Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ..................
Программа рассчитана на 35 часа.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, основанного на учебном пособии:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Программа рассчитана на 35 часа.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, основанного на учебном пособии:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.
А также дополнительная литература:
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., ШестаковаЛ. В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- С.М. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 8 класса». – СПб: БХВ – Петербург, 2007.
- Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ. Практикум»: 8 – 9 класс. – СПб.: Питер, 2007.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
Основное содержание Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных. Простая гео-информационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.
Цели обучения:
- сформировать представление о системе информационных процессов, которые могут быть реализованы в компьютере;
- дать представление о системе программ, управляющих реализацией этих процессов (программном обеспечении компьютера);
- сформировать представление об информационных технологиях как способах управления информационными процессами с целью достижения поставленной цели;
- дать представление о возможных средствах информационных технологий;
- алгоритм как средство решения задачи.
Основные понятия:
- программное обеспечение компьютера, операционная система;
- файл, программа управления файлами;
- средства и технологии работы с данным видом информации;
- технологии решения задач;
- понятие операционной системы; командной технологии;
- основы алгоритмизации с использованием простейших сред программирования.
Содержание обучения
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.
Информация и информационные процессы
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны
знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
- начальные сведения об устройстве компьютера;
- принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
- виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Учащиеся должны
знать:
- правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода-вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны
знать:
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны
знать:
- способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.
Учащиеся должны
знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
уметь:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны: понимать:
- сущность программного управления работой компьютера;
- что тип ОС определяет пользовательский интерфейс и состав ПС;
- что существование различных форматов файлов обусловлено различными подходами к способам кодирования информации различных видов;
- что один и тот же документ может быть сохранен в разных форматах;
- что на машинном носителе информация (программы, данные, документы) может храниться только в виде файлов;
- что для обработки каждого вида информации существуют свои программные средства;
- что современные ПС позволяют в одном документе совмещать информационные объекты разного вида (мультимедиа);
знать:
- состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- назначение и основные функции ОС;
- характеристики ОС, под управлением которой работает данный компьютер;
- основные технологии, поддерживаемые современными ОС: выдели и преобразуй, подхвати и перемести (drag & drop), динамический обмен данными (DDE, буфер обмена), связь и внедрение объектов (OLE); что видишь на экране, то получишь на бумаге (WYSIWYG), мультимедийность;
- что такое файл, полное имя файла; назначение и основные функции программ управления файлами;
- назначение основных компонентов среды изучаемых программных средств (рабочее поле, меню инструментов, справочных зон и т. д.);
- области применения программ обработки текстов, машинной графики;
- основные возможности компьютерной обработки текстов, графики;
- основные возможности проведения вычислений на компьютере;
уметь:
- выполнять основные операции над файлами;
- выбирать и загружать нужную программу;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. д.;
- использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;
- использовать графический редактор для создания и редактирования изображений;
- вставлять в документы объекты из других приложений.
Компьютерные коммуникации
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.
Учащиеся должны
знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций и др.;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь Почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
В курс 8 класса «Информатика и ИКТ» внесены следующие изменения:
- раздел «Коммуникационные технологии» заменен на разделы: «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации»;
- внесен раздел «Технология мультимедиа».
Тематическое планирование курса
«Информатика и ИКТ »
8 класс
( 1ч. в неделю, всего 35 часов)
Темы занятий | Колво часов | Учебные материалы | Требования к уровню подготовки учащихся |
| 1 | ||
Занятие 1. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и ИКТ. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 |
| |
| 8 | ||
Занятие 1. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Занятие 2. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Занятие 3. Тематический учет знаний по теме «Информация и информационные процессы». Занятие 4. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Занятие 5. Количество информации. Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Решение типовых задач. Занятие 6. Тематический учет знаний по теме «Количество информации» | 1 1 1 2 2 1 | § 1.1 § 1.2 § 1.3 |
|
| 10 | ||
Занятие 1. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Тематический учет знаний по теме «Устройство компьютера» Занятие 2. Файлы и файловые системы. Решение типовых задач Занятие 3. Программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения: операционные системы (основные функции); прикладное программное обеспечение; приложения специального назначения. Тематический учет знаний по теме «Программное обеспечение компьютера». Занятие 4. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации. Тематический учет знаний по теме «Правовая охрана программ и данных. Защита информации». | 3 3 2 2 | § 2.2 § 2.3 § 2.4 – 2.7 § 2.8 |
|
| 6 | ||
Занятие 1. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Текстовый процессор MS Office Word. Основные принципы работы с текстовой информацией. Занятие 2, 3, 4, 5, 6. Текстовая информация и компьютер. Форматирование текста. Вставка графических объектов. Работа с таблицами. Абзацы. Списки. | 1 5 |
| |
| 3 | ||
Занятие 1. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Занятие 2, 3. Графическая информация и компьютер. Практикум. | 1 2 |
| |
| 5 | ||
Занятие 1. Понятие «мультимедиа». Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации: виды презентаций. Занятие 2, 3, 4, 5. Создание компьютерной презентации. Дизайн. Настройка анимации. Вставка графических объектов. Практикум. | 1 4 |
| |
Обобщение по курсу «Информатика и ИКТ. 8 класс» | 2 | ||
Итог | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...