Урок информатики "В мире кодов. Кодирование и декодирование информации
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок информатики "В мире кодов. Кодирование и декодирование информации"
Образовательные цели:
Активизировать познавательную деятельность учащихся, взаимодействие между учениками, стимулировать интерес учащихся к предмету.
Научить применять полученные знания при решении нестандартных задач.
Воспитательные цели:
Воспитание познавательной активности;
Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Нести ответственность перед коллективом за результаты труда.
Развивающие цели:
Развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;
Развитие мышления, умения анализировать, формулировать выводы, объяснять изученные понятия.
Развивать внимание, навыки конструирования, творческую активность учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала.
Организационная форма: эвристическая беседа.
План урока:
Орг. момент.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Практические задания.
Физкультминутка.
Закрепление нового материала.
Подведение итого урока.
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
1. Орг. момент | Здравствуйте. Садитесь. | |
Проверьте, чтобы у вас на партах лежала рабочая тетрадь, ручка. | ||
2. Изучение нового материала. | Сегодня ребята у нас с вами необычный урок. Мы будем сегодня путешествовать с великим сыщиком Шерлоком Холмсом. | |
Вы когда-нибудь читали книжки об этом великом сыщике или смотрели фильм? | Ответ: да | |
Кто автор этой книги? | Ответ: Конан Дойл | |
Шерлок Холмс мог разгадать любое запутанное дело. И он очень хочет посмотреть, а сможем ли мы разгадать задачи, которые он придумал для нас. | ||
Тема нашего урока: "В мире кодов. Кодирование и декодирование информации”. | Ученики записывают тему. | |
Информация может поступать от источника к приемнику через информационный канал. | ||
Давайте вспомним: кто такой источник информации? | Ответ: тот, кто передает информацию. | |
кто такой приемник информации? | Ответ: тот, кто получает информации. | |
Что такое информационный канал связи – это биологический или технологический канал. | ||
Зарисуйте в тетрадь схему. | Переносят схему со слайда в тетрадь | |
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. | Дети слушают. | |
Услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. | ||
Нам (людям) необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. | ||
Давайте дадим определение, что такое код? | ||
Код – это набор символов (условных обозначений) для представления информации. | Запишем определение в тетрадь. | |
В процессе обмена информацией мы совершаем две операции. | ||
Кодирование – это процесс представления информации в виде кода. | Запишем определение в тетрадь. | |
Декодирование – это процесс обратный кодированию. | Запишем определение в тетрадь. | |
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Рассмотрим несколько примеров: | ||
1. Так для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число "5” – код отличных знаний, "4” – код хороших знаний, "3” – удовлетворительных, "2” – плохих). | ||
2. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. | ||
3. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. | ||
4. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны дорожные знаки. | ||
Что обозначают эти знаки? | Ответ: разворот, пешеходный переход, ремонтные работы, главная дорога. | |
5. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. | ||
6. Азбука Брайля – это тоже еще один из способов кодировки. Давайте прослушаем рассказ об азбуке Брайля. | Дети слушают запись. | |
Запишите несколько примеров, в свои тетради о которые вы только что услышали. | Записывают самостоятельно. | |
Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 или 1 (в этой цепочке должно быть только 8 цифр, их называют битами). | Запись под диктовку. | |
Способы кодирования информации: Числовой – с помощью чисел. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Графический – с помощью рисунков или значков. | Записывают в тетрадь. | |
3.Физкультминутка | Выполняют движения за учителем сидя за своими рабочими местами. | |
4. Практические задания. | А сейчас мы с вами переходим к разгадыванию загадок, которые нам будет задавать великий сыщик Шерлок Холмс. | Детям раздаются распечатки с кодовыми таблицами. |
Задание 1: Перед вами таблица русского алфавита, каждой букве присвоен порядковый номер. | К доске выходят 2 ученика и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. | |
Давайте закодируем слова: Варежка Цифровая камера | ||
Задание 1.1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве ее порядковый номер в алфавите. ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ | К доске выходит ученик и кодирует скороговорку. Остальные работают в тетрадях. Ответ: 16 20 20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 6 20 10 20 | |
Задание 1.2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Дано сообщение: АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ | К доске выходит ученик и кодирует сообщение. Остальные работают в тетрадях. Ответ: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ | |
Задание 2. Вашему вниманию представлена таблица азбуки Морзе. | К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. | |
Давайте закодируем слово "Системный блок”. | ||
Декодируйте слово "– – / – • – – / – – – – / – • • -” | ||
Задание 3. Как еще можно закодировать информацию, оказывается с помощью пляшущих человечков. | К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. | |
Закодируйте слова: "мечта”, "ребус”. | ||
Задание 4. Также информацию можно закодировать с помощью флажковой азбуки. | К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. | |
Закодируем слова: "якорь”, "матрос”. | ||
Задание 5. Оказывается, что с помощью ребусов тоже можно закодировать информацию | ||
Давайте попробуем отгадать их. | Дети устно отгадывают ребусы. | |
Ребята вы молодцы вы справились со всеми заданиями, которые вам задал Шерлок Холмс. | ||
Давайте теперь немного отдохнем. | ||
5.Физкультминутка | Давайте с помощью флажковой азбуки закодируем фразы: "мышь”, "колонки”. | Дети встают со своих мест и выполняют движения за учеником. |
Мне бы хотелось бы познакомить вас с дополнительным материалом, который нам нужен для расширения кругозора. | ||
Давайте узнаем: | Дети смотрят на слайд и прослушивают голосовое сопровождение. | |
1. Кто такой был Самуэль Морзе | ||
2. Кто, где и когда создал первый телефон | ||
3. Кто создал первый беспроводной телеграф. | ||
Вот сколько нового и интересного мы узнали. Но на этом урок еще не окончен. | ||
6.Закрепление нового материала | Ребята мы с вами сегодня изучили новый материал, а теперь давайте проверим, как вы его усвоили. | |
Проверка будет в виде теста, я буду задавать вопрос, а вы будите на него отвечать. С мест не выкрикивать, отвечает тот, кто поднял первым руку. | Дети устно отвечают на вопросы. | |
7.Подведение итога урока | Вот и подошел к концу наш урок. | Дети устно отвечают на вопросы. |
Что нового вы узнали? | ||
Что понравилось на уроке? | ||
Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации"
Урок информатики в 9 классе....
Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла»
Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла». Подготовка к егэ. Задачи с сайта http://inf.reshuege.ru/test?theme=228...
Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"
Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....
Урок по теме: «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»
Цели урока: Формирование новых знаний по теме «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»Предметные результаты:Должны знать:· Определение понятия «сигнал»;· Определе...
Анализ и разбор типовых задач по теме "Кодирование и декодирование информации. Передача информации" в заданиях ЕГЭ по Информатике и ИКТ
Статья,написанная в помощь учителям и ученикам при подготовки к ЕГЭ по информатике по теме "Передача информации."...
Урок по теме "Кодирование и декодирование информации"
Разрабатанный урок связывает информатику (формальные знания) с мировой художественной культурой....
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...