Методическая разработка по теме "Информационное моделирование на компьютере"
методическая разработка по информатике и икт (8, 9 класс) по теме

Белавкина Любовь Владимировна

Использование современных информационных технологий на уроке информатики позволяет повысить мотивацию учащихся, расширить их кругозор, способствует профориентации. Данная методическая разработка может быть полезна учителям информатики, реализующим творческие подходы в обучении и использующим современные исследовательские технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Информационное моделирование на компьютере»

Класс – 9

Тип урока: исследование.

Цель:

Раскрыть преимущество компьютерного моделирования, рассмотреть способы преобразования параметров модели.

Задачи:

1. Обучающие: закрепить основные понятия информационного моделирования, раскрыть суть вычислительного эксперимента, познакомиться с основными этапами информационного моделирования.

2. Воспитательные: развивать самостоятельность выполнения практических работ, воспитывать у учащихся логическую культуру мышления.

3. Развивающие: способствовать формированию алгоритмического мышления, развивать  умение доказательства и опровержения гипотез, способствовать развитию целостного восприятия окружающей действительности, отработать навыки представления результатов исследования, способствовать формированию системного мышления.

Оборудование: учебная презентация, файл с заданием «Вычислительный эксперимент», проектор, компьютеры, программное обеспечение («Компьютерная модель»).

Роль учителя: организация деятельности, консультации.


Технологическая карта

№ п/п

Этапы урока

Время (минуты)

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.

1

Создание эмоционального настроя.

Определение темы урока.

1

Определение темы урока.

(слайд 1)

Тема урока фиксируется в тетради.

Актуализация знаний.

2

Работа с презентацией (слайд 2).

Основные понятия:

  • Объекты моделирования.
  • Цели моделирования.
  • Модели, виды моделей.

Устный опрос

Мозговой штурм  

4

Мозговой штурм  - создание моделей для объекта «Школа». Устная проверка.

Модели записываются в тетради, при опросе также  называются их виды

Цель урока, гипотеза.

2

Цель урока (слайд 3):

Сравнить возможности человека и компьютера при работе с информационными моделями. Какие предположения вы можете сделать уже сейчас по этому вопросу?

Выдвижение гипотез.

Объяснение нового материала. Этап 1

3

Работа с презентацией

(слайд 4, 5).

Первый этап моделирования.  Постановка задачи – конкретная ситуация.

Ученики определяют и записывают цель моделирования в тетрадь.

Объяснение нового материала. Этап 2

2

Работа с презентацией

(слайд 4, 6).

Второй этап моделирования.  Определение факторов, влияющих на поведение объекта.

Ученики создают словесную модель, записывают влияющие факторы в тетрадь.

Объяснение нового материала. Этап 3

2

Работа с презентацией

(слайд 4, 7).

Третий этап моделирования.  Создание математической модели.

Ученики записывают математические формулы в тетрадь.

Объяснение нового материала. Этап 4

1

Работа с презентацией

(слайд 4, 8).

Четвёртый  этап моделирования.  Демонстрация компьютерной программы «Компьютерная модель»

Ученики фиксируют четвёртый этап в тетради, поясняют принципы работы с компьютерной программой

Практическая работа за ПК.

15

Пятый  этап моделирования. Каждому ученику  предложен файл «Вычислительный эксперимент» и программа «Компьютерная модель».

Практическая работа за ПК, выполнение заданий из файла «Вычислительный эксперимент»

Итоги выполнения лабораторной работы.

5

Шестой  этап моделирования.

Обсуждение результатов выполнения практической работы. (Слайд 4, 10)

Демонстрация решения в программе «Компьютерная модель».

Формулирование результатов, основных сложностей, возникших в ходе выполнения лабораторной работы.  Анализ результатов

Итоги исследования. Рефлексия.

5

Работа с презентацией

(слайд 11,12).

Беседа.

Подтверждение (опровержение) гипотезы.

Организационный момент, домашнее задание.

2

Подведение итогов урока.

(слайд 13)

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационное моделирование на компьютере Белавкина Любовь Владимировна

Слайд 2

основные понятия Информационное моделирование на компьютере Объект моделирования цель моделирования модель школа

Слайд 3

Цель урока: Сравнить возможности компьютера и человека при работе с информационными моделями.

Слайд 4

Этапы моделирования Постановка задачи (определение цели моделирования). Описание объекта (выделение существенных свойств). Формализация (создание математической модели). Создание компьютерной модели. Проведение эксперимента. Анализ результатов.

Слайд 5

1. Постановка задачи Цель моделирования : определить, каким образом кинуть камень, чтобы сбить воланчик, то есть описать траекторию движения тела.

Слайд 6

2. Описание объекта Факторы, влияющие на движение камня: начальная скорость ( V 0 ); угол броска ( α ) ; ускорение свободного падения ( g=9.81 м/с 2 )

Слайд 7

3. Формализация (математическая модель) X= V 0 * t * cos α Y = V 0 * t * sin α – g*t 2 /2 H = V 0 2 * t * sin 2 α / (2*g) T = 2* V 0 * sin α / g S = V 0 2 * t * sin 2 (2* α ) / g

Слайд 8

4. Компьютерная модель Среда программирования – Visual Basic 6.0

Слайд 9

5 . Вычислительный эксперимент Расстояние до объекта - 4 метра, высота – 3 метра. Результаты эксперимента фиксируются в таблице (файл Вычислительный_эксперимент . doc в папке «Информационное моделирование» на Рабочем столе)

Слайд 10

6. Анализ результатов Координаты точки Количество экспериментов Подобранные параметры

Слайд 11

Цель урока: Сравнить возможности компьютера и человека при работе с информационными моделями.

Слайд 12

Преимущества компьютерных моделей Компьютерные модели дают возможность рассчитывать параметры и моделировать объекты, изучение которых в реальных условиях затруднительно или невозможно. Позволяют не только пронаблюдать, но и предсказать результат эксперимента при изменении условий. Обеспечивают наглядность (визуализация). Доступны в использовании.

Слайд 13

Домашнее задание Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Моделирование и формализация»



Предварительный просмотр:

Вычислительный эксперимент

  1. Запустите программу «Компьютерная модель».
  2. Определите положение точки на плоскости левым щелчком мыши.
  3. Введите начальную скорость и угол броска в соответствующие окна, нажмите кнопку «Расчёт». Результаты занесите в таблицу.
  4. Подберите начальные параметры таким образом, чтобы траектория движения проходила через заданную точку. При необходимости очистите плоскость нажатием кнопки «Сброс».
  5. Результаты занесите в таблицу. При необходимости добавьте строки.
  6. Выделите ответы красным цветом.
  7. Сохраните результаты в личной папке под именем «Результаты.doc»

Координата точки

Номер эксперимента

Начальная скорость, м/с

Угол броска в градусах

Дальность полёта, м

Максимальная высота, м

Время полёта, с

(3,4)

1

2

(6,6)

1

20

2

20

(5,3)

1

15

2

15

(4,4)

1

4

2

4



Предварительный просмотр:

Вычислительный эксперимент

  1. Запустите программу «Компьютерная модель».
  2. Определите положение точки на плоскости левым щелчком мыши.
  3. Введите начальную скорость и угол броска в соответствующие окна, нажмите кнопку «Расчёт». Результаты занесите в таблицу.
  4. Подберите начальные параметры таким образом, чтобы траектория движения проходила через заданную точку. При необходимости очистите плоскость нажатием кнопки «Сброс».
  5. Результаты занесите в таблицу. При необходимости добавьте строки.
  6. Выделите ответы красным цветом.
  7. Сохраните результаты в личной папке под именем «Результаты.doc»

Координата точки

Номер эксперимента

Начальная скорость, м/с

Угол броска в градусах

Дальность полёта, м

Максимальная высота, м

Время полёта, с

(3,4)

1

15

45

22,935

5,729

2,161

2

15

60

19,875

8,595

2,647

3

15

57

20,962

8,06

2,563

(6,6)

1

20

45

40,774

10,185

2,882

приближённо

2

20

50

40,161

11,954

3,122

(5,3)

1

30

15

45,85

3,069

1,582

2

невозможно

(4,4)

1

10

55

9,582

3,147 (4)

1,669

2

10

63

8,253

4,044 (4)

1,816


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Моделирование одежды методом наколки.Наколка прямой юбки".

Методическая разработка по предмету  "Моделирование и художественное оформление одежды". по теме: "Моделирование одежды методом наколки. Наколка прямой юбки"....

Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»

Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»...

Методическая разработка по теме «Моделирование и формализация»

В методической разработке приводится сравнительный анализ изложения материала в учебниках разных авторов, рассматривается цикл уроков, позволяющих подробно рассмотреть тему "Моделирование". Приводится...

Методическая разработка урока "Информационное моделирование" (6 класс)

Урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование представления о моделях и их назначении, о моделировании....

Методическая разработка лабораторной работы "Моделирование. Составление прогноза. Тренды"

В данной лабораторной работе представлен алгоритм составления прогноза в Excel с использованием линий тренда...

Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»

В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...