Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (9 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа резерв).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_kl.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (9 класс) Н.Д. Угриновича. Содержание авторской программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа резерв).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, основанного на учебном пособии:
1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
А также дополнительная литература:
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., ШестаковаЛ. В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.
- С.М. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 9 класса». – СПб: БХВ – Петербург, 2007.
- Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ. Практикум»: 8 – 9 класс. – СПб.: Питер, 2007.
Основное содержание Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.
Основное содержание
Информация и информационные процессы
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации.
Учащиеся должны
знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
Арифметические основы компьютера
Понятие «Системы счисления». История появления чисел. Алфавит СС. Основные системы счисления. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Двоичная арифметика.
Практика на компьютере: перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
Учащиеся должны
знать:
- способы представления числовой информации в различных системах счисления;
- особенности позиционных и непозиционных систем;
- иметь представление о компьютерном представлении информации;
уметь:
- переводить числа из одной системы счисления в другую;
- выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления;
- иметь представление о компьютерном представлении информации;
Логические основы компьютера
Понятие «Мышление». Что изучает наука «Логика». Высказывание. Простые и составные высказывания. Логическая функция. Логическая переменная. Таблица истинности. Элементарные логические операции. Название. Обозначение. Таблицы истинности.
Учащиеся должны
знать:
- понятия «логика», «мышление», «высказывание»;
- основные элементарные логические операции;
- элементарные логические элементы;
- схемы, реализующие элементарные логические операции;
уметь:
- составлять таблицы истинности;
- определять простые и составные высказывания;
- реализовывать элементарные логические операции в виде схем;
Обработка числовой информации
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Учащиеся должны
знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора;
уметь:
- открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.
Учащиеся должны
знать:
- что такое БД, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логическая операция, как они выполняются;
уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Моделирование и формализация
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны
знать:
- что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
уметь:
- приводить примеры натуральных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Компьютерные коммуникации
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.
Учащиеся должны
знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций и др.;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь Почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
Основы алгоритмизации
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой.
Учащиеся должны
знать:
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чём состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
уметь:
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
В рабочую программу 9 класса курса информатики и ИКТ (2 часа в неделю, 70 часов) внесены следующие изменения:
- увеличено количество часов на изучение тем «Обработка числовой информации» (19 часов), «Арифметические основы компьютера» (6 часов), «Обработка и хранение информации в базах данных» (7 часов);
- введены следующие разделы: «Коммуникационные технологии» (4 часа), «Логические основы компьютера» (5 часов);
- раздел «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» заменен на «Основы алгоритмизации. Описание основных алгоритмических конструкций» (12 часов);
- в курс информатики и ИКТ включено повторение основных разделов.
Тематическое планирование курса
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
9 класс
(2 ч. в неделю, всего 68 часов+2 часа резерв)
Темы занятий | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся |
I. Введение. | 1 | |
Занятие 1. Правила техники безопасности и электробезопасности при работе в кабинете ИиИКТ. Цели и задачи курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» | 1 | |
П. Повторение. Информация и информационные процессы | 6 | |
Занятие 1-5. Единицы измерения информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к измерению информации. Скорость измерения информации. Решение типовых задач. Занятие 6. Тематический учет знаний по теме «Информация и информационные процессы». | 5 1 | учащиеся должны знать:
|
III. Арифметические основы компьютера. Системы счисления. | 6 | |
Занятие 1. Понятие «Системы счисления». Алфавит. Основные системы счисления. Развернутая форма представления числа. Занятие 2, 3. Правила перевода чисел из различных систем счисления. Решение типовых задач. Занятие 4. Связь систем счисления с основанием два. Решение типовых задач. Занятие 5,6. Арифметика двоичных чисел. Решение типовых задач. | 1 2 1 2 | учащиеся должны знать:
|
IV. Логические основы компьютера. | 5 | |
Занятие 1. Высказывание. Простые и составные высказывания. Логическая функция. Логическая переменная. Таблица истинности. Занятие 2-4. Элементарные логические операции. Название. Обозначение. Таблицы истинности. Решение типовых задач. Занятие 5. Тематический учет знаний по теме «Элементарные логические операции». | 1 3 1 | учащиеся должны знать:
|
V. Обработка числовой информации | 19 | |
Занятие 1, 2. Основные понятия ЭТ (ячейка, адрес, группа, ссылки). Правила заполнение таблицы. Занятие 3, 4. Форматирование и редактирование. Формат числа. Тематический учет знаний по теме «Основные понятия ЭТ». Занятие 5, 6. Относительная адресация. Абсолютная адресация. Формулы и функции в Excel. Практическая работа «Вычисления в Excel» Занятие 7 - 10. Построение диаграмм и графиков в ЭТ. Графическое решение систем уравнений. Занятие 11 - 14. Повторение. Абсолютная и относительная адресация. Функции, вставка функций. Зачет по редактору электронных таблиц. Занятие 15. Тематический учет знаний по теме «Построение графиков в Excel» Занятие 16 - 18. Решение систем уравнений в ЭТ. Решение текстовых задач в ЭТ. Практическая работа по решению текстовых задач. Занятие 19. Тематический учет знаний по теме «Электронные таблицы». | 2 2 2 4 4 1 3 1 | учащиеся должны знать:
|
VI. Хранение и обработка информации в базах данных | 7 | |
Занятие 1. Основные понятия. Реляционные БД. СУБД. Занятие 2, 3. Тематический учет знаний по теме «База данных. Основные понятия». Проектирование и создание однотабличной БД. Занятие 4, 5, 6. Создание запросов и форм. Связанные таблицы. Решение типовых задач. Занятие 7. Тематический учет знаний по теме « Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Поиск, сортировка данных» | 1 2 3 1 | учащиеся должны знать:
|
VII. Моделирование и формализация | 5 | |
Занятие 1, 2. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Занятие 3-5. Решение типовых задач. Тематический учет знаний по теме «Моделирование и формализация». | 2 3 | учащиеся должны знать:
|
IX. Коммуникационные технологии | 4 | |
Занятие 1, 2. Передача информации. Виды компьютерных сетей. Адресация в сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Занятие 3, 4. Решение типовых задач. Тематический учет знаний по теме «Коммуникационные технологии». | 2 2 | учащиеся должны знать:
|
VIII. Основы алгоритмизации | 12 | |
Занятие 1, 2. Понятие алгоритма и исполнителя. Свойства алгоритма. Способы описания. Виды алгоритмов. Занятие 3- 5. Тематический учет знаний по теме « Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания. Виды алгоритмов». Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Алгоритмы с циклической структурой. Формальное исполнение алгоритма. Решение типовых задач. Занятие 6-8. Тематический учет знаний по теме «Основные алгоритмические конструкции». Исполнители. Список команд исполнителя. Формальное исполнение алгоритма. Решение типовых задач. Занятие 9, 10. Тематический учет знаний по теме «Формальное исполнение алгоритма». Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации». Занятие 11, 12. Тематический учет знаний по теме «Основы алгоритмизации». Анализ и разбор заданий. | 2 3 2 2 2 | учащиеся должны знать:
|
IX. Информатизация общества | 2 | |
Занятие 1. Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Занятие 2. Тематический учет знаний по теме «Информатизация общества». | 1 1 | |
X. Повторение основных базовых понятий курса информатики. | 1 | |
XI. Резерв | 2 | |
Итог | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...