Проектный модуль по информатике в 5 классе "В мире кодов"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Данный проектный модуль рассчитан на учащихся 5 класса по теме «В мире кодов», 6 часов. В начале проекта учащиеся познакомятся с основными понятиями раздела: «код», «кодирование» и «декодирование»; рассмотрят сферы человеческой деятельности, где применяется кодирование информации; рассмотрят различные способы кодирования, а также назначение кодирования. По рассмотренной информации учащиеся сформулируют проблему: для секретности информации нужен код. После этого учащиеся разделятся на группы, каждая из которых выберет одно из направлений кодирования (например: тайные коды, морские коды, координаты, кодирование цвета, дактилоскопия, штрих-коды и др.), по выбранному назначению кодирования учащимся предлагается: Собрать и изучить информацию; представить найденную информацию в удобном виде для ознакомления других групп по выбранному направлению; разработать собственный код и задания для других групп. В конце проекта каждая группа получит возможность ознакомить другие группы с найденной информацией, предложить декодировать подготовленные сообщения другим участникам, попробовать собственные силы в декодировании сообщений других участников проекта. Таким образом, каждая группа не только ознакомится с различными видами кодирования в жизни человека, но и научится составлять коды, кодировать и декодировать сообщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_modul_5_klass.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный модуль по информатике в 5 классе

«В мире кодов»

1 Информатика

2. Проектный модуль по информатике для 5 класса «В мире кодов»

3. Количество учебных часов: 6

4. Планируемые результаты модуля:

Предметные:

  • Умение использовать термины «код», «кодирование», «декодирование»;
  • Умение различать коды по их виду и назначению;
  • Умение кодировать и декодировать информацию при известном коде

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; проектировать и  защищать проектный продукт; овладеют приемами организации и  самоорганизации  работы, а также навыками самоконтроля и взаимоконтроля;
  • Коммуникативные УУД: учащиеся научатся производить анализ и формулировать собственную позицию, а также учитывать мнение других участников проекта; умение ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.
  • Познавательные УУД: умение определять понятия; умение классифицировать, умение собирать  информацию и представлять ее в новом виде; овладеют необходимыми способами проектирования; получат положительный опыт коллективного сотрудничества при изучении сложных тем исследования;

Личностные:

  • умение применять полученные знания не только на уроках информатики, но и в других сферах деятельности человека;
  • умение осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по написанию проектных работ.

5. Предметное содержание модуля: Данный проектный модуль рассчитан на учащихся 5 класса по теме «В мире кодов», 6 часов. В начале проекта учащиеся познакомятся с основными понятиями раздела: «код», «кодирование» и «декодирование»; рассмотрят сферы человеческой деятельности, где применяется кодирование информации; рассмотрят различные способы кодирования, а также назначение кодирования. По рассмотренной информации учащиеся сформулируют проблему: для секретности информации нужен код. После этого учащиеся разделятся на группы, каждая из которых выберет одно из направлений кодирования (например: тайные коды, морские коды, координаты, кодирование цвета, дактилоскопия, штрих-коды и др.), по выбранному назначению кодирования учащимся предлагается: Собрать и изучить информацию; представить найденную информацию в удобном виде для ознакомления других групп по выбранному направлению; разработать собственный код и задания для других групп. В конце проекта каждая группа получит возможность ознакомить другие группы с найденной информацией, предложить декодировать подготовленные сообщения другим участникам, попробовать собственные силы в декодировании сообщений других участников проекта. Таким образом, каждая группа не только ознакомится с различными видами кодирования в жизни человека, но и научится составлять коды, кодировать и декодировать сообщения.


6. Технологическая карта проектного модуля

№ уро-ков

Этап проектной деятельности

Деятельность учителя на уроке

Деятельность обучающихся на уроке/ этапе проектной деятельности

Продукт урока

Дидактические средства

Ресурсы

Домашнее задание

1

Актуализация

Организует  выполнение и обсуждение актуальных  для обучающихся вопросов по кодированию информации в окружающем мире

Формулируют и фиксируют предложенные  совместно с учителем варианты кодирования информации

Осознан имеющийся опыт

Презентация «Кодирование информации», индивидуальная папка проекта, ПК учителя и обучающихся,

ЦОР: видеоролик «Азбука Морзе», интерактивное задание «Расшифруй слово» , интерактивная доска

Собрать информацию о том, какие виды кодирования и для чего использует ваша семья дома или на работе

Проблематизация

Создает проблемную ситуацию и с помощью наводящих вопросов помогает сформулировать проблему

Высказывают свое отношение к проблемной ситуации и формулируют проблему, фиксируя ее в ИПП

Сформулированная проблема: Для секретности информации нужен код

Карточки с заданиями

Интернет-ресурсы,

флипчарт

Целеполагание

Способствует формулировке и фиксации цели проекта в ИПП

Формулируют и фиксируют цель проекта в ИПП с помощью учителя

Сформулированная цель: создать свой код

Прием «Ромашка»

Интерактивная доска

2

Концептуализация

Дает  представление о видах кодирования

Учатся устанавливать аналогии, обобщать и выделять главное, учатся слушать собеседника

Составленный кластер «Кодирование», отражающий свойства и взаимосвязи выбранного вида кода с другими объектами

Раздаточный материал

Интерактивная доска

Собрать информацию, в каком виде ваши знакомые предпочитают получать информацию

Моделирование

Помогает обучающимся представить (смоделировать) проектный продукт,   представляет готовые критерии оценки проектного продукта

Обучающиеся описывают ожидаемый продукт проекта. Учатся слушать собеседника, формулировать и  аргументировать свою точку зрения

Составленная модель проектного продукта.

Раздаточный материал «Критерии оценивания проекта»

Обучающая презентация учителя

3

Планирование

С помощью наводящих вопросов помогает составить  план действий по созданию проектного продукта.

Отвечая на вопросы учителя, составляют  план действий  по созданию своего проектного продукта и фиксируют в ИПП

Составленный план действий для реализации проекта каждой группой

Дидактический материал «Ранжирование пунктов плана»

Обучающая презентация учителя

Собрать информацию в соответствии с планом действий по созданию проектного продукта

4-5

Реализация

Организует работу в группах, учит интерпретировать информацию в новом виде, консультирует обучающихся по работе над проектом

Изучают собранную информацию, обсуждают и разрабатывают проектный продукт, оформляют его.

Проектный продукт « Мой код»

Информационные  (иллюстративные)   раздаточные (рабочие) материалы

Интернет-ресурсы

Придумать задание для других групп, подготовиться к защите проекта

6

Социализация

Создает условия для защиты проектного продукта обучающимися

Представляют свой проектный продукт.

Презентация продукта «Мой код»

Презентация, рисунок, газета, буклет

Интерактивная доска

Выполнить творческое задание «Новогоднее поздравление»

Оценка

Организует деятельность обучающихся по заполнению оценочных листов

Заполняют  оценочные листы по разработанным критериям

Оценка продуктов проектной деятельности

Оценочные листы  в ИПП

Интерактивная доска

Рефлексия

Организует рефлексию проектной деятельности

Высказывают свое мнение об участии в проектной деятельности в письменной форме, указывая положительные и отрицательные моменты

Сформированная самооценка собственной деятельности в проекте

Рефлексивный лист в ИПП

Интерактивная доска

УМК: 1. Босова Л.Л. Информатика: учебник 5 класса

           2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса в 2 ч.

           3. Босова Л.Л. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов

           4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики в 5 классе "В мире кодов"

Конспект подходит для проведения открытых уроков....

Открытый урок в 5Л классе "В мире кодов"

Урок разработан с ЦЕЛЬЮ создать условия для успешного усвоения понятий «код», «кодирование», «декодирование»....

Разработка урока по информатике по теме "В мире кодов"

Цели:1. объяснять принципы кодирования информации, устанавливать связь между видом информации и способом ее кодирования, различать понятия кодирование и шифрование информации,2. обозначать пробле...

5 класс ФГОС. Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информации

Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5 Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодиров...

В мире кодов 5 класс

Презентация, карточка и практическое занятие...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе на тему "В мире кодов"

Технологическая карта урока информатики в 5 классе с презентацией. УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю....