Методическая разработка по теме "Информационное моделирование на компьютере"
методическая разработка по информатике и икт (8, 9 класс) по теме
Использование современных информационных технологий на уроке информатики позволяет повысить мотивацию учащихся, расширить их кругозор, способствует профориентации. Данная методическая разработка может быть полезна учителям информатики, реализующим творческие подходы в обучении и использующим современные исследовательские технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 53.5 КБ |
konspekt.doc | 2.88 МБ |
informatsionnoe_modelirovanie_na_kompyutere.pptx | 748.72 КБ |
vychislitelnyy_eksperiment.doc | 41 КБ |
rezultat.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Информационное моделирование на компьютере»
Класс – 9
Тип урока: исследование.
Цель:
Раскрыть преимущество компьютерного моделирования, рассмотреть способы преобразования параметров модели.
Задачи:
1. Обучающие: закрепить основные понятия информационного моделирования, раскрыть суть вычислительного эксперимента, познакомиться с основными этапами информационного моделирования.
2. Воспитательные: развивать самостоятельность выполнения практических работ, воспитывать у учащихся логическую культуру мышления.
3. Развивающие: способствовать формированию алгоритмического мышления, развивать умение доказательства и опровержения гипотез, способствовать развитию целостного восприятия окружающей действительности, отработать навыки представления результатов исследования, способствовать формированию системного мышления.
Оборудование: учебная презентация, файл с заданием «Вычислительный эксперимент», проектор, компьютеры, программное обеспечение («Компьютерная модель»).
Роль учителя: организация деятельности, консультации.
Технологическая карта
№ п/п | Этапы урока | Время (минуты) | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент. | 1 | Создание эмоционального настроя. | ||
Определение темы урока. | 1 | Определение темы урока. (слайд 1) | Тема урока фиксируется в тетради. | |
Актуализация знаний. | 2 | Работа с презентацией (слайд 2). Основные понятия:
| Устный опрос | |
Мозговой штурм | 4 | Мозговой штурм - создание моделей для объекта «Школа». Устная проверка. | Модели записываются в тетради, при опросе также называются их виды | |
Цель урока, гипотеза. | 2 | Цель урока (слайд 3): Сравнить возможности человека и компьютера при работе с информационными моделями. Какие предположения вы можете сделать уже сейчас по этому вопросу? | Выдвижение гипотез. | |
Объяснение нового материала. Этап 1 | 3 | Работа с презентацией (слайд 4, 5). Первый этап моделирования. Постановка задачи – конкретная ситуация. | Ученики определяют и записывают цель моделирования в тетрадь. | |
Объяснение нового материала. Этап 2 | 2 | Работа с презентацией (слайд 4, 6). Второй этап моделирования. Определение факторов, влияющих на поведение объекта. | Ученики создают словесную модель, записывают влияющие факторы в тетрадь. | |
Объяснение нового материала. Этап 3 | 2 | Работа с презентацией (слайд 4, 7). Третий этап моделирования. Создание математической модели. | Ученики записывают математические формулы в тетрадь. | |
Объяснение нового материала. Этап 4 | 1 | Работа с презентацией (слайд 4, 8). Четвёртый этап моделирования. Демонстрация компьютерной программы «Компьютерная модель» | Ученики фиксируют четвёртый этап в тетради, поясняют принципы работы с компьютерной программой | |
Практическая работа за ПК. | 15 | Пятый этап моделирования. Каждому ученику предложен файл «Вычислительный эксперимент» и программа «Компьютерная модель». | Практическая работа за ПК, выполнение заданий из файла «Вычислительный эксперимент» | |
Итоги выполнения лабораторной работы. | 5 | Шестой этап моделирования. Обсуждение результатов выполнения практической работы. (Слайд 4, 10) Демонстрация решения в программе «Компьютерная модель». | Формулирование результатов, основных сложностей, возникших в ходе выполнения лабораторной работы. Анализ результатов | |
Итоги исследования. Рефлексия. | 5 | Работа с презентацией (слайд 11,12). Беседа. | Подтверждение (опровержение) гипотезы. | |
Организационный момент, домашнее задание. | 2 | Подведение итогов урока. (слайд 13) Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
основные понятия Информационное моделирование на компьютере Объект моделирования цель моделирования модель школа
Цель урока: Сравнить возможности компьютера и человека при работе с информационными моделями.
Этапы моделирования Постановка задачи (определение цели моделирования). Описание объекта (выделение существенных свойств). Формализация (создание математической модели). Создание компьютерной модели. Проведение эксперимента. Анализ результатов.
1. Постановка задачи Цель моделирования : определить, каким образом кинуть камень, чтобы сбить воланчик, то есть описать траекторию движения тела.
2. Описание объекта Факторы, влияющие на движение камня: начальная скорость ( V 0 ); угол броска ( α ) ; ускорение свободного падения ( g=9.81 м/с 2 )
3. Формализация (математическая модель) X= V 0 * t * cos α Y = V 0 * t * sin α – g*t 2 /2 H = V 0 2 * t * sin 2 α / (2*g) T = 2* V 0 * sin α / g S = V 0 2 * t * sin 2 (2* α ) / g
4. Компьютерная модель Среда программирования – Visual Basic 6.0
5 . Вычислительный эксперимент Расстояние до объекта - 4 метра, высота – 3 метра. Результаты эксперимента фиксируются в таблице (файл Вычислительный_эксперимент . doc в папке «Информационное моделирование» на Рабочем столе)
6. Анализ результатов Координаты точки Количество экспериментов Подобранные параметры
Цель урока: Сравнить возможности компьютера и человека при работе с информационными моделями.
Преимущества компьютерных моделей Компьютерные модели дают возможность рассчитывать параметры и моделировать объекты, изучение которых в реальных условиях затруднительно или невозможно. Позволяют не только пронаблюдать, но и предсказать результат эксперимента при изменении условий. Обеспечивают наглядность (визуализация). Доступны в использовании.
Домашнее задание Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Моделирование и формализация»
Предварительный просмотр:
Вычислительный эксперимент
- Запустите программу «Компьютерная модель».
- Определите положение точки на плоскости левым щелчком мыши.
- Введите начальную скорость и угол броска в соответствующие окна, нажмите кнопку «Расчёт». Результаты занесите в таблицу.
- Подберите начальные параметры таким образом, чтобы траектория движения проходила через заданную точку. При необходимости очистите плоскость нажатием кнопки «Сброс».
- Результаты занесите в таблицу. При необходимости добавьте строки.
- Выделите ответы красным цветом.
- Сохраните результаты в личной папке под именем «Результаты.doc»
Координата точки | Номер эксперимента | Начальная скорость, м/с | Угол броска в градусах | Дальность полёта, м | Максимальная высота, м | Время полёта, с |
(3,4) | 1 | |||||
2 | ||||||
(6,6) | 1 | 20 | ||||
2 | 20 | |||||
(5,3) | 1 | 15 | ||||
2 | 15 | |||||
(4,4) | 1 | 4 | ||||
2 | 4 | |||||
Предварительный просмотр:
Вычислительный эксперимент
- Запустите программу «Компьютерная модель».
- Определите положение точки на плоскости левым щелчком мыши.
- Введите начальную скорость и угол броска в соответствующие окна, нажмите кнопку «Расчёт». Результаты занесите в таблицу.
- Подберите начальные параметры таким образом, чтобы траектория движения проходила через заданную точку. При необходимости очистите плоскость нажатием кнопки «Сброс».
- Результаты занесите в таблицу. При необходимости добавьте строки.
- Выделите ответы красным цветом.
- Сохраните результаты в личной папке под именем «Результаты.doc»
Координата точки | Номер эксперимента | Начальная скорость, м/с | Угол броска в градусах | Дальность полёта, м | Максимальная высота, м | Время полёта, с |
(3,4) | 1 | 15 | 45 | 22,935 | 5,729 | 2,161 |
2 | 15 | 60 | 19,875 | 8,595 | 2,647 | |
3 | 15 | 57 | 20,962 | 8,06 | 2,563 | |
(6,6) | 1 | 20 | 45 | 40,774 | 10,185 | 2,882 |
приближённо | 2 | 20 | 50 | 40,161 | 11,954 | 3,122 |
(5,3) | 1 | 30 | 15 | 45,85 | 3,069 | 1,582 |
2 | невозможно | |||||
(4,4) | 1 | 10 | 55 | 9,582 | 3,147 (4) | 1,669 |
2 | 10 | 63 | 8,253 | 4,044 (4) | 1,816 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Моделирование одежды методом наколки.Наколка прямой юбки".
Методическая разработка по предмету "Моделирование и художественное оформление одежды". по теме: "Моделирование одежды методом наколки. Наколка прямой юбки"....
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»...
Методическая разработка по теме «Моделирование и формализация»
В методической разработке приводится сравнительный анализ изложения материала в учебниках разных авторов, рассматривается цикл уроков, позволяющих подробно рассмотреть тему "Моделирование". Приводится...
Методическая разработка урока "Информационное моделирование" (6 класс)
Урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование представления о моделях и их назначении, о моделировании....
Методическая разработка лабораторной работы "Моделирование. Составление прогноза. Тренды"
В данной лабораторной работе представлен алгоритм составления прогноза в Excel с использованием линий тренда...
Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»
В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...