Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Тема урока:
Введение понятия Таблица истинности.
Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.
Задачи урока:
- Обучающие:
- Научить составлять логические выражения из высказываний
- Сформировать знание о таблицах истинности
- Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
- Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
- Развивающие:
- Продолжить развитие умения анализировать
- Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
- Формировать умения работы с таблицами
- Воспитательные:
- Совершенствовать навыки общения
- Вовлечь в активную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 58.01 КБ |
Презентация к уроку | 298.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области
Конспект
урока по информатике
«Построение таблиц истинности для логических выражений»
для 8 «Б» класса
Учитель: Дмитриева Елена Матвеевна,
первая квалификационная категория
Дата проведения урока – 16.10.2017.
Тема: Построение таблиц истинности для логических выражений
Тип урока: комбинированный:
- проверка знаний – устная работа;
- новый материал – лекция;
- закрепление – практические упражнения;
- проверка знаний – задания для самостоятельной работы.
Цель урока:
Введение понятия Таблица истинности.
Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.
Задачи урока:
- Обучающие:
- Научить составлять логические выражения из высказываний
- Сформировать знание о таблицах истинности
- Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
- Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
- Развивающие:
- Продолжить развитие умения анализировать
- Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
- Формировать умения работы с таблицами
- Воспитательные:
- Совершенствовать навыки общения
- Вовлечь в активную деятельность
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (устный опрос) (5 мин).
- Объяснение нового материала (10 мин).
- Физкультминутка (1 мин).
- Закрепление
- разбор примера (3 мин);
- практические упражнения (12 мин);
- задания для самостоятельной работы (10 мин).
- Обобщение урока, домашнее задание (3 мин).
Оборудование и программный материал:
- медиапроектор;
- ПК;
- учебник: Информатика 8, Босова Л.Л.
- доска;
- раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
- демонстрация презентации “Таблицы истинности”.
Применяемые технологии:
- Проблемного обучения.
- Личностно-ориентированный подход.
- Здоровьесберегающая.
- ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока.
2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания
3 учащихся работают по карточкам:
Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:
1. Логика | 1. ИСТИНА и ЛОЖЬ |
2. Высказывание | 2. Наука о формах и способах мышления |
3. Алгебра логики | 3. Наука об операциях над высказываниями |
4. Значение логической переменной | 4. А |
5. Логическая переменная | 5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным |
(1 - 2; 2 - 5; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 4)
Остальные ученики отвечают устно:
Вопросы (Слайд №2)
- Что такое высказывание?
- Какие бывают высказывания?
- Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания.
- Как обозначаются высказывания в Алгебре логики?
- Чему могут быть равны логические переменные?
(Слайд №3) Джордж Буль – создатель Алгебры Логики.
3. Объяснение нового материала
На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями: высказывание, алгебра логики, логические переменные. А сегодня мы рассмотрим основные логические операции, определённые над высказываниями.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Построение таблиц истинности для логических высказываний»
Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует): (Слайд №4)
Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.
Но для этого запишем в тетради основные логические операции и разберём таблицы истинности для них.
Послушайте высказывание: «Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым». Сформулируйте его иначе. Из каких простых высказываний оно состоит?
Итак, у нас появился союз «и». Это связка между простыми высказываниями. Иначе она называется конъюнкция. (Слайд №5)
Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И, ^, *, &.
Конъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)
А | В | A&B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.
Существуют несколько связок между простыми высказываниями, но мы рассмотрим ещё две: (Слайд №6)
Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.
Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ, ˅, |, +.
Дизъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)
А | В | A˅B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.
(Слайд №7)
Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.
Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ, −, ¬.
А | В | ¬A | ¬В |
0 | 0 | 1 | |
0 | 1 | 1 | |
1 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 0 |
Инверсию ещё называют логическим отрицанием.
Назовите логическое значение инверсии для высказывания В.
При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №8)
1. Определить количество строк в таблице:
- количество строк = 2n+1, где n – количество логических переменных.
2. Определить количество столбцов в таблице:
- количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.
3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);
- приоритеты: ( ), ¬, &, V.
4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.
Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)
и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.
Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций.
А | В | A&B | ¬( A&B) |
0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
- Физкультминутка – гимнастика для глаз. (Слайд №9)
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так 8 раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево
Стало гибким наше тело.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком потянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
- Закрепление изученного материала
Разберем следующее упражнение вместе. (Слайд №10) и работа на доске и в тетради.
Учебник: стр. 39 №8 (1, 3)
- В&(АVВ)
Количество логических переменных: 2. Логических операций: 2.
Значит, строк в таблице 22+1=5, столбцов 2+2=4.
A | B | AVB | В&(АVВ) |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
3) А&(A˅B˅C)
Количество логических переменных: 3. Логических операций: 3
Значит, строк в таблице 23+1=9, столбцов 3+3=6.
А | В | С | A˅B | (A˅B)˅C | А&((A˅B)˅C) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Задание для самостоятельной работы на готовых карточках. (Слайд №11)
Вам надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.
А | В | С |
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Ответ: (Слайд №12)
А | В | С |
|
| ||
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
- Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №12)
На этом уроке мы изучили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.
Д/З: учебник п.1.3.2, 1.3.3 стр. 24-30, №8(2, 4), стр. 39. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами.
Прошу вас оценить урок, заполнив карточки.
Приложение 2
Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:
1. Логика | 1. ИСТИНА и ЛОЖЬ |
2. Высказывание | 2. Наука о формах и способах мышления |
3. Алгебра логики | 3. Наука об операциях над высказываниями |
4. Значение логической переменной | 4. А |
5. Логическая переменная | 5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным |
1______, 2_______, 3______, 4_______, 5________.
Выполнил__________________________________________
Приложение 3
Задание для самостоятельной работы: Постройте таблицу истинности логического выражения
А | В | С |
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Задание выполнил_________________________
Работу проверил _________________________ Оценка «______»
Приложение 4
Приложение 1
Таблицы истинности для логических выражений
Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И, ^, *, &.
Конъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)
А | В | A&B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.
Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.
Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ, ˅, |, +.
Дизъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)
А | В | A˅B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.
Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.
Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ, −, ¬.
А | В | ¬A | ¬В |
0 | 0 | 1 | |
0 | 1 | 1 | |
1 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 0 |
Инверсию ещё называют логическим отрицанием.
Назовите логическое значение инверсии для высказывания В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы : Что такое высказывание? Какие бывают высказывания? Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания. Как обозначаются высказывания в Алгебре логики? Чему могут быть равны логические переменные?
Построение таблиц истинности для логических выражений Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.
Построение таблиц истинности для логических выражений Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И , ^, *, &. Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.
Построение таблиц истинности для логических выражений Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ , ˅, |, +. Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.
Построение таблиц истинности для логических выражений Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ , - , ¬. Инверсию ещё называют логическим отрицанием.
Построение таблиц истинности для логических выражений 1. Определить количество строк в таблице: количество строк = 2 n +1, где n – количество логических переменных. 2. Определить количество столбцов в таблице: количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций. 3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов ( ¬, &, V ); приоритеты: ( ), ¬, &, V. 4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений. 5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий. ¬( A & B ) Логических переменных: 2 , операций: 2 . Количество строк: 2 2 +1=5 , количество столбцов: 2+2=4.
Построение таблиц истинности для логических выражений У чебник: стр. 39 №8 (1, 3 ) Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений: 1) В &(АVВ) 3) А &( A˅B˅C)
Построение таблиц истинности для логических выражений. Самостоятельная работа А В С ¬ C A&B A&B˅¬C ¬(A&B˅¬C)
Построение таблиц истинности для логических выражений. Ответ: А В С ¬ C A&B A&B˅¬C ¬(A&B˅¬C) 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 3 4 5
Заключение На этом уроке мы: изучили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных высказываний, не вникая в смысл самого высказывания. Д/З: учебник п.1.3.2, 1.3.3 стр. 24-30, №8(2, 4), стр. 39.
Спасибо за урок! Прошу вас оценить урок, заполнив карточки. Оценки за ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций
Класс: 9-11 классТема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операцийТип урока: урок изучения нового материалаПродолжительность занятия: 45 минут...
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...
Построение таблиц истинности для логических выражений
УРОК ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ...
Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс
Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...
Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"
Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выраженийТип урока: комбинированный:проверка знаний – устная работа;новый материал – лекция;закрепление – практическ...
технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»
Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....
Раздаточный материал по информатике для 8 класса. Тема: «Построение таблиц истинности для логических выражений»
Тема: «Построение таблиц истинности для логических выражений»...