Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Класс: 9-11 класс
Тема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций
Тип урока: урок изучения нового материала
Продолжительность занятия: 45 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_logike_11_klass.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций»
Цели урока:
- Обучающая - познакомиться с логическими операциями, с помощью которых можно составлять сложные высказывания и научиться определять их истинность.
- Развивающая - развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
- Воспитательная – аккуратность, усидчивость, стремление к достижению результата своей деятельности.
Тип урока: урок новых знаний.
Возраст учащихся: 11 класс.
Ход урока
- Оргмомент.
- Подготовка к восприятию нового материала, мотивация;
Учитель: На прошлых уроках мы с Вами познакомились с логикой как наукой, выяснили, какие формы мышления существуют. Сегодня на уроке мы остановимся на одной из этих форм – суждении (или высказывании). Запишем заголовок: Алгебра высказываний.
Учитель: Вспомним, что такое высказывание?
Ученик: Высказывание - это форма мышления, в котором что-то утверждается или отрицается об объектах или явлениях реальной действительности.
Учитель: Какие классификации высказываний вы знаете?
Ученик: Высказывания бывают простые и сложные, истинные и ложные
Учитель: Хорошо. На доске представлено два высказывания(слайд 1)
«Два умножить на 2 равно 4» и «Два умножить на два равно 5»
Что вы можете о них сказать?
Ученик: Первое высказывание истинно, а второе ложно.
Учитель: Давайте обозначим наши высказывания латинскими буквами A и B т.е.
А= «Два умножить на 2 равно 4»
В= «Два умножить на два равно 5»
И попробуем как бы перевести их на «математический язык», не рассматривая конкретное содержание (слушаем ответы учащихся и в итоге получаем)
А=1 (истина)
В=0 (ложь)
Вывод (в тетрадь): Все высказывания мы будем обозначать именами логических переменных – A, B, C, D и т. д., которые могут принимать только два значения – 1 и 0.
Учитель: А как же быть со сложными высказываниями? С помощью каких союзов в русском языке они образованы?
Ученик: С помощью союзов и, или, но, а, если…то, тогда и т. д.
Учитель: Получается, что эти союзы вы как бы тоже должны перевести на «язык математики». Для их обозначения используются логические операции, с которыми нам предстоит сегодня познакомится. А изучением этих логических операций занимается раздел логики – алгебра высказываний.
(В тетрадь) Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определить истинность или ложность составных высказываний, не вникая в их содержание.
Учитель: Давай те приступим к изучению логических операций
- Изложение нового материала
(В тетрадь) Для образования сложных высказываний используются логические операции:
- Конъюнкция (и, ^, &)-
Рассмотрим следующие высказывания:
2*2=5 | 3*3=10 | |
2*2=5 | 3*3=9 | |
2*2=4 | 3*3=10 | |
2*2=4 | 3*3=9 |
Соединим их союзом и
2*2=5 | и | 3*3=10 |
2*2=5 | и | 3*3=9 |
2*2=4 | и | 3*3=10 |
2*2=4 | и | 3*3=9 |
и сделаем вывод об их истинности, обозначив высказывания первого столбца –А, второго – В, и придав им значение истинности с помощью 0 и 1 т.е.
А | В | |
0 | & | 0 |
0 | & | 1 |
1 | & | 0 |
1 | & | 1 |
Определим теперь истинность высказывания А& В (дети, рассуждая приходят к таблице)
А | В | А& В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Учитель: Итак, что же такое конъюнкция, и когда она истинна?
(В тетради) Конъюнкция (и, ^, &) – логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания.
Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь
А | В | А& В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Конъюнкцию называют логическим умножением, объясните почему?
Таким же образом доводим учащихся до определений остальных логических операций, т.е.
- Дизъюнкция(или, |, ∨) –
Рассмотрим следующие высказывания:
2*2=5 | или | 3*3=10 |
2*2=5 | или | 3*3=9 |
2*2=4 | или | 3*3=10 |
2*2=4 | или | 3*3=9 |
И приходим к выводу
(В тетради) Дизъюнкция(или, |, ∨) – логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда ложны оба высказывания.
Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь
А | В | А | В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Дизъюнкцию называют логическим сложением, объясните почему?
- Отрицание(не,⎤) –
Рассмотрим следующие высказывания:
Число 5 - чётное |
Число 5 -нечётное |
(В тетради) Отрицание(не,⎤) – логическая операция, которая делает истинное высказывание ложным, а ложное – истинным.
Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь
А | ⎤А |
0 | 1 |
1 | 0 |
- Импликация (Если…то, →,⇒) –
Рассмотрим следующие высказывания:
А= «Число делится на 10»
В= «Число делится на 5»
(Рассмотреть примеры – 22, 45, 50, 60)
(В тетради) Импликация (Если…то, →,⇒) – логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда из истинности первого высказывания следует ложь второго.
Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь
А | В | А → В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
- Эквивалентность (Тогда и только тогда….В том, и только в том случае..↔,⇔) –
Рассмотрим следующие высказывания:
А= «Компьютер может производить вычисления»
В= «Компьютер включен»
(рассмотреть все варианты)
(В тетради) Эквивалентность (Тогда и только тогда….В том, и только в том случае..↔,⇔) – логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда одновременно истинны или ложны оба высказывания.
Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь
А | В | А ⇔ В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
- Закрепление полученных знаний на практике
1 задание. Выделите в составных высказываниях простые. Обозначьте каждое из них буквой и запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание
- Число 456 четное и трехзначное.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
- Неверно, что принтер - устройство ввода информации и сканер - устройство вывода информации.
- Если на Новый год будет много снега, то мы пойдем на лыжах в лес или уедем кататься в горы.
2 задание. Найдите значение логических выражений:
- (1 \/ 1) & (1 \/ 0)
- (0& 1) \/ (1 \/ 0)
- 1 & (⎤1 \/ 1) & 1
- ((1 → 0) \/ (1 ↔ 0)) & 1
- Итог урока и постановка домашнего задания
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели логические высказывания и логические операции. С какими операциями мы познакомились? Как нам проще запомнить ТИ этих операций? Вопросы по данной теме? Запишите домашнее задание – выучить таблицы значений основных логических операций + карточки
- (1 & 0) → (1 \/ 0)
- (0& ⎤1) \/ (0&1)
- 0 & (1 ↔0) \/ 1
- ((1 ↔ 0) \/ (0 → 1)) \/ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
A2. Использование логических операций. Рассматриваем основные логические операции и учимся определять значение логического выражения.
Решение:Первая часть выражения НЕ(ПЕРВАЯ ЦИФРА ЧЁТНАЯ) означает, что первая цифра должна быть НЕЧЁТНАЯ. НЕ отрицает высказывание, заключённое в скобках.Заданному условию удовлетвор...
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...
Алгебра высказываний. Основные логические операции. Решение задач с помощью алгебры логики.
Анализ темы в аспекте межпредметных связей математики и информатики...
Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса
Тема урока: Введение понятия Таблица истинности. Формирование у обучающихся навыков применения те...
Построение таблиц истинности для логических выражений
УРОК ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ...
Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс
Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...
Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"
Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выраженийТип урока: комбинированный:проверка знаний – устная работа;новый материал – лекция;закрепление – практическ...