Рабочая программа и КТП по Информатике и ИКТ - 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа и КТП по Информатике и ИКТ - 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП по Информатике и ИКТ - 9 класс | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования
- обязательного минимума содержания основной образовательной программы по информатике и ИКТ для среднего общего образования.
- авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для средней школы, автор Угринович Н.Д (2004 г);
Цель: формирование знаний в области алгебры логики, систем счисления, баз данных алгоритмического мышления в области программирования на языке Паскаль, совершенствование знаний функционирования компьютерных сетей.
Задачи:
- освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации осуществляются в виде тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Используемые учебники и пособия:
Учебно-методический комплект:
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).— М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
Список дополнительной литературы:
1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. — М.: Издательство «Экзамен», 2008.
2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. — СПб: БХВПетербург, 2002.
6. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 9 класс. М.: ВАКО, 2008. 400 с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения информатики и ИКТ на базисном уровне ученик должен по окончанию 9 класса на базисном уровне
знать/понимать:
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- принципы кодирования графической, текстовой, числовой, звуковой информации;
- двоичную систему счисления;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- Логические операции, назначении логики.
должны уметь:
- выполнять базовые операции над числами, проверять их свойства;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации (элементы повышенного уровня);
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
- создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- Создавать простые таблицы баз данных, создавать записи в базе данных, выполнять поиск информации в базах данных путем формирования простого и сложного запроса (элементы повышенного уровня);
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
- переводить числа из десятичной системы в двоичную и выполнять обратный перевод;
- кодировать информацию, используя таблицы кодировки;
- Строить таблицы истинности, вычислять логические выражения, решать простые логические задачи.
Содержание тем:
1.Кодирование информации в компьютере.
Дискретное и аналоговое представление информации. Кодирование графической, звуковой, числовой, текстовой информации.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 1. Создание простого коллажа в растровом редакторе Photoshop.
Практическая работа № 2. Ретуширование фотографии в растровом редакторе Photoshop.
Практическая работа № 3. Создание векторного чертежа в векторном редакторе на примере MS-Word.
Практическая работа № 4. Создание векторного рисунка в векторном редакторе на примере MS-Word.
2. Элементы математической логики.
Высказывания, логическая переменная, логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция), таблицы истинности.
3. Технология хранения информации. Элементы теории баз данных.
База данных, виды баз данных, реляционная база данных, поле, запись, ключевое поле, типы данных, СУБД, создание однотабличной базы, составление запросов.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 5. Создание однотабличной базы данных.
Практическая работа № 6. Построение простых SQL запросов к готовой базе.
Практическая работа № 7. Построение составных SQL запросов к готовой (запросов, которые содержат несколько условий).
4. Основы алгоритмизации и программирования.
Алгоритм, его свойства. Составление линейных, циклических и алгоритмов с ветвлением и запись его в виде блок-схемы. Структура программы на языке Pascal, основные операторы языка. Составление программы на линейный, циклический и алгоритм с ветвлением.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 8. Составление и отладка программы на линейный алгоритм.
Практическая работа № 9. Составление и отладка программы на алгоритм с ветвлением.
Практическая работа № 10. Составление и отладка программы на циклический алгоритм.
5. Электронные таблицы.
Табличный процессор, ячейка, её формат. Функция. Формула. Ввод формулы в ячейку. Построение графиков и диаграмм. Относительная и абсолютная адресация. Сортировка данных в таблице.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 11. Создание листа для решения математического примера.
Практическая работа № 12. Создание листа для решения задачи с использованием математических функций.
Практическая работа № 13. Построение графиков и диаграмм. Сортировка данных в Excel.
6. Моделирование и формализация.
Понятие модели и моделирования. Назначение модели. Компьютерный эксперимент, его этапы.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 14. Построение модели в табличном процессоре.
7. Коммуникационные технологии.
Виды и назначение компьютерных сетей. Адресация в сети. Устройства глобальной сети Интернет. Маршрутизация. Сервисы Интернет.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15. Поиск информации с помощью поисковых систем (Yandex или Google).
Практическая работа № 16. Работа с электронной почтой, общение по сети.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Кодирование информации в компьютере | 16 |
2 | Элементы математической логики | 5 |
3 | Технология хранения информации. Элементы теории баз данных | 10 |
4 | Основы алгоритмизации и программирования | 24 |
5 | Электронные таблицы | 6 |
6 | Моделирование и формализация | 3 |
7 | Коммуникационные технологии | 4 |
Итого | 68 |
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки проведения | Фактические сроки прохождения |
Тема 1. Кодирование информации в компьютере | 16 | |||
Кодирование графической информации. | 1 | 2.09.2017 | ||
Характеристики графических изображений. | 1 | 2.09.2017 | ||
Решение задач по теме «кодирование графической информации» | 1 | 9.09.2017 | ||
Знакомство с векторными изображениями | 1 | 9.09.2017 | ||
Создание векторного изображения в текстовом процессоре | 1 | 16.09.2017 | ||
Создание векторного изображения в векторном редакторе | 1 | 16.09.2017 | ||
Знакомство с растровым редактором | 1 | 23.09.2017 | ||
Слои в растровом редакторе | 1 | 23.09.2017 | ||
Практика: создание простого коллажа. Цветовая коррекция. | 1 | 30.09.2017 | ||
Ретуширование, установка своих кистей, использование градиентной заливки. Использование простого фильтра. | 1 | 30.09.2017 | ||
Кодирование числовой информации. | 1 | 7.10.2017 | ||
Перевод чисел в позиционных системах счисления | 1 | 7.10.2017 | ||
Кодирование звуковой информации. | 1 | 14.10.2017 | ||
Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации» | 1 | 14.10.2017 | ||
Кодирование текстовой информации. | 1 | 21.10.2017 | ||
Разбор заданий из ЕГЭ | 1 | 21.10.2017 | ||
Тема 2. Элементы математической логики | 5 | |||
Основные понятия логики. Логические операции. | 1 | 28.10.2017 | ||
Построение таблиц истинности | 1 | 28.10.2017 | ||
Решение заданий на таблицы истинности. | 1 | 11.11.2017 | ||
Решение логических задач. | 1 | 11.11.2017 | ||
Самостоятельная работа по теме «Основы логики» | 1 | 18.11.2017 | ||
Тема 3. Технология хранения информации. Элементы теории баз данных | 10 | |||
Понятие базы данных. Виды баз данных. | 1 | 18.11.2017 | ||
Системы управления базами данных. | 1 | 25.11.2017 | ||
Создание базы данных в СУБД. Типы данных (полей) | 1 | 25.11.2017 | ||
Практика: создание однотабличной базы данных. Заполнение таблицы. | 1 | 2.12.2017 | ||
Создание простого запроса для поиска информации в готовой базе. | 1 | 2.12.2017 | ||
Практика: создание простых запросов для выбора записей. | 1 | 9.12.2017 | ||
Создание сложных (составных) запросов для выбора данных из базы данных. | 1 | 9.12.2017 | ||
Практика: Создание сложных (составных) запросов для выбора данных из базы данных. | 1 | 16.12.2017 | ||
Разбор заданий из ЕГЭ. Сортировка данных в БД. | 1 | 16.12.2017 | ||
См. работа по заданиям ЕГЭ. | 1 | 23.12.2017 | ||
Тема 4. Основы алгоритмизации и программирования | 24 | |||
Понятие, свойства алгоритма. | 1 | 23.12.2017 | ||
Запись алгоритма. Исполнитель. Блок-схема. | 1 | 13.01.2017 | ||
Линейный алгоритм. | 1 | 13.01.2017 | ||
Алгоритм с ветвлением. | 1 | 20.01.2017 | ||
Задачи на алгоритм с ветвлением. | 1 | 20.01.2017 | ||
См. работа на тему «Составление и запись алгоритма с ветвлением». Циклический алгоритм. | 1 | 27.01.2017 | ||
Цикл с предусловием. | 1 | 27.01.2017 | ||
Решение задач на цикл с предусловием. | 1 | 3.02.2017 | ||
Цикл с пост условием. | 1 | 3.02.2017 | ||
См. работа по теме «Циклический алгоритм» | 1 | 10.02.2017 | ||
Цикл с параметром | 1 | 10.02.2017 | ||
Линейный массив | 1 | 17.02.2017 | ||
Поиск экстремальных значений массива | 1 | 17.02.2017 | ||
Знакомство с языком Pascal. Структура программы на языке Pascal. Типы данных. Оператор присваивания, ввода и вывода. | 1 | 24.02.2017 | ||
Составление программы на линейный алгоритм. Работа со средой TurboPascal. | 1 | 24.02.2017 | ||
Решение задачи. См. работа: составление, набор, отладка и запуск программы. | 1 | 3.03.2017 | ||
Условный оператор IF…then… | 1 | 3.03.2017 | ||
Сложные условия. | 1 | 10.03.2017 | ||
Решение задач с использованием логических связок. | 1 | 10.03.2017 | ||
См. работа по теме «Алгоритм с ветвлением» | 1 | 17.03.2017 | ||
Оператор цикла с предусловием и постусловием. | 1 | 17.03.2017 | ||
Оператор цикла с последующим условием | 1 | 24.03.2017 | ||
Оператор цикла с параметром | 1 | 24.03.2017 | ||
Одномерный массив | 1 | 7.04.2017 | ||
Тема 5. Электронные таблицы | 6 | |||
Знакомство с табличным процессором. | 1 | 7.04.2017 | ||
Решение задач на математический расчёт. | 1 | 14.04.2017 | ||
Формат ячейки. Функции. | 1 | 14.04.2017 | ||
Относительная и абсолютная адресация. | 1 | 21.04.2017 | ||
Решение примеров с использованием математических и статических функций. | 1 | 21.04.2017 | ||
Сортировка данных в табличном процессоре. Построение графиков и диаграмм. | 1 | 28.04.2017 | ||
Тема 6. Моделирование и формализация | 3 | |||
Моделирование. Понятие и назначение модели. | 1 | 28.04.2017 | ||
Основные этапы разработки модели и её исследования на компьютере. | 1 | 5.05.2017 | ||
Компьютерная модель в табличном процессоре. | 1 | 5.05.2017 | ||
Тема 7. Коммуникационные технологии | 6 | |||
Коммуникационные технологии. Виды компьютерных сетей. Их назначение. | 1 | 12.05.2017 | ||
Адресация компьютера в сети. Маршрутизация. | 1 | 12.05.2017 | ||
Структура и назначение сети Интернет. | 1 | 19.05.2017 | ||
Правила работы с поисковыми сервисами. | 1 | 19.05.2017 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС. Учебник JI. JI. Босова, А. Ю. Босова...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 8-11 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 8-11 класс. Учебник Н.Д. Угриновича...
Рабочая программа элективного курса по информатике в 8 классе
Рабочая программа элективного курса по информатике в 8 классе...
Рабочая программа по учебному предмету Информатике, 7-9 классы (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с: требованиями Федерального государс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы по Матвеевой Н.В....