Информатика, 9класс. Сценарий урока. Pascal GRaphabc
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Коркунова Наталья Ивановна


    Методическая разработка по информатике. Сценарий урока по программированию на Pascalabc c  Graphabc - библиотекой. 

                                                                                 Попытка просто рассказать о сложном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc67 КБ
Файл programmy_k_uroku.rar2.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  открытого урока

«Графические процедуры  в программах на Pascal».

Коркунова Наталья Ивановна учитель информатики

 МАОУ Гимназия №6

г. Красноармейска

2016 г.

Ход урока:

  1. Организационный

    Добрый день! Сегодня нам  предстоит  поучаствовать  в сложном и непредсказуемом мероприятии – открытом уроке.  Незнакомый педагог, незнакомые ученики и  достаточно сложная, но очень интересная тема урока  «Графические процедуры  в программах на Паскаль».

Я объявила тему сразу, почему?  Буду с вами откровенна:  мне  намекнули, что ваша гимназия славится своими математиками и информатиками, поэтому не будем терять время и сразу перейдем к главному.

Итак, пощупаем почву:

  1. Что такое подпрограмма? Какие виды подпрограмм вам известны? Какие стандартные подпрограммы вы используете? Приведите примеры стандартных подпрограмм (Sin(x), SQR(x)…….READ(a,b);
  2. Что представляет собой экран в графическом режиме  работы? Ответ: координатную плоскость с началом координат в левом верхнем углу. Мы сегодня будем работать с графическим драйвером VGA – размеры экрана  640 х  480  пикселей.
  3. Для работы с графикой на Паскаль необходимо подключить к программе  библиотеку с графическими  стандартными  процедурами и функциями ( кем-то уже написанными)

                 USES  GRAPH   - Turbo Pascal,    USES GRAPHABC -  PascalABC.

И нам станут доступны :

  • Line(x1,y1,x2,y2);
  • FillRec((x1,y1,x2,y2);
  • Ellipse(x,y,r1,r2);
  • Circle(x,y,R);
  • FillPie(x,y,u1,u2,R);
  • LineTo(x, y);
  • MoveTo (x,y)
  • И многие  другие.

Откройте программу  PrimGraph1  и запустите ее на выполнение. В данном случае мы легко обошлись без создания собственных процедур. Но все-таки, тема урока предполагает именно создание собственной подпрограммы. Подумайте, как  изменится размер программы, если нам потребуется дописать в нее пару - тройку  дополнительных елочек?  Она значительно увеличится в размере. Можем ли мы  создать ПРОЦЕДУРУ  ELKA? Какие формальные параметры потребуются нам  для  управления положением елки на экране и ее размером ?

Предположим, что положением елки будут управлять  координаты вершины X и Y, а размером  - параметр H – высота треугольника. Тогда  ПРОЦЕДУРА  ELKA   будет выглядеть так:

В структуре  программы  ПОДПРОГРАММА – ПРОЦЕДУРА  описывается после области  VAR, перед телом основной  программы. Ключевое слово: PROCEDURE.  

Закройте программу  PrimGraph1  и  откройте  программу  PrimGraph2.

ЗАДАНИЕ

Организуйте обращение к процедуре  ELKA   из  основной  ПРОГРАММЫ  PrimGraph2  для изображения   на  экране  двух  дополнительных  елочек,  разного размера  и  местоположения.

ОБРАТИТЬ  ВНИМАНИЕ

Размер программы при этом  увеличился  незначительно!

1. ВОПРОС

Как надо изменить ПРОЦЕДУРУ  ELKA,  чтобы  можно было  менять количество веточек у  разных  елочек?

Правильно,  добавить параметр  N.

  1. ВОПРОС

Как надо изменить ПРОЦЕДУРУ  ELKA,  чтобы  можно было  поворачивать (наклонять) елочки?

Для ответа на этот вопрос  упростим  задачу. Попробуем повернуть елку, состоящую из одной веточки, т.е. ТРЕУГОЛЬНИК.

          Итак,  создаем  процедуру, рисующую треугольник.  Треугольник – это три точки, не лежащие на одной прямой и соединенные отрезками прямых.  Сколько и какие формальные параметры потребуются нам для решения этой задачи?

  • Координаты  трех  точек
  • Координаты вершины, высота и плечо
  • Может быть  какие-то еще варианты.

Все они имеют право на существование, но я предлагаю  другой:  Построить правильный, вписанный в окружность треугольник.  Звучит  страшно, но скоро вы поймете преимущество этого метода (Рис. 1).          

Итак, параметрами нашей процедуры будут:

  • Координаты центра окружности X0,Y0
  • Радиус  окружности R.

Через эти параметры в процедуре нам надо выразить координаты вершин треугольника и  соединить их  прямыми линиями.

Из геометрического рисунка  видно ,  что  координаты  точки А  выражаются как:

Xа = X0 + R,   Yа = Y0; ,

 а  точки  В  -     Xв  =  X0 +  R * COS (α);

                            Yв  =  Y0 +  R * SIN (α);

Как  изменятся формулы  для  определения координат  точки  С ?  Правильно, угол   увеличится в 2  раза

                            Xс  =  X0 +  R * COS (2α);

                            Yс  =  Y0 +  R * SIN (2α);   и т.д.

Мы с вами  определили  формулы  для  нахождения  координат  вершин треугольника, теперь перейдем непосредственно   к  программе:

Фрагмент программы,  ПРОЦЕДУРА

 

 

Попробуем  использовать эту процедуру  в программе.  Откройте  программу  PrimGraph3.

В ней в центре  экрана рисуется треугольник, с радиусом описанной  окружности R = 100.

ЗАДАНИЕ

Измените программу так, чтобы треугольник   был  больше,  меньше, чтобы он сдвинулся вправо, влево,  вниз,  вверх.   Молодцы!

А, теперь  вопрос  на  5.  Что  надо  изменить  в  процедуре TREUG, чтобы она превратилась  в процедуру,  NUGLOV ?   Кто   внесет нужные  изменения   в процедуру?

Попробуем  использовать эту процедуру  в программе.  Откройте  программу  PrimGraph4.    Запустите на выполнение.  Измените фактические параметры. Запустите.

Если  останется  время:

Задание  для  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ  :

Перед  вами  код  программы:  откройте,  но  не  запускайте  на  выполнение программу PrimGraph6.  Внимательно  проанализируйте  программный  код.  Как  вы думаете,  что  будет изображено  на  экране?   Проверьте  себя,  запустите  программу.

Итак,  подведем  итоги:

  1. В каком  случае  в  программе  необходимо  создавать собственную  подпрограмму?
  2. Подпрограмма  должна  быть  максимально  универсальной (чтобы сократить количество  процедур)
  3. Собственные  процедуры можно  поместить в собственную библиотеку  и присоединять к программе командой  USES, но это  тема  другого  урока.

Домашнее  задание:  

  1. Параграф  2.4, (Босова)
  1. Изменить  процедуру  TREUG , так чтобы  у нее  появилась  возможность осуществлять   поворот  треугольника. PrimGraph5.
  2. Для любознательных:  добавить в процедуру  цвет и нарисовать Новогоднюю елку!

Ссылки  на  ЭОР для  любознательных:  http://www.effects.ru/science/250/index.htm - фигуры Лиссажу.

Всего  доброго!   Урок  закончен.

Список используемой литературы:

  1. Учебник  Л.Л Босовой и А.Ю. Босовой «Информатика»  :.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014»;  
  2. Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.  9 классы:  / - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014»;
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов.
  4. ЭО.Р  http://fcior.edu.ru
  5. Программирование в среде Turo Pascal 7, А.М. Епанешников, В.А.Епанешников, Диалог-МИФИ, 1995 г.
  6. Turo Pascal  для школьников В.Б.Попов, Москва, Финансы и статистика, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Рабочая программа по курсу информатики (9класс Н.Д. Угринович)

Рабочая программа составлена для модульного типа обучения (модуль - 1,5 часа) и включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, контрольные работы, источники инф...

Практическая работа по информатике "Разветвление в Turbo Pascal"

Практическая работа по информатике "Разветвление в Turbo Pascal"  содержит решенные задачи на языке Turbo Pascal....

Рабочая программа кружка по информатике "Программирование на языке Pascal"

Концентрированное изучение курса позволит учащимя позволит учащимся более полно выявить свои способности и подготовиться к олимпиадам разного уровня....

Презентация к уроку информатики "Записи (структуры) в Pascal"

Презентация предназначена для изучения темы «Записи (структуры) в Паскале»...

«Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 9класс»

Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора ...

урок в 9 классе. Информатика. Линейные вычислительные алгоритмы (Pascal)

Урок применения знаний, умений и навыков в 9 классе по теме "Линейные вычислительные алгоритмы". Практическая работа состоящая из 3 вариантов (составление блок-схем и написание программ на я...