Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Манченко Юлия Александровна

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока: формирование умений строить и заполнять таблицы истинности, применять имеющиеся знания для решения поставленных задач; воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, совершенствование навыков общения; продолжить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, ИКТ – компетентности.

Основные понятия. Таблица истинности, логическая функция, логические операции, логическое выражение, наборы входных переменных.

Ресурсы. Доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по информатике для 8 класса

«Построение таблиц истинности для логических выражений»

Учитель математики и информатики:

Манченко Ю. А.

Без категории

Дата проведения урока — 19.11.2021 год

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока:

Образовательная - формирование умений строить и заполнять таблицы истинности, применять имеющиеся знания для решения поставленных задач

Воспитательная – воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, совершенствование навыков общения.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, ИКТ – компетентности.

Формы организации познавательной деятельности: 

  • фронтальная; 
  • групповая
  • индивидуальная.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  1. Предметные

Изучение этапов построения таблиц истинности, формирование умений применять алгоритм заполнения таблиц истинности,  умение нахождения значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

  1. Метапредметные

Познавательные УУД: умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций;

Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей;

Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно.

  1. Личностные

Выработка уважительно-доброжелательных отношений между обучающимися, учет различных мнений, творческое отношение к процессу обучения.

Основные понятия. Таблица истинности, логическая функция, логические операции, логическое выражение, наборы входных переменных.

Ресурсы. Доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

План урока: 

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока + устный опрос (5 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Физкультминутка (1 мин).
  5. Закрепление
  • разбор примера (2 мин);
  • практические упражнения (8 мин)
  1.  Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).

Оборудование и программный материал:

  • медиа-проектор;
  • ПК;
  • доска;
  • учебник: Информатика 8, Босова Л.Л.
  • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
  • демонстрация презентации “Построение таблиц истинности для логических выражений”.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка отсутствующих в классе
  • Постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока.
  1. Повторение материала предыдущего урока + устный опрос

Проверка усвоения основных понятий логики. Умение применять их в решении простых задач.

Вопросы на повторение основных понятий:

  • Назовите значения логических переменных. 
  • Что такое таблица истинности?
  • Что такое логическая операция?
  • Какие логические операции вам известны?
  • Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?
  • В каком случае дизъюнкция ложна?
  • В каком случае конъюнкция истинна?
  1. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке мы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты):

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Для начала рассмотрим, какие действия следует выполнить для построения таблицы истинности:

1. Определить количество логических переменных — n;

2. Определить количество строк в таблице: ;

3. Определить количество логических операций: p;

4.  Определить количество столбцов в таблице: n+p;

5. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

Логические операции выполняются в следующем порядке: ( ), ¬, &, V.

6. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

7. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Например: Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)

Количество переменных: 2, строк: 22+1=5, операций: 2, столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А, В. Затем приступаем к заполнению других столбцов по порядку логических операций.

А

В

A&B

¬( A&B)

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

  1. Физкультминутка – гимнастика для глаз.

  1.   Закрепление
  • разбор примера;
  • практические упражнения.

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:

  1. В&(АVВ),        2) А&(A˅B˅C) 
  1. Обобщение урока, домашнее задание

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений.

Д/З: учебник п.1.3, стр. 29-40. Выполнить индивидуальное задание на карточках.

Карточка:

Выполните логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

А

В

С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов Логика – сестра математики.

Слайд 2

Логические переменные Истина 1 True Ложь 0 False

Слайд 3

Логические операции Инверсия Дизъюнкция Конъюнкция

Слайд 4

Какой логической функции соответствует данная таблица истинности?

Слайд 5

Построение таблиц истинности для логических выражений Разработал: Учитель математики и информатики Манченко Ю. А.

Слайд 6

Алгоритм построения таблицы истинности:

Слайд 7

¬(A&B) n = 2 (A, B) Строк = 4+1=5 Столбцов = 2+2=4 p = 2

Слайд 8

физкультминутка

Слайд 9

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний: 1) В&(А ˅ В) 2) А&(A˅B˅C)

Слайд 10

Д/З: учебник п.1.3, стр. 29-40. Выполнить индивидуальное задание на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...

Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса

        Тема урока:          Введение понятия Таблица истинности.          Формирование у обучающихся навыков применения те...

Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс

Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...

технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....

Построение таблиц истинности для логических выражений

Разработка урока по теме "Построение таблиц истинности для логических выражений"...