Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Азаренкова Анастасия Михайловна

Класс: 9-11 класс

Тема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность занятия: 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_logike_11_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций»

Цели урока:

  • Обучающая - познакомиться с логическими операциями, с помощью которых можно составлять сложные высказывания и научиться определять их истинность.
  • Развивающая - развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
  • Воспитательная –  аккуратность, усидчивость, стремление к достижению результата своей деятельности.

Тип урока: урок новых знаний.

Возраст учащихся: 11 класс.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2.  Подготовка к восприятию нового материала, мотивация;

Учитель: На прошлых уроках мы с Вами познакомились с логикой как наукой, выяснили, какие формы мышления существуют. Сегодня на уроке мы остановимся на одной из этих форм – суждении (или высказывании). Запишем заголовок: Алгебра высказываний.

Учитель: Вспомним, что такое высказывание?

Ученик: Высказывание - это форма мышления, в котором что-то утверждается или отрицается об объектах или явлениях реальной действительности.

Учитель: Какие классификации высказываний вы знаете?

Ученик: Высказывания бывают простые и сложные, истинные и ложные

Учитель: Хорошо. На доске представлено два высказывания(слайд 1)

«Два умножить на 2 равно 4» и «Два умножить на два равно 5»

Что вы можете о них сказать?

Ученик: Первое высказывание истинно, а второе ложно.

Учитель: Давайте обозначим наши высказывания латинскими буквами  A и B  т.е.

А= «Два умножить на 2 равно 4»

В= «Два умножить на два равно 5»

И попробуем как бы перевести их на «математический язык», не рассматривая конкретное содержание (слушаем ответы учащихся и в итоге получаем)

А=1 (истина)

В=0 (ложь)

Вывод (в тетрадь):  Все высказывания мы будем обозначать именами логических переменных – A,  B, C, D  и т. д.,  которые могут принимать только два значения – 1 и 0.

Учитель: А как же быть со сложными высказываниями? С помощью каких союзов в русском языке они образованы?

Ученик: С помощью союзов и, или, но, а, если…то, тогда и т. д.

Учитель: Получается, что эти союзы вы как бы тоже должны перевести на «язык математики». Для их обозначения используются логические операции, с которыми нам предстоит сегодня познакомится. А изучением этих логических операций занимается раздел логики – алгебра высказываний.

(В тетрадь) Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определить истинность или ложность составных высказываний, не вникая в их содержание.

Учитель: Давай те приступим к изучению логических операций

  1. Изложение нового материала

(В тетрадь) Для образования сложных  высказываний используются логические операции:

  1. Конъюнкция (и, ^, &)-

Рассмотрим следующие высказывания:

2*2=5

3*3=10

2*2=5

3*3=9

2*2=4

3*3=10

2*2=4

3*3=9

Соединим их союзом и

2*2=5

и

3*3=10

2*2=5

и

3*3=9

2*2=4

и

3*3=10

2*2=4

и

3*3=9

и сделаем вывод об их истинности, обозначив высказывания первого столбца –А, второго – В, и придав им значение истинности с помощью 0 и 1 т.е.

А

В

0

&

0

0

&

1

1

&

0

1

&

1

Определим теперь истинность высказывания  А& В (дети, рассуждая приходят к таблице)

А

В

А& В

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Учитель: Итак, что же такое конъюнкция, и когда она истинна?

(В тетради) Конъюнкция (и, ^, &) – логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания.

Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь

А

В

А& В

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Конъюнкцию называют логическим умножением, объясните почему?

Таким же образом доводим учащихся до  определений остальных логических операций, т.е.

  1. Дизъюнкция(или, |,  ) –

Рассмотрим следующие высказывания:

2*2=5

или

3*3=10

2*2=5

или

3*3=9

2*2=4

или

3*3=10

2*2=4

или

3*3=9

И приходим к выводу

(В тетради) Дизъюнкция(или, |,  ) – логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда ложны оба высказывания.

Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь

А

В

А | В

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Дизъюнкцию  называют логическим сложением, объясните почему?

  1. Отрицание(не,) –

Рассмотрим следующие высказывания:

Число 5 - чётное

Число 5 -нечётное

(В тетради) Отрицание(не,) – логическая операция, которая делает истинное высказывание ложным, а ложное – истинным.

Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь

А

А

0

1

1

0

  1. Импликация (Если…то, ,) –

Рассмотрим следующие высказывания:

А= «Число делится на 10»

В= «Число делится на 5»

(Рассмотреть примеры – 22, 45, 50, 60)

(В тетради) Импликация (Если…то, ,)  логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда из истинности первого высказывания следует ложь второго.

Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь

А

В

А  В

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

  1. Эквивалентность (Тогда и только тогда….В том, и только в том случае..,) –

Рассмотрим следующие высказывания:

А= «Компьютер может производить вычисления»

В= «Компьютер включен»

(рассмотреть все варианты)

(В тетради) Эквивалентность (Тогда и только тогда….В том, и только в том случае..,)  логическая операция, которая ложна тогда и только тогда, когда одновременно истинны или ложны оба высказывания.

Учитель: Перенесите таблицу с доски в тетрадь

А

В

А  В

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

  1. Закрепление полученных знаний на практике

1 задание. Выделите в составных  высказываниях простые. Обозначьте каждое из них буквой и запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание

  • Число 456 четное и трехзначное.
  • Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
  • Неверно, что принтер - устройство ввода информации и сканер - устройство вывода информации.
  • Если на Новый год будет много снега, то мы пойдем на лыжах в лес или уедем кататься в горы.

2 задание. Найдите значение логических выражений:

  •  (1 \/ 1) & (1 \/ 0)
  •  (0& 1) \/ (1 \/ 0)
  •  1 & (1  \/ 1) & 1
  • ((1  0) \/ (1  0)) & 1

  1. Итог урока и постановка домашнего задания

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели логические высказывания и логические операции. С какими операциями мы познакомились? Как нам проще запомнить ТИ этих операций? Вопросы по данной теме? Запишите домашнее задание – выучить таблицы значений основных логических операций  + карточки

  • (1 &  0)  (1 \/ 0)
  • (0& 1) \/ (0&1)
  • 0 & (1  0) \/  1
  • ((1  0) \/ (0  1)) \/ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

A2. Использование логических операций. Рассматриваем основные логические операции и учимся определять значение логического выражения.

Решение:Первая часть выражения НЕ(ПЕРВАЯ ЦИФРА ЧЁТНАЯ) означает, что первая цифра должна быть НЕЧЁТНАЯ. НЕ отрицает высказывание, заключённое в скобках.Заданному условию удовлетвор...

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...

Алгебра высказываний. Основные логические операции. Решение задач с помощью алгебры логики.

Анализ темы в аспекте межпредметных связей математики и информатики...

Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса

        Тема урока:          Введение понятия Таблица истинности.          Формирование у обучающихся навыков применения те...

Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс

Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...

Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выраженийТип урока: комбинированный:проверка знаний – устная работа;новый материал – лекция;закрепление – практическ...