Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 10 класс, Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
тематическое планирование + календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_informatike_10_klass_semakin_i._g.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» 10 класс
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными ФЗ от 04.06.02014г. № 145 – ФЗ, от 06.04.02015г. № 68 – ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования» ;
- Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам основного общего образования»;
- Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Постановление об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (Зарегистрировано минюстом России 03.03.2011 №19993);
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515 - 30 «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543);
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. №01/3810 «Об утверждении развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»;
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
- Учебный план школы.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинам. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. при работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями, либо разрабатываем информационные модели. Информационные модели разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализовать с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например компьютеру.
При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 ч. в неделю.
Количество учебных часов в 10 классе:
В год - 34 часа ( в неделю 1 час, всего 34 часа)
В том числе:
Контрольных работ - 5, включая итоговую контрольную работу.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
4.Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Электронные учебные пособия:
- Лаборатория информатики МИОО http://www.metodist.ru
- Сеть творческих учителей информатики http://www.it-n.ru
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru
- Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) http://fcior.edu.ru
- Педагогическое сообщество http://pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Основанием для разработки рабочей программы послужили: Примерная программа основного курса «Информатика и ИКТ». Стандарт основного общего образования по информатике. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Основное содержание
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе
(базовый уровень)
Класс: 10
Количество часов: 34
всего – 34 часа; в неделю 1 час.
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1. Информация | 8 | 1 | 3 |
2. Информационные процессы в системах | 9 | 1 | 3 |
3. Информационные модели | 10 | 1 | 4 |
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов | 5 | 1 | - |
5. Социальная информатика | 2 | 1 | - |
Итого: | 34 | 5 | 10 |
Плановых
контрольных работ 5 ; практических работ 10 .
Содержание программы 10 класс:
1. Информация (8 ч.)
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Объемный подход. Измерение информации. Содержательный подход.
2. Информационные процессы в системах (9 ч.)
Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации.
3. Информационные модели ( 10 ч.)
Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных - модели предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов ( 5 ч.)
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. программное обеспечение компьютера. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Дискретные модели данных в компьютере. представление текста, графики и звука. Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей.
5. Социальная информатика (2 ч.)
Информационные ресурсы. Информационное общество.
Контрольно - измерительные материалы
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической — или контрольной работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении всего курса, позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
- тест, контрольная работа;
- творческая практическая работа
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 10 КЛАСС
№ | Тема |
1 | Контрольная работа №1 «Информация» |
2 | Контрольная работа №2 «Информационные процессы в системах» |
3 | Контрольная работа №3 «Электронные таблицы» |
4 | Контрольная работа №4. «Программно-технические системы реализации информационных процессов» |
5 | Итоговая контрольная работа |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 10 КЛАСС
№ | Тема |
1 | Практическая работа №1 «Представление текстовой информации» |
2 | Практическая работа № 2 «Представление графической информации» |
3 | Практическая работа № 3 «Представление числовой информации» |
4 | Практическая работа № 4 «Хранение информации» |
5 | Практическая работа № 5 «Автоматическая обработка информации» |
6 | Практическая работа № 6 «Защита информации» |
7 | Практическая работа № 7 «Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы» |
8 | Практическая работа № 8 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» |
9 | Практическая работа № 9 «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» |
10 | Практическая работа № 10 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов» |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Ошибки и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений и единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения:
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применить в ответе знания для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение загрузить нужную программу или рабочую среду;
- неумение пользоваться учебником и справочниками по информатике и технике;
- нарушение техники безопасности при работе за компьютером;
- небрежное отношение к компьютеру и программному обеспечению компьютера.
К негрубым ошибкам относятся:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
- ошибки, вызванные несоблюдением, условий работы программы (неправильно выставлено начальное положение исполнителя, не точно определена точка отсчета);
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла поворота) и т. д.;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи в общем, виде (для учащихся 9-11 классов).
Недочетами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований;
- ошибки в вычислениях (арифметические);
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- Правильность и осознанность изложения содержания,
- полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
- самостоятельность ответа;
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка “5”:
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка “4”:
Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка “3”:
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка “2”:
Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии; Отказался отвечать на вопросы учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5”
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4”
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух недочетов.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок,
- или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух-трех негрубых ошибок,
- или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
Оценка практических работ.
Оценка “5”
Ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”
Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка “2”
Ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения данного предмета
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Информатика и ИКТ» 10 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания урока (основные и дополнительные) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Компьютерный практикум | Количество часов | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
Информация (8 ч) | ||||||||||
1 | Понятие информации, информационных процессов. Правила ТБ в кабинете информатики. | Правилами поведения и ТБ. Информация, информационный процесс. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. | Три философские концепции информации; Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, тории информации; | подпись в журнале по ТБ | 1 | 06.09 | ||||
2 | Представление информации, языки, кодирование. | Формальный язык, естественный язык. Понятия «кодирования» и «декодирования» информации; | Что такое язык представления информации; какие бывают языки; | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 13.09 | ||||
3 | Практическая работа №1 «Представление текстовой информации». | Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №1 | 1 | 20.09 | ||||
4 | Измерение информации. Объемный подход. | способы измерения информации. Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; Определение бита с алфавитной точки зрения; Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; | фронтальный опрос | 1 | 27.09 | ||||
5 | Практическая работа №2 «Представление графической информации». | способы представления графической информации | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №2 | 1 | 04.10 | ||||
6 | Измерение информации. Содержательный подход. | N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; Определение бита с позиции содержания сообщения; | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 11.10 | ||||
7 | Практическая работа №3 «Представление числовой информации». | способы представления числовой информации | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №3 | 1 | 18.10 | ||||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация» | Решать задачи на измерение информации использую объемный и содержательный подход. Выполнять пересчет количества информации в разные единицы. | Контрольная работа | 1 | 25.10 | |||||
Информационные процессы в системах (9ч) | ||||||||||
1 (9) | Понятие системы. | Системы, структуры системы, системный эффект, системный подход, подсистема. Объекты векторной графики. | Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; Основные свойства систем: целесообразность, целостность; Что такое «системный подход» в науке и практике; | Беседа | 1 | 08.11 | ||||
2 (10) | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | Естественные, системы, искусственные системы, информационная связь, системы управления. Объекты векторной графики. | Чем отличаются естественные и искусственные системы; Какие типы связей действуют в системах; Роль информационных процессов в системах; Состав и структуру систем управления. Приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); Анализировать состав и структуру систем; Различать связи материальные и информационные. | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 15.11 | ||||
3 (11) | Практическая работа №4 «Хранение информации». | Носители информации. Информационные процессы. Мультимедийные презентации | Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №4 | 1 | 22.11 | |||
4 (12) | Передача информации. | Модель передачи информации, пропускная способность канала, скорость передачи, код. Информационные процессы. Мультимедийные презентации. | Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; Сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; Рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. | Самостоятельная работа по решению задач | 1 | 29.11 | ||||
5 (13) | Обработка информации и алгоритмы | Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации | Основные типы задач обработки информации; Понятие исполнителя обработки информации; Понятие алгоритма обработки информации; | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 06.12 | ||||
6 (14) | Практическая работа №5 «Автоматическая обработка информации». | Исполнители алгоритмов. Программные алгоритмы. | Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; Устройство и систему команд алгоритмической машины Поста. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №5 | 1 | 13.12 | |||
7 (15) | Поиск данных | Информационные процессы: поиск, хранение, обработка, сортировка, передача. | Что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерии поиска»; Что такое «структура данных»; какие бывают структуры; Алгоритм последовательного поиска; Алгоритм поиска половинным делением; Что такое блочный поиск; Как осуществляется поиск в иерархической структуре данных. Осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках энциклопедиях; Осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 20.12 | ||||
8 (16) | Практическая работа №6 «Защита информации». | Защита информации, цифровые подписи и сертификаты. | Какая информация требует защиты; Виды угроз для числовой информации; Физические способы защиты информации; Программные средства защиты информации; Что такое криптография; Что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. Применять меры защиты личной информации на ПК; | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №6 | 1 | 27.12 | |||
9 (17) | Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы в системах» | Контрольная работа | 1 | 10.01 | ||||||
Информационные модели (10 ч) | ||||||||||
1 (18) | Компьютерное информационное моделирование | Модель, информационная модель; этапы моделирования. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Определение модели; Что такое информационная модель; Этапы информационного моделирования на компьютере; | Беседа | 1 | 17.01 | ||||
2 (19) | Практическая работа №7 «Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы» | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №7 | 1 | 24.01 | |||
3 (20) | Относительные и абсолютные ссылки | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 31.01 | ||||
4 (21) | Практическая работа №8 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №8 | 1 | 07.02 | |||
5 (22) | Встроенные математические и логические функции | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | 1 | 14.02 | |||||
6 (23) | Практическая работа №9 «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №9 | 1 | 21.02 | |||
7 (24) | Структура данных: деревья, сети, графы, таблицы | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Ориентироваться в граф-моделях; Строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; Строить табличные модели по вербальному описанию системы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 28.02 | ||||
8 (25) | Практическая работа №10 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов» | Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. | Самостоятельная Пр.р. | Практическая работа. №10 | 1 | 07.03 | |||
9 (26) | Контрольная работа № 3 по теме: «Электронные таблицы» | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | Ориентироваться в граф-моделях; Строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; Строить табличные модели по вербальному описанию системы. | Контрольная работа | 1 | 14.03 | ||||
10 (27) | Модели структуры данных предметной области. Алгоритм как модель деятельности. | Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Исполнители алгоритмов. Виды алгоритмов. | Понятие алгоритмической модели; Способ описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; Что такое трассировка алгоритма. | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 21.03 | ||||
Программно-технические системы реализации информационных процессов (5 ч.) | ||||||||||
1 (28) | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. | Устройство компьютера , назначение; шина данных, шина памяти, шина управления, ОЗУ, ПЗУ, контроллер, порты, системная плата, процессор, устройства ввода-вывода. | Архитектуру персонального компьютера; Что такое контроллер внешнего устройства ПК; Назначение шины; В чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; Основные виды памяти ПК; Что такое системная плата, порты ввода-вывода; Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.; Что такое программное обеспечение ПК; Структура ПО ПК; Прикладные программы и их назначение; Системное ПО: функции операционной системы; Что такое системы программирования. | Беседа | 1 | 04.04 | ||||
2 (29) | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | Системы счисления; формат целых чисел, формат вещественных чисел, плавающая запитая, фиксированная запятая, порядок. Данные. Дискретные модели данных. | Основные принципы представления данных в памяти компьютера; Представление целых чисел; Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; Принцип представления вещественных чисел; | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 11.04 | ||||
3 (30) | Представление текста, графики и звука | Текст в компьютере. Текстовые данные. Графика в компьютере. Графические данные. Звук в компьютере. Звуковые данные. | Представление текста; Представление изображения; цветовые модели; В чем различие растровой и векторной графики; Дискретное (цифровое) представление звука. | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 18.04 | ||||
4 (31) | Развитие архитектуры вычислительных систем | Глобальные компьютерные сети. Информационная культура, всемирная паутина, IP-адрес, пропускная способность, протокол TCP. | Историю возникновения и развития глобальных сетей | Индивидуальный, фронтальный опрос | 1 | 25.04 | ||||
5 (32) | Контрольная работа №4 по теме: «Программно-технические системы реализации информационных процессов» | Основные принципы представления данных в памяти компьютера; | Контрольная работа | 1 | 02.5 | |||||
Социальная информатика(2 ч.) | ||||||||||
1 (33) | Информационные ресурсы. Информационное общество. | Виды информационных ресурсов. | Виды информационных ресурсов. | Беседа | 1 | 09.05 | ||||
2 (34) | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | 1 | 16.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин
Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....
Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин
Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования. ...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс (Семакин)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден прик...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 8 класс (Семакин И.Г.)
Настоящая программа составлена на основе "Примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ (Утверждена приказом Минобразования и науки России от 09.03.2004 №1312), программы базов...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 9 класс (Семакин И.Г.)
(Смотреть аннотацию к рабочей программе за 8 класс)...