистанционного обучения.
Помимо обучающих мероприятий проводятся индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий. Индивидуальные консультации проводятся по темам:
- «Оформлению методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумы для участия в конкурсах, представления своего опыта работы»;
- «Применение Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru ;
- «Создание методических и дидактических материалов к конспектам занятия (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки»;
- «Работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
- «Активное использование Интернет-ресурсов»
- «Создание видеофрагментов, фильмов»;
- «Использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции»;
- «Применение облачных технологий в образовательном процессе»
Для успешной работы в данном направлении формируется электронный банк презентаций по работе с программами пакета Microsoft Office, видео открытых уроков, образовательных программ и др..
Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги принимают активное участие в работе городских семинаров, конференций и других мероприятиях. Опыт работы по использованию ИКТ публикуется в электронных СМИ.
6. Необходимые ресурсы
Для реализации данной работы необходимы ресурсы
Методические ресурсы
- методики и образовательные технологии, предполагающие активное использование электронных образовательных ресурсов, учебных материалов и инструментов учебной деятельности в образовательном процессе;
Кадровые ресурсы
- педагоги, владеющие методиками и образовательными технологиями, основанными на использовании ИКТ
Материально-технические ресурсы
- программно-аппаратная база информационной среды ОУ
7. Заключение
Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей ,разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу. Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
8. Информационные источники (использованная литература)
- Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений http||| www.iuorao.ru.
- Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
- Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.- Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Приложение №1
Анкета «Информационная компетентность педагога».
ФИО ________________________________
Не использую | Использую | ||
редко | часто | ||
Использование ИКТ в повседневной практике педагога | |||
Текстовый редактор. | |||
Электронные базы данных | |||
Электронные таблицы | |||
Программы для создания презентаций | |||
Распечатка дополнительных материалов и упражнений | |||
Программы для работы с видео, звуком и графикой | |||
Электронная почта | |||
Поиск информации в Интернет | |||
Интернет-форум | |||
Электронные тесты | |||
Сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных) | |||
Компьютерное моделирование | |||
Обучающие программы | |||
Цифровые энциклопедии и словари | |||
Обучающие игры | |||
Работа в системе управления учебным процессом | |||
Реализация профессиональных задач педагога | |||
Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ | |||
Готовлю уроки с использованием ИКТ учениками | |||
Подбираю программное обеспечение для учебных целей | |||
Ищу учебные материалы в Интернет | |||
Использую ИКТ для мониторинга развития учеников | |||
Эффективно использую ИКТ для объяснений на уроке | |||
Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями | |||
Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам | |||
Могу оценить пригодность веб-сайта для его использования в преподавании и делаю это | |||
Использую учебные задания следующих типов: | |||
Работа над сочинением (докладом, выступлением) с помощью текстового редактора. | |||
Компьютерная презентация доклада на уроке. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации и т.п. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников. Например, для обсуждения проблемы применяется Интернет-форумы. | |||
Учебные задания, для представления результатов которых школьники создают Интернет-сайты. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используются виртуальные лаборатории. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные лаборатории. | |||
Учебные задания с использованием электронных учебников. | |||
Тестирование с помощью специальных программных средств. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы. | |||
Учебные задания, для выполнения которых используются электронные таблицы | |||
Учебные задания, для выполнения которых : используются геоинформационные системы. | |||
Работа с цифровыми тренажерами. | |||
Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.) | |||
Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом | |||
Работа над краткосрочным проектом | |||
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий
Выступление на педагогическом совете школы...
Внедрение в образовательный процесс современных технологий.
Подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
«Внедрение в образовательный процесс учебной программы непрерывного курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе».
ПРОГРАММА КУРСАинформатики и информационных технологий для 5 - 6 классов общеобразовательной средней школы(Л.Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 5 – 6 классах)Преподавание базового кур...
«Внедрение в образовательный процесс учебной программы непрерывного курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе».
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «...
Внедрение современной информационной модели работы социального педагога с участниками образовательного процесса по формированию законопослушного поведения.
Определены цель и задачи деятельности социального педагога в работе с участниами образовательного процесса по формирорванию законопослушного поведения. Статья рассказывает о работе социального педагог...
Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс
Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс...