Рабочая программа по курсу информатики и компьютерных технологий 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_informatika_10klass.docx | 79.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Азова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Лицей г. Азова.
346780 г. Азов, Ростовской области, ул. Привокзальная, 39 А, тел. 5-20-90.
«Утверждаю»
приказ от ___.___. ___г. №____
Директор МБОУ Лицей
____________ Л. В.Деревяшко.
М.П
Рабочая программа
по курсу информатики и компьютерных технологий
Среднее общее образование 10 класс
____________________________________________________
(основное общее, среднее общее образование с указанием класса
Количество часов 105
Учитель Ершов Сергей Александрович
(Ф.И.О)
Программа разработана на основе
Авторской Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (ГИА) Государственной итоговой аттестации..
2014 – 2015 уч. год.
Содержание.
- Пояснительная записка_____________________________________________________3 стр.
- Содержание и требования к подготовке учащихся ______________________________5 стр.
- Тематическое планирование _________________________________________________8 стр.
- Оснащенность учебного процесса ___________________________________________22 стр.
- Используемая литература __________________________________________________23 стр.
- Приложение: тексты самостоятельных, зачетных работ, тестов разных видов _______24 стр.
Пояснительная записка.
Рабочие программы по БУП составлены на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования РФ от 9. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных утверждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09. 06. 2015 года № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2014-2015 учебный год»;
Приказ министерства образования ростовской области от 14. 07. 2011 № 610 «О рабочих программах учебных курсов»;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Лицей г. Азова на 2015-2016 учебный год;
Учебный план МБОУ Лицей на 2014-2015 уч. год, утвержденным приказом
от ______ 2016 года №_____.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»; Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 31. 03. 2014 № 253, и изменения к приказу Министерства образования и науки РФ от 08. 06. 2015 года № 576).
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов - 3 часа в неделю, в 1 полугодие – 48 часов; во 2 полугодие -57 часов.
Уровень программы. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мульти системным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Содержание учебного предмета и требования к обучающимся.
№ п/п | наименование разделов | элементы содержания | всего часов | кол-во контроль-ных работ | требования к уровню подготовки учащихся | |
базовый уровень | повышенный уровень | |||||
1 | Введение. Информация и информационные процессы | Введение. Информация. Информационные процессы. Информационное общество | 2 | |||
2 | Информационные технологии | Представление чисел в ЭВМ. Позиционные и непозиционные системы счисления Перевод чисел 2→8→10→16 Кодирование текстовой информации. Таблица ASCII Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Не линейные презентации. Создание гиперссылок. Управляющие элементы в презентации. Вычисление математических функций в электронных таблицах. Абсолютные и относительные ссылки. Ссылки на другие листы и рабочие книги. | 27 | Перевод чисел в двоичной, десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Таблицы кодировки ASCII, КОИ8рус RGB - кодирование. Определение размера графического файла Битрейт. Форматы звуковых файлов. Определение размера текстового файла Использование гиперссылок и управляющих элементов при создании презентаций Вычисление математических функций Автозаполнение таблиц. Дата. Время. День недели Создание пользовательского формата | Математические операции в различных системах счисления, представление дробных чисел в различных системах счисления Транскодирование текстовой информации CMYK - кодирование, аппаратно независимое кодирование графической информации Работа ЦАП и АЦП. Сжатие звуковых файлов. Формат МР3 Добавление мультимедийных элементов и комментариев в презентацию. Построение графиков функций Форма ввода данных | |
3 | Коммуникационные технологии | Общий доступ к локальным сетевым ресурсам Адресация в интернет Имена доменов IP адресация. IP протокол v4. и v6. Архивирование данных. | 10 | Создание общего доступа к сетевой папке. IP адресация. IP протокол v4. Архивирование данных. Создание многотомных и самораспаковывающихся архивов. 7Zip | Создание общего доступа к сетевому принтеру. IP адресация. IP протокол v6. Архивирование данных в WinRar. Проверка и восстановление архивов | |
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | История развития вычислительной техники. Виртуальные компьютерные музеи Автоматизированные расчетные формы в электронных таблицах | 3 | История развития вычислительной техники Автоматизированные расчетные формы в электронных таблицах | Виртуальные компьютерные музеи | |
5 | Архитектура компьютера и защита информации | Архитектура персонального компьютера. Сведения о логических разделах дисков Состав операционной системы Программа POST Порядок загрузки операционной системы Настройка BIOS Сигналы ошибок Типы сигнальных схем Вредоносные программы и вирусы | 12 | Сведения о логических разделах дисков в ОС Windows Состав операционной системы Windows Программа POST Настройка BIOS Сигналы ошибок Типы сигнальных схем Вирусы, их классификация и способы борьбы с ним | Сведения о логических разделах дисков в ОС Linux Состав операционной системы Linux Порядок загрузки операционной системы Linux Хакерские утилиты | |
6 | Информация. Системы счисления | Количество информации, как мера уменьшения неопределенности Энтропия. Формула Шеннона Кодирование дробных чисел 2→8→10→16 Представление отрицательных чисел в ПК | 12 | Кодирование дробных чисел 2→8→10→16 Арифметические операции с двоичными числами Представление отрицательных чисел в ПК | Энтропия. Формула Шеннона Умножение и деление двоичных чисел | |
7 | Основы логики и логические основы компьютера | Алгебра высказываний. Логические функции Упрощение логических функций | 6 | Логические функции Упрощение логических функций Триггеры и сумматоры | Схемы с 4 входами | |
8 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | Элементы блок схем Основные операторы VB OpenOffice Типы данных и функции VB Алгоритмическая структура «ветвление» Алгоритмическая структура цикл Линейный массив и его организация | 21 | Основные операторы VB OpenOffice Процедуры ввода/вывода Процедуры присваивания и математических вычислений Организация полного и не полного ветвления Цикл с пред условием Цикл с пост условием Цикл с параметром. Его свойства и ограничения Поиск элементов массива с заданными параметрами Организация счетчика и сумматор в массиве | Числовые последовательности Текстовые массивы | |
9 | Моделирование и формализация | Математические модели. Этапы создания компьютерных моделей Моделирование движения вдоль горизонта Работа с текстовыми данными. | 12 | Типы моделей. Их применение Создание модели «Движение тела брошенного под углом к горизонту» Строковые функции | Модель маятника, построение графика | |
Итого: | 105 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | тема урока | кол-во часов | обязательный минимум содержания образования | основные понятия | ЗУН | форма контроля | д/з | Дата | |
Введение. Информация. Информационные процессы. Информационное общество | 2 | Информация. Информационные процессы. Информационное общество | Информация, информационный процесс | Знать основный информационные процессы происходящие в природе и человеческом обществе. Уметь вычленять и характеризовать информационные процессы | Опрос | Конспект | |||
Представление чисел в ЭВМ. Перевод чисел 10чных чисел в 2чную систему счисления | 2 | Способы представления чисел в ЭВМ. Хранение данных, адресация оперативной памяти и ПЗУ | Представление чисел. Двоичная Система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления | Знать основы представления информации в ЭВМ и правила хранения и адресации информации в устройствах и памяти компьютера | Опрос | Конспект | |||
Позиционные и непозиционные системы счисления | 1 | Позиционные и непозиционные системы счисления | Система счисления. Запись чисел, Представление чисел с помощью цифр | Знать типы систем счисления и уметь различать позиционные и не позиционные системы счисления | Опрос | Конспект, Задания B4 (1-25) | |||
Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел 2→8→10→16 | 2 | Шестнадцатеричная система счисления. Запись шестнадцатеричных чисел Правила перевода чисел в различные системы счисленья | Система счисления. Запись чисел, Представление чисел с помощью цифр | Знать правила и приемы перевода чисел из одной позиционной системы в другую | Практическая работа | Конспект, Задания B8 (1-20) |
Кодирование текстовой информации. Таблица ASCII Решение задач | 1 | Представление текстовой информации на компьютере. Таблицы кодировки. Способ определения информационного объема сообщения | Таблицы кодировки. Информационный объем сообщения | Знать способы представления текстовой информации в компьютере. Уметь определять информационный объем сообщения и использовать различные кодировочные таблицы | Практическая работа А11 (1-20) | Конспект, Задания B1 (1-24) | |||
Кодирование графической информации. RGB кодирование. | 2 | Представление графической информации на компьютере. Векторная и растровая графика. Цветовые схемы. RGB кодирование, CMYK Аппаратно независимая цветовая модель | Цветовая схема. Растровая графика. Векторная графика. Аппаратно независимая цветовая модель | Знать способы представления векторной и растровой графики на компьютере, Виды моделей кодирования цвета (RGB, CMYK, HSB). Уметь находить размер графического файла с растровой графикой | Практическая работа | Конспект, Задания A9 (1-10), нахождение коэффициента сжатия JPG файлов на примере цифрового фотоаппарата мобильного телефона | |||
Кодирование звуковой информации. Битрейт. Форматы звуковых файлов | 2 | Представление звуковой информации на компьютере. Дискретизация по уровню и времени. Работа АЦП и ЦАП. Многоканальный звук | Звуковая информация. АЦП, ЦАП, Дискретизация сигнала. Многоканальный звук | Знать способы представления звуковой информации на компьютере, принципы работы ЦАП и АЦП. Уметь вычислять объем звукового файла | Практическая работа | Конспект, Задания A8 (1-21). Расчет степени сжатия МР3 формата | |||
Решение задач на представление информации. Контрольная работа по теме представление информации | 2 | Представление различных видов информации на компьютере | Понятия и термины по теме «Представление данных на компьютере» | Теорию по теме и уметь применять ее при решении задач | Практическая работа | Конспект | |||
Не линейные презентации. Создание гиперссылок. | 2 | Создание не линейных презентаций на основе гиперссылок. Гиперссылки на мультимедийные объекты | Понятие не линейная презентация. Внутренние и внешние гиперссылки | Знать способы создания не линейных презентаций на основе гиперссылок. Уметь добавлять внешние и внутренние гиперссылки и гиперссылки на мультимедийные объекты в презентации | Практическая работа | Создание шаблона не линейной презентации | |||
Управляющие элементы в презентации. Презентация «Устройство ПК» | 2 | Управляющие элементы (кнопки переходов, home, end, help). Управление презентацией, навигация в гиперссылках | Управляющие элементы презентации, навигация в гиперссылках | Знать способы добавления управляющих элементов в презентацию. Уметь создавать навигационный список управления презентацией | Практическая работа | Создание не линейной презентации по теме «Устройство современного ПК» | |||
Вычисление математических функций в электронных таблицах. Построение графиков функций | 2 | Нетематические операции, математические и логические операции применяемые в электронных таблицах. Построение графиков функций по данным электронных таблиц | Математическая операции. Математическая функция. Логическая функция и ее аргументы. график функции. | Знать правила вычислений математических и логических выражений в электронных таблицах. Уметь строить графиков функций по данным электронных таблиц | Практическая работа | Конспект, Задания В5 (1-14). Построение графика функций по вариантам | |||
Авто заполнение таблиц. Дата. Время. День недели | 1 | Использование авто заполнения при работе с электронными таблицами | Авто заполнение, Списки авто заполнения | Знать правила авто заполнения различных типов данных. Уметь производить авто заполнение даты, времени, дня недели | Практическая работа | Конспект |
Решение вычислительных задач. Компьютерный практикум | 2 | Работа с математическими и логическими функциями в табличном процессоре | Термины и понятия по теме | Знать и уметь производить вычислительные операции в электронных таблицах | Практическая работа | Конспект | |||
Абсолютные и относительные ссылки. | 2 | Использование абсолютных и относительных ссылок в электронных таблицах | Абсолютная ссылка. Относительная ссылка на ячейку в формуле | Знать способы создания и применения абсолютных и относительных ссылок в электронных таблицах. Уметь создавать формулы содержащие абсолютные и относительные ссылки | Практическая работа | Конспект Задание А7 (1-16) | |||
Ссылки на другие листы и рабочие книги | 1 | Использование при вычислениях ссылок на другие рабочие листы и другие рабочие книги в электронных таблицах | Рабочая книга, Рабочий лист, ячейка для сбора данных | Знать способы адресации в ссылках на другие рабочие листы и другие рабочие книги в файлах электронных таблиц. Уметь создавать такие ссылки | Практическая работа, Опрос | Конспект | |||
Создание пользовательского формата. Форма ввода данных | 2 | Формат типов данных, используемых в электронных таблицах. Создание пользовательского формата с использованием шаблонов и символов форматирования формата. | Тип данных Формат типа данных Пользовательский формат | Знать способы создания пользовательского формата для данных в электронных таблицах. Уметь использовать стандартный и пользовательский формат данных | Практическая работа, Опрос | Конспект Создание пользовательского формата по образцу |
Создание общего доступа к принтеру и папке | 2 | Общие сетевые ресурсы. Создание общего доступа к компьютеру в сети. Создание общего доступа к принтеру и папке, настройка пользовательских полномочий | Сетевой ресурс. Общий сетевой ресурс. Сетевой принтер. Локальный принтер. Сетевая и локальная папка. Сетевой диск. Дисковая квота. | Знать правила создания общих сетевых ресурсов в локальной сети (принтеров и папок). Уметь настраивать общий доступ и разграничивать права пользователей на использование сетевых ресурсов | Практическая работа, Опрос | Конспект | |||
Адресация в интернет Имена доменов | 2 | Доменная структура имен в Интернет. Работа ДНС. Уровни доменов. Правила регистрации доменов | Доменная структура имен в Интернет. ДНС | Знать правила построения доменных имен в сети интернет. Уметь определять адреса и маршруты в доменной адресации | Практическая работа, Опрос | Конспект. Задание В1 (1-25) | |||
IP адресация. IP протокол v4. и v6. | 2 | Протокол TCP IP. Типы сетей. Подсети. Правила записи IP Адресов в различных сетях с использованием протокола IPv4 и IPv6 | Протокол TCP IP. Типы сетей. Подсети. | Знать специфику протокла TCP IP правила адресации и нумерации компьютеров. Уметь находить адрес компьютера в сети и количество узлов в сети по данным протокола | Практическая работа, Опрос | Конспект. Задание В10 (1-27) | |||
Контрольная работа по теме «Сетевые и интернет технологии» | 2 | Особенности построения локальных и глобальных сетей и сетевых протоколов | Понятия и термины рассматриваемые в теме «Сетевые и интернет технологии» | Знать особенности построения локальных и глобальных сетей и сетевых протоколов. Уметь определять параметры узлов и сетей. | Практическая работа | Конспект | |||
Архивирование данных. WinRar. 7Zip | 2 | Архивирование данных. Создание обычных, многотомных и самораспаковывающихся архивов. Проверка и восстановления архивов | Архиватор. Архивирование. Многотомный архив. Самораспаковывающийся архив | Знать способы создания обычных, многотомных и самораспаковывающихся. архивов Уметь создавать, распаковывать и восстанавливать архивные файлы | Практическая работа. Опрос | Конспект | |||
История развития вычислительной техники. Виртуальные компьютерные музеи | 1 | История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Виртуальные музеи компьютерной техники | Поколения ЭВМ. Элементная база ЭВМ | Знать классификацию компьютерной техники по поколениям. Уметь использовать интерактивные сайты, посвященные компьютерной техники | Опрос | Конспект | |||
Автоматизированные расчетные формы в электронных таблицах | 2 | Создание автоматизированных форм в электронных таблицах с использованием пользовательских форматов. | Автоматизированная форма. Диалоговый режим ввода данных. | Знать правила создания автоматизированных форм. Уметь создавать и использовать формы для ввода и обработки табличных данных | Практическая работа | Конспект. Создание автоматизированной формы «Сбербанк» и «Аэрофлот» | |||
Архитектура персонального компьютера. Сведения о логических разделах дисков | 2 | Магистрально модульный принцип построения современных компьютеров. Дисковая подсистема ПК. Физические и логические разделы дисков | Магистрально модульный принцип построения современных компьютеров. Дисковая система. Файловая Система. Физический раздел диска. Логические диски | Знать Магистрально модульный принцип построения современных компьютеров. Особенности и дисковой подсистемы ПК. Уметь создавать и настраивать физические и логические разделы дисковых накопителей в различных ОС | Практическая работа | Конспект. | |||
Состав операционной системы Программа POST Порядок загрузки операционной системы Настройка BIOS | 2 | Состав ОС. Порядок загрузки ОС на примере ОС MS Windows и Alt Linux. Работа программы POST. Настройка BIOS на примере Phoenix BIOS | Стартовый загрузчик, Программа самотестирования. Базовая система ввода/вывода | Знать Порядок загрузки компьютера. Правила работы программы POST. Уметь производить настройку BIOS | Опрос | Конспект. Практическая работа А4 (1-25) | |||
Сигналы ошибок Типы сигнальных схем | 2 | Сигналы ошибок при работе программы POST. Способы оповещения о ошибке | Сигнальная система оповещения о ошибки | Знать основные сигналы при возникновении ошибок в время работы программы POST. Уметь выявлять ошибки по сигналам и проводить диагностику неполадок работы ПК | Опрос | Конспект | |||
Вредоносные программы Хакерские утилиты | 2 | Вредоносные программы и их типы. Способы диагностики вторжений. Хакерские утилиты и способы их блокирования | Вредоносная программа. Компьютерный вирус. Хакерская утилита | Знать классификацию вредоносных программ. Уметь выявлять вторжение вредоносного ПО на компьютер | Опрос | Конспект | |||
Вирусы, их классификация и способы борьбы с ними | 2 | Компьютерные вирусы, их классификация и способы борьбы с ними. Виды и настройка антивирусных программа | Компьютерный вирус. Загрузочный вирус. Троянская программа. Полиморфизм вирусов Антивирус. Эвристический анализ | Знать классификацию классификация и способы борьбы с ними. Уметь производить диагностику и удаление компьютерных вирусов средствами антивирусных программ и утилит | Опрос | Конспект | |||
Контрольная работа Безопасность в сети | 2 | Компьютерная безопасность и методика комплексной защиты информации | Термины и определения по теме «Сетевая безопасность» | Знать способы защиты информации на ПК и Уметь применять их на практике | Практическая работа | Конспект | |||
Количество информации, как мера уменьшения неопределенности Энтропия. Формула Шеннона | 3 | Энтропия как функция определения хаоса. Информация мера уменьшения неопределенности. Формула Шеннона | Количество информации. Энтропия. Степень неопределенности | Знать правила определения степени неопределенности через энтропию. Уметь использовать правила определения неопределенности | Опрос | Конспект | |||
Кодирование дробных чисел 2→8→10→16 | 2 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. 2→8→10→16 | Позиционная система счисления. Числовые ряды | Знать правила перевода чисел в позиционных системах счисления. 2→8→10→16. Уметь использовать числовые ряды при переводе чисел | Практическая работа | Конспект. Перевод дат в 2→8→10→16 | |||
Арифметические операции с двоичными числами | 2 | Основные математические операции с двоичными числами и особенности их выполнения | Арифметические операции. Операции с бинарными данными. | Знать правила выполнения математических операций с двоичными числами. Уметь проводить операции с бинарными данными. | Практическая работа | Конспект. Практическая работа В8 (1-17) | |||
Представление отрицательных чисел в ПК | 2 | Представление отрицательных чисел в ПК. Прямой и обратный код. Дополнительный код | Прямой и обратный код. Дополнительный код | Знать правила представление отрицательных чисел в ПК. Уметь производить перевод отрицательных десятичный чисел в двоичную систему счисления и производить математические операции с отрицательными двоичными числами | Практическая работа | Конспект. | |||
Умножение и деление дробных двоичных чисел | 2 | Правила умножения и деления двоичных чисел | Разрядовые единицы | Знать правила умножения и деления двоичных чисел. Уметь проводить математические действия с двоичными числами | Практическая работа | Конспект. | |||
Контрольная работа по системам счисления | 1 | Правила проведения математических операций с целыми дробными и отрицательными числами в двоичной системе счисления | Термины и определения по теме «Системы счисления» | Знать и уметь выполнять математические действия в двоичной системе счисления | Практическая работа | Конспект. | |||
Алгебра высказываний. Логические функции | 2 | Основные логические функции (И, ИЛИ, НЕ). Алгебра высказываний | Логическая функция. Логическая переменная. Логические функции. Истинное высказывание. Таблица истинности логической функции | Знать основные логические функции и их таблицы истинности. Уметь строить таблицы истинности составных логических выражений | Практическая работа | Конспект. | |||
Упрощение логических функций | 2 | Формулы сокращения и приведения логических функций | Логическая функция. Логическая переменная. Логические функции. Истинное высказывание. Таблица истинности логической функции | Знать формулы упрощения логических выражений. Уметь сокращать запись логических выражений с помощью эквивалентов | Практическая работа | Конспект. Практическая работа А3 (1-34) | |||
Схемы с 4 входами | 1 | Построение логических схем по логически выражениям | Логические элементы. Логические схемы. Правила выполнения и построения логических схем | Знать правила построения логических схем по логическим выражениям. Уметь строить таблицы истинности логических схем | Практическая работа | Конспект. Практическая работа А5 (1-18) | |||
Триггеры и сумматоры | 1 | Построение триггеров и сумматоров на основе логических схем. Использование их в работе АЛУ процессора | Триггер. Сумматор. Арифметико-логическое устройство | Знать правила работы триггеров и сумматоров. Уметь составлять триггеры и сумматоры из логических элементов | Практическая работа | Конспект. Практическая работа А10(1-15) | |||
Элементы блок схем Основные операторы VB OpenOffice Типы данных и функции VB | 3 | Основные элементы бок схем. Соответствие элементов блок схем основным операторам VBA OpenOffice. Типы данных используемых в VBA OpenOffice. Логические и математические функции в VBA OpenOffice. | Блок схема. Оператор Константа Переменная Функция Операторные скобки. Синтаксис компилятора | Знать основе элементы блок схем и соответствующие им операторы VBA OpenOffice., типы данных и функций. Уметь определять и описывать типы переменных при написании программ на VBA OpenOffice. | Практическая работа А13(1-10) | Конспект. Практическая работа B6 (1-12) | |||
Процедуры ввода/вывода Процедуры присваивания и математических вычислений | 2 | Операторы ввода вывода в VBA OpenOffice.. Ввод/вывод данных с клавиатуры и файла. Оператор присваивания. Особенности использования функции val() | Клавиатурный ввод. Вывод данных в окне программы. Файл данных. Валоризация данных | Знать правила ввода/вывода данных с клавиатуры и файла. Уметь использовать оператор использования в программе | Практическая работа | Конспект | |||
Алгоритмическая структура «ветвление» Организация полного и не полного ветвления Компьютерный практикум по теме ветвление | 3 | Алгоритмическая структура ветвления и ее реализация на VBA . Полное и не полное ветвления Оператор If и его синтаксис | Ветвление. Полное и не полное ветвление. Оператор закрытия | Знать правила реализации полного и неполного ветвления в VBA. Уметь использовать оператор If в программе | Практическая работа | Конспект Практическая работа В7 (1-10) | |||
Алгоритмическая структура цикл Цикл с пред условием Цикл с пост условием | 3 | Алгоритмическая структура цикл и ее реализация на VBA Цикл с пред и пост условием Реализация циклов на VBA | Цикл. Цикл с пред и пост условием. | Знать способы создания цикла с пред и пост условием средствами VBA. Уметь реализовывать циклические алгоритмы на практике | Практическая работа B7 (1-9) | Конспект Практическая работа В7 (11-19) | |||
Решение практических задач по теме циклы | 1 | Циклические алгоритмы и их реализация на VBA | Понятия и термины по теме «Циклические алгоритмы» | Знать и уметь реализовывать циклические алгоритмы при написании программ на VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа С1 | |||
Цикл с параметром. Его свойства и ограничения Компьютерный практикум по теме цикл с параметром | 3 | Цикл с параметром. Его свойства и ограничения. Реализация цикла с параметром на VBA. Оператор For его синтаксис и особенности | Цикл с параметром. Переменная чикла. Начальное и конечное значение переменой цикла, шаг цикла. | Знать правила создания циклических алгоритмов с использованием цикла с параметром. Уметь применять оператор for при написании программ на VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа B3 (1-12) | |||
Линейный массив и его организация | 2 | Линейный массив и его организация на VBA. Использование цикла с параметром при организации линейных массивов | Числовая последовательность. Массив данных. Линейный массив. Переменная с номером. Индекс | Знать способы организации линейных массивов средствами VBA. Уметь составлять программы реализующие хранения данных в линейных числовых массивах | Практическая работа | Конспект Практическая работа С2 | |||
Поиск элементов массива с заданными параметрами Организация счетчика в массиве Организация сумматора в массиве | 3 | Работа с числовыми массивами: поиск данных с заданными параметрами, подсчет элементов массивов. Суммирование данных из массива | Счетчик. Сумматор | Знать способы организации счетчиков и сумматоров элементов числовом массиве. Уметь производить поиск элементов массива с заданными параметрами | Практическая работа | Конспект Практическая работа С4 | |||
Типы моделей. Их применение Математические модели. Этапы создания компьютерных моделей | 2 | Типы компьютерных моделей. Возможности применения моделей. Этапы создания и реализации компьютерной модели | Моделирование. Формализации. Этапы создания компьютерной модели | Знать правила создания компьютерных моделей и их реализации на VBA. Уметь создавать простейшие компьютерные модели реальных процессов | Практическая работа В4 (1-8) | Конспект Практическая работа В(1-10) | |||
Модель маятника, построение графика | 1 | Реализация модели Математического маятника средствами VBA | Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда колебаний. Фаза колебаний | Знать математический аппарат, описывающий движение математического маятника. Уметь реализовывать эту модель на VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа | |||
Моделирование движения вдоль горизонта | 2 | Реализация модели движения тела вдоль горизонта средствами VBA | Скорость тела. Ускорение. Время движения. Начальная скорость. Начальный путь. Сила сопротивления | Знать математический аппарат, описывающий движение тела вдоль горизонта. Уметь реализовывать эту модель на VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа | |||
Создание модели «Движение тела брошенного под углом к горизонту» | 2 | Реализация модели движения тела брошенного под углом к горизонту средствами VBA | Скорость тела. Ускорение. Время движения. Начальная скорость. Начальный путь. Сила сопротивления | Знать математический аппарат, описывающий движение тела брошенного под углом к горизонту. Уметь реализовывать эту модель на VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа | |||
Работа с текстовыми данными. | 2 | Текстовые переменные. Ввод/вывод текстовых данных. Организация строковых массивов | Текстовые переменные. Текстовые константы. Массив текстовых данных | Знать особенности ввода/вывода текстовых данных. Уметь реализовывать массив текстовых переменных в VBA | Практическая работа | Конспект Практическая работа | |||
Строковые функции | 2 | Строковые функции mid, left, right. Chr$ особенности их использования, синтаксис записи | Строковые функции | Знать особенности использования Строковых функций Уметь реализовывать поиск текстовых данных в массиве , вывод части строки | Практическая работа | Конспект Практическая работа С4 | |||
Итоговое занятие | 1 | Материал изучаемый в 10м классе | Понятия изучаемые в течении учебного года |
Оснащенность учебного процесса:
- Компьютерный класс с выходом в интернет
- Проектор
- Программное обеспечение:
- ОС Microsoft ® Windows 7
- OC Alt Linux 5.0
- Пакет офисных программ Microsoft ® Office 2010
- Пакет офисных программ Apache Open Office 4.1.2
- Архиватор 7Zip 9.19
- Антивирусная программа ESET © NOD32 Endpoint Аntivirus V5.0
- Программа оптического распознавания текста Abbyy Fine Reader 10
- Программа работы с текстовыми документами Adobe Reader XI
- Система программирование Microsoft ® Visual Basic for Applications 7.0
- Стенды
УМ обеспечение рабочей программы.
Литература
- Н.Д.Угринович. Программа по информатике и ИКТ. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. /Под редакцией Н.Д.Угриновича. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Методическое пособие для учите6ля «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович.
- И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учащихся. Ростов-на-Дону. 2009 г
- И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учителя. Ростов-на-Дону. 2009 г
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Контрольно-измерительные материалы
Самостоятельная работа по теме: «Информация. Информационные процессы»
Вариант 1
A1
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения из пушкинского четверостишия:
Певец-Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа!
1) | 400 бит | 2) | 50 бит | 3) | 400 байт | 4) | 5 байт |
A2
Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?
1) | 64 | 2) | 50 | 3) | 32 | 4) | 20 |
A3
Обычный дорожный светофор без дополнительных секций подает шесть видов сигналов (непрерывные красный, желтый и зеленый, мигающие желтый и зеленый, красный и желтый одновременно). Электронное устройство управления светофором последовательно воспроизводит записанные сигналы. Подряд записано 100 сигналов светофора. В байтах данный информационный объем составляет
1) | 37 | 2) | 38 | 3) | 50 | 4) | 100 |
A4
Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?
1) | 10010112 | 2) | 11001012 | 3) | 10100112 | 4) | 1010012 |
A5
Вычислите сумму двоичных чисел x и y, если
x=10101012
y=10100112
1) | 101000102 | 2) | 101010002 | 3) | 101001002 | 4) | 101110002 |
A13
Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:
A | B | C | D | E |
000 | 01 | 100 | 10 | 011 |
Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000
1) | EBCEA | 2) | BDDEA | 3) | BDCEA | 4) | EBAEA |
A20
Для хранения растрового изображения размером 128x128 пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
1) | 8 |
2) | 2 |
3) | 16 |
4) | 4 |
B1
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
B5
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
Вариант 2
A1
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения из пушкинского четверостишия:
Певец-Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа!
1) 400 бит 2) 50 бит 3) 400 байт 4) 5 байт
A2
Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?
1) 64 2) 50 3) 32 4) 20
A3
Обычный дорожный светофор без дополнительных секций подает шесть видов сигналов (непрерывные красный, желтый и зеленый, мигающие желтый и зеленый, красный и желтый одновременно). Электронное устройство управления светофором последовательно воспроизводит записанные сигналы. Подряд записано 100 сигналов светофора. В байтах данный информационный объем составляет
1) 37 2) 38 3) 50 4) 100
A4
Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?
1) 10010112 2) 11001012 3) 10100112 4) 1010012
A5
Вычислите сумму двоичных чисел x и y, если
x=10101012
y=10100112
1) 101000102 2) 101010002 3) 101001002 4) 101110002
A13
Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:
A | B | C | D | E |
000 | 01 | 100 | 10 | 011 |
Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000
1) EBCEA 2) BDDEA 3) BDCEA 4) EBAEA
A17
Для хранения растрового изображения размером 128x128 пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
1) 8
2) 2
3) 16
4) 4
B1
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
B5
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
Итоговая работа по теме «Состав и работа компьютерной системы»
1.Компьютер — это:
а) устройство для работы с текстами;
б) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
в) устройство для хранения информации
любого вида;
г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
д) устройство для обработки аналоговых сигналов.
2. Скорость работы компьютера зависит от:
а) тактовой частоты обработки информации в процессоре;
б) наличия или отсутствия подключенного принтера;
в) организации интерфейса операционной системы;
г) объема внешнего запоминающего устройства;
д) объема обрабатываемой информации.
3. Тактовая частота процессора — это:
а) число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;
б) число вырабатываемых за одну секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера;
в) число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;
г) скорость обмена информацией между процессором и устройствами ввода/вывода;
д) скорость обмена информацией между процессором и ПЗУ.
4. Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:
а) микропроцессор, сопроцессор, монитор;
б) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
в) монитор, винчестер, принтер;
г) АЛУ, УУ, сопроцессор;
д) сканер, мышь монитор, принтер.
5. Магистрально-модульный принцип архитектуры современных персональных компьютеров подразумевает такую логическую организацию его аппаратных компонент, при которой:
а) каждое устройство связывается с другими напрямую;
б) каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль;
в) все они связываются с друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления;
г) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом);
д) связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются.
6. Назовите устройства, входящие в состав процессора:
а) оперативное запоминающее устройство, принтер;
б) арифметико-логическое устройство, устройство управления;
в) кэш-память, видеопамять;
г) сканер, ПЗУ;
д) дисплейный процессор, видеоадаптер.
7. Постоянное запоминающее устройство служит для:
а) хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
б) хранения программы пользователя во время работы;
в) записи особо ценных прикладных программ;
г) хранения постоянно используемых программ;
д) постоянного хранения особо ценных документов.
8. Во время исполнения прикладная программа хранится:
а) в видеопамяти;
б) в процессоре;
в) в оперативной памяти;
г) на жестком диске;
д) в ПЗУ.
9. Адресуемость оперативной памяти означает:
а) дискретность структурных единиц памяти;
б) энергозависимость оперативной памяти;
в) возможность произвольного доступа к каждой единице памяти;
г) наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти;
д) энергонезависимость оперативной памяти.
10. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:
а) дисковод;
б) оперативную память;
в) мышь;
г) принтер;
д) сканер.
11. Для долговременного хранения информации служит:
а) оперативная память;
б) процессор;
в) внешний носитель;
г) дисковод;
д) блок питания.
12. Процесс хранения информации на внешних носителях принципиально отличается от процесса хранения информации в оперативной памяти:
а) тем, что на внешних носителях информация может храниться после отключения питания компьютера;
б) объемом хранимой информации;
в) различной скоростью доступа к хранимой информации;
г) возможностью защиты информации;
д) способами доступа к хранимой информации.
13. При отключении компьютера информация:
а) исчезает из оперативной памяти;
б) исчезает из постоянного запоминающего устройства;
в) стирается на “жестком диске”;
г) стирается на магнитном диске;
д) стирается на компакт-диске.
14. Дисковод — это устройство для:
а) обработки команд исполняемой программы;
б) чтения/записи данных с внешнего носителя;
в) хранения команд исполняемой программы;
г) долговременного хранения информации;
д) вывода информации на бумагу.
15. Какое из устройств предназначено для ввода информации:
а) процессор;
б) принтер;
в) ПЗУ;
г) клавиатура;
д) монитор.
16. Манипулятор “мышь” — это устройство:
а) модуляции и демодуляции;
б) считывания инфоромации;
в) долговременного хранения информации;
г) ввода информации;
д) для подключения принтера к компьютеру.
17. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:
а) модем;
б) факс;
в) сканер;
г) принтер;
д) монитор.
19. Файл — это:
а) именованный набор однотипных элементов данных, называемых записями;
б) объект, характеризующийся именем, значением и типом;
в) совокупность индексированных переменных;
г) совокупность фактов и правил;
д) терм
20. Расширение имени файла, как правило, характеризует:
а) время создания файла;
б) объем файла;
в) место, занимаемое файлом на диске;
г) тип информации, содержащейся в файле;
д) место создания файла.
21. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:
а) системного программного обеспечения;
б) систем программирования;
в) прикладного программного обеспечения;
г) уникального программного обеспечения;
д) операционной системы.
22. Система управления базами данных представляет собой программный продукт, входящий в состав:
а) операционной системы;
б) системного программного обеспечения;
в) систем программирования;
г) уникального программного обеспечения;
д) прикладного программного обеспечения.
23. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав:
а) прикладного программного обеспечения;
б) системного программного обеспечения;
в) системы управления базами данных;
г) систем программирования;
д) уникального программного обеспечения.
24. Операционная система — это:
а) совокупность основных устройств компьютера;
б) система программирования на языке низкого уровня;
в) набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
г) совокупность программ, используемых для операций с документами;
д) программа для уничтожения компьютерных вирусов.
26. Программы обслуживания устройств компьютера называются:
а) загрузчиками;
б) драйверами;
в) трансляторами;
г) интерпретаторами;
д) компиляторами.
28. Программы, встроенные (“вшитые”) в ПЗУ, входят в состав:
а) загрузчика ОС;
б) файла IO.SYS;
в) файла MSDOS.SYS;
г) BIOS;
д) файла COMMAND.COM.
40. Программой архиватором называют:
а) программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов;
б) программу резервного копирования файлов;
в) интерпретатор;
г) транслятор;
д) систему управления базами данных.
41. Архивный файл представляет собой:
а) файл, которым долго не пользовались;
б) файл, защищенный от копирования;
в) файл, сжатый с помощью архиватора;
г) файл, защищенный от несанкционированного доступа;
д) файл, зараженный компьютерным вирусом.
42. Какое из названных действий можно произвести с архивным файлом:
а) переформатировать;
б) распаковать;
в) просмотреть;
г) запустить на выполнение;
д) отредактировать.
49. Компьютерные вирусы:
а) возникают в связи со сбоями в аппаратных средствах компьютера;
б) пишутся людьми специально для нанесения ущерба пользователям ПК;
в) зарождаются при работе неверно написанных программных продуктов;
г) являются следствием ошибок в операционной системе;
д) имеют биологическое происхождение.
50. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются:
а) значительный объем программного кода;
б) необходимость запуска со стороны пользователя;
в) способность к повышению помехоустойчивости операционной системы;
г) маленький объем; способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода, к созданию помех корректной работе компьютера;
д) легкость распознавания.
51. Создание компьютерных вирусов является:
а) последствием сбоев операционной системы;
б) развлечением программистов;
в) побочным эффектом при разработке программного обеспечения;
г) преступлением;
д) необходимым компонентом подготовки программистов.
52. Загрузочные вирусы характеризуются тем, что:
а) поражают загрузочные сектора дисков;
б) поражают программы в начале их работы;
в) запускаются при загрузке компьютера;
г) изменяют весь код заражаемого файла;
д) всегда меняют начало и длину файла.
53. Файловый вирус:
а) поражает загрузочные сектора дисков;
б) всегда изменяет код заражаемого файла;
в) всегда меняет длину файла;
г) всегда меняет начало файла;
д) всегда меняет начало и длину файла.
Тема: «Основы алгоритмизации»
Проверочная работа
Вариант 1
- Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 3 + 8*4;
b := (a div 10) + 14;
a := (b mod 10) + 2;
1) a = 0, b = 18 2) a = 11, b = 19 3) a = 10, b = 18 4) a = 9, b = 17
- Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
for n:=1 to 100 do
A[n] := n - 10;
for n:=1 to 100 do
B[n] := A[n]*n;
Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения?
1) 10 2) 50 3) 90 4) 100
- Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
вверх вниз влево вправо.
При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
сверху свободно снизу свободно
слева свободно справа свободно
6 | ||||||
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 | ||||||
1 | ||||||
A | B | C | D | E | F |
Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
1) 1 2) 0 3) 3 4) 4
НАЧАЛО
ПОКА <справа свободно> вправо
ПОКА <сверху свободно> вверх
ПОКА <слева свободно> влево
ПОКА <снизу свободно> вниз
КОНЕЦ
- Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма.
- У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:
умножь на три
вычти 2
умножь на три
вычти 2
вычти 2,
которая преобразует число 2 в 8). (Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)
Тест по теме: « Моделирование и формализация»
1. Моделирование — это:
а)процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;
б)процесс демонстрации моделей одежды в салоне мод;
в)процесс неформальной постановки конкретной задачи;
г)процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;
д)процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.
2.Модель — это:
а)фантастический образ реальной действительности;
б)материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;
в)материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики;
г)описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства;
д)информация о несущественных свойствах объекта.
3.При изучении объекта реальной действительности можно создать:
а)одну единственную модель.
б)несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;
в)одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;
г)точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;
д)вопрос не имеет смысла.
4.Процесс построения модели, как правило, предполагает:
а)описание всех свойств исследуемого объекта;
б)выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;
в)выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;
г)описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;
д)выделение не более трех существенных признаков объекта.
5. Информационной моделью объекта нельзя считать:
а)описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
б)другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
в)совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала;
г)описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
д)совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
6. Математическая модель объекта — это:
а)созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
б)описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
в)совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведения в виде таблицы;
г)совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
д)последовательность электрических сигналов.
7. К числу математических моделей относится:
а)милицейский протокол;
б)правила дорожного движения;
в)формула нахождения корней квадратного уравнения;
г)кулинарный рецепт;
д)инструкция по сборке мебели.
8. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
а)Конституцию РФ; б)географическую карту России; в)Российский словарь политических терминов; г)схему Кремля; д)список депутатов государственной Думы.
9.К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
а)классный журнал; б)расписание уроков; в)список учащихся школы;
г)перечень школьных учебников; д)перечень наглядных учебных пособий.
10.Табличная информационная модель представляет собой:
а)набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
б)описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;
в)описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице;
г)систему математических формул;
д)последовательность предложений на естественном языке.
11.Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
а)табличные информационные модели.
б)математические модели;
в)натурные модели;
г)графические информационные модели;
д)иерархические информационные модели.
12.Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных следует рассматривать как:
а)натурную модель; б)табличную модель; в)графическую модель;
г)математическую модель; д)сетевую модель.
13.Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а)табличной модели; б)графической модели; в)иерархической модели;
г)натурной модели; д)математической модели.
14.В биологии классификация представителей животного мира представляет собой:
а)иерархическую модель; б)табличную модель; в)графическую модель;
г)математическую модель; д)натурную модель.
15.Расписание движение поездов может рассматриваться как пример:
а)натурной модели; б)табличной модели; в)графической модели;
г)компьютерной модели; д)математической модели.
16.Географическую карту следует рассматривать скорее всего как:
а)математическую информационную модель; б)вербальную информационную модель;
в)табличную информационную модель; г)графическую информационную модель; д)натурную модель.
17.К числу самых первых графических информационных моделей следует отнести:
а)наскальные росписи; б)карты поверхности Земли; в)книги с иллюстрациями;
г)строительные чертежи и планы; д)иконы.
18.Укажите ЛОЖНОЕ утверждение:
а)“Строгих правил построения любой модели сформулировать невозможно”;
б)“Никакая модель не может заменить само явление, но при решении конкретной задачи она может оказаться очень полезным инструментом”;
в)“Совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих — главное, чтобы с их помощью можно было бы отразить наиболее существенные черты, признаки изучаемого объекта”;
г)“Модель содержит столько же информации, сколько и моделируемый объект”;
д)“Все образование — это изучение тех или иных моделей, а также приемов их использования”.
19.Построение модели исходных данных; построение модели результата, разработка алгоритма, разработка и программы, отладка и исполнение программы, анализ и интерпретация результатов — это:
а)разработка алгоритма решения задач; б)список команд исполнителю; в)анализ существующих задач;
г)этапы решения задачи с помощью компьютера; д)алгоритм математической задачи.
20.В качестве примера модели поведения можно назвать:
а)список учащихся школы;
б)план классных комнат;
в)правила техники безопасности в компьютерном классе;
г)план эвакуации при пожаре;
д)чертежи школьного здания.
Самостоятельная работа. Программирование 10 класс.
Вариант 1
- Составьте программу для вычисления площади прямоугольного треугольника по его катетам a и b.
- В компьютер поступают результаты соревнований по плаванию для трех спортсменов. Выбрать и напечатать лучший результат.
- С клавиатуры вводятся N чисел. Составьте программу, которая определяет количество отрицательных, количество положительных и количество нулей среди введенных чисел. Значение N вводится с клавиатуры.
Вариант 2
- Составьте программу, складывающую две обыкновенные дроби.
- Здоровый щенок играет не менее 8 часов в день. Напишите программу, которая определяет, здоров ли щенок по кличке Пуджик.
- Составьте программу, которая печатает таблицу перевода расстояний из дюймов в сантиметры (1 дюйм = 2,5 см) для значений длин от 1 до 20 дюймов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы со...
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 9 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (9 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы со...
Рабочая программа учебного курса "Информатика" для 5-6 классов
Рабочая программа по курсу «Информатика» для 5-6 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной основной образов...
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс...
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 9 класс, Босова Л.Л.
рабочая программа...
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 10 класс, Семакин И.Г.
тематическое планирование + календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 11 класс, Семакин И.Г.
тематическое планирование + календарно-тематическое планирование...