РП_Информатика и ИКТ_1_курс_2015_16
рабочая программа по информатике и икт на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2015г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_i_ikt_1_kurs_2015_16.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2015г
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО).
Организация: смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».
Составитель: Балан С.Ф., преподаватель общеобразовательных дисциплин СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных и социально-экономических дисциплин
Протокол № ____ от __________________ 2015 г.
Председатель комиссии ____________________
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………… Содержание учебной дисциплины …………………............................. Введение …………………………………………………………………..
Темы рефератов …………………………………….................................. Тематический план ……………………………………............................ Требования к результатам обучения ………........................................... Рекомендуемая литература……………………………………………… | 4 7 7 7 7 9 9
10 12 14 15 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины информатика и икт предназначена для изучения информатики и икт в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и икт в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО информатика и икт изучается как базовый учебный предмет – в объеме 153 часа из них 117 часов обязательная аудиторная нагрузка, 36 часов внеаудиторная самостоятельная работа.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
∙ освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
∙ овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
∙ воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
∙ приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено пятью темами:
– информационная деятельность человека;
– информация и информационные процессы;
– средства информационно-коммуникационных технологий;
– технологии создания и преобразования информационных объектов;
– телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение практических работ, рефератов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Изучение учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» заканчивается сдачей дифференцированного зачета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
1. Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практикум. Образовательные ресурсы сети Интернет
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практикум. Установка программ на ПК
2. Информация и информационные процессы
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Практикум. Представление чисел в памяти ЭВМ
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Практикум. Полный цикл работы с программой. Выполнение вычислительных функций.
Использование арифметического цикла, оператора цикла while, итерационных операторов цикла.
Работа с массивами. Использование оператора выбора case.
Использование пользовательской подпрограммы функции и процедуры.
Операции с символами.
Операции со строками.
Графическая обработка данных в среде Турбо Паскаль.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практикум. Работа с файловым менеджером Total Commander и архиватором Winrar
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практикум. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практикум. Поиск информации по адресу
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Практикум. Работа с электронной почтой на почтовых WWW-серверах
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Практикум. Знакомство с операционной системой.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практикум. Выполнение операций с каталогами и файлами в локальной сети.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Практикум. Антивирусная защита
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практикум. Создание и форматирование документа
Работа с графикой в текстовом редакторе
MS WORD
Работа с таблицами в тестовом редакторе
Работа с Мастером создания буклета
Использование готовых и создание собственных шаблонов
Использование систем проверки орфографии и грамматики
Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практикум. Использование вычислительных функций в MS Excel
Содержание таблиц и использование формул
Решение прикладных задач в MS Excel
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практикум. Создание базы данных. Ввод и форматирование.
Изменение структуры БД. Сортировка.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Практикум. Работа с фрагментами изображения
Создание мультимедийный презентаций в
MS PowerPoint Демонстрация систем автоматизированного проектирования.
5. Телекоммуникационные технологии
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практикум. Настройка программы-браузера.
Методы создания и сопровождения сайта.
Практикум. Создание простейших НТМL-файлов
Форматирование текста на web-странице
Управление цветом. Включение элементов графики в web-страницу
Создание гиперссылок
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практикум. Форумы и чаты в Интернет.
Темы рефератов
1. История развития информатики как науки.
2. История появления информационных технологий.
3. Основные этапы информатизации общества.
4. Создание, переработка и хранение информации в технике.
5. Особенности функционирования первых ЭВМ.
6. Информационный язык как средство представления информации.
7. Основные способы представления информации и команд в компьютере.
8. Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы.
9. Жизненный цикл информационных технологий.
10. Основные подходы к процессу программирования: объектный, структурный и модульный.
11. Современные мультимедийные технологии.
12. Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем.
13. Современные технологии и их возможности.
14. Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов.
15. Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи.
16. Основные принципы функционирования сети Интернет.
17. Разновидности поисковых систем в Интернете.
18. Программы, разработанные для работы с электронной почтой.
19. Беспроводной Интернет: особенности его функционирования.
20. Система защиты информации в Интернете.
21. Современные программы переводчики.
22. Особенности работы с графическими компьютерными программами: PhotoShop и CorelDraw.
23. Электронные денежные системы.
24. Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.
25. Правонарушения в области информационных технологий.
26. Этические нормы поведения в информационной сети.
27. Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.
28. Принтеры и особенности их функционирования.
29. Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.
30. Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.
31. Информационные технологии в системе современного образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНРазделы и темы учебного плана | Максимальная нагрузка | Количество часов | На самостоятельное изучение | Практических занятий | |
Всего | Сокращения | ||||
Введение | 1 | 1 | - | - | - |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 18 | 10 | 2 | 8 | 4 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 42 | 36 | 2 | 6 | 22 |
Раздел 3. Средства ИКТ | 22 | 14 | 2 | 8 | 6 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 44 | 38 | 2 | 6 | 28 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 26 | 18 | - | 8 | 12 |
Итого | 153 | 117 | 8 | 36 | 72 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2012.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2012.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2011.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2011.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2012.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2012.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2011.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2012.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2011.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2012.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2012.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2012.
Для преподавателей
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2012.
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2012.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2012.
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2011.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2011.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2013.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2013.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2013.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2013.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе" включает...
Рабочая программа для специальности Реклама 3 курс 2015-2016 гг.
Область применения программы: реализация требований ФКГСОО к среднему образовательному уровню подготовки специалистов по специальности: “Реклама ” (031601) в соответствии с примерной программой ...
Рабочая программа по ПДП СПС 4 курс (2015-2019)
РАбочая программа по преддипломной практике для студентов 4 курса специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафное строительство (2015-2019 годы обучения)....
Рабочая программа по физике СП_2 курс 2015_16
Данная рабочая программа составлена в соответствие с требованиями ФГОСпо специальности 22.02.06 "Сварочное производство".На 2-ом курсе дисциплина "Физика" включена в учебный ...
Курсы 2015
Тема курсов "Проектирование и организация образовательного процесса при обучении математике в соответсвии с требованиями к качеству современного школьного математического образования"...
РП_Физика_1_курс_2015_16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФизикапо специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения...