Практическая работа «Задача коммивояжера»
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Приложение к уроку по теме "Задачи теории расписаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Задача коммивояжера»
«Сотруднику компании ООО «Новые технологии» Петрову Н.И. необходимо обновить
программный продукт автоматизированного учета в пяти организациях: А, Б, В, Г и Д. Он решил начать свой обход с организации «А», так как она находится на первом этаже дома, в котором проживает Петров. Сотруднику необходимо, спланировать свой маршрут таким образом, чтобы к концу рабочего дня обойти все организации в определенном порядке и выполнив свою работу, вернутся домой (в пункт «А»). В каком порядке Петрову следует обходить организации, чтобы его замкнутый тур был кратчайшим? Расстояния между каждой парой организаций заданы следующей квадратной матрицей (5x5):
∞ | 7 | 2 | 9 | 7 |
5 | ∞ | 3 | 9 | 1 |
4 | 8 | ∞ | 5 | 3 |
5 | 6 | 4 | ∞ | 7 |
7 | 6 | 3 | 7 | ∞ |
Разместите исходные данные на рабочем листе. Замените знак ∞ числом 10000 (на результат решения исключение пути не оказывает влияния).
Введите формулы:
1. Запустите надстройку MS Excel «Поиск решения» и заполните таблицу.
2. Для того чтобы выполнялись условия однократного посещения сотрудником организаций и в то же время запланированный Петровым маршрут был пройден полностью, введите ограничения: в ячейки B9, G4 заводим формулы из таблицы и распространите их на соответствующие диапазоны B9:F9 и G4:G8. Задайте следующие данные $B$9:$F$9=1 и $G$4:$G$8=1 в Ограничения окна «Поиск решения». Таким образом можно отследить порядок обхода организаций сотрудником, оценить правильность выбора и оптимальность его маршрута.
3. Выберите ячейку B19 и устанавливаем ее адрес в Целевую ячейку окна «Поиск решения», чтобы определить длину наикратчайшего маршрута. Для этого в ячейку B19 предварительно заносим соответствующую формулу из таблицы 1. Когда программа «Поиск решения» вычислит оптимальный маршрут Петрова и станет известен порядок обхода организаций (из раздела переменных), будут известны и расстояния между конкретными парами организаций. Затем при помощи простых математических подсчетов программа рассчитает протяженность оптимального маршрута.
4. Установите еще одно ограничение в окно «Поиск решения»: $E$19=0. В указанную ячейку введите формулу из таблицы 1 и исключите, таким образом, заведомо ложный порядок движения Петрова в порядке обхода организаций.
5. В связи с тем, что ячейки диапазона B4:F8 – изменяемые, в Ограничение окна «Поиск
решения» необходимо добавить строку $B$4:$F$8=двоичное.
6. Введите в ячейки B23; B24; B25; B26 соответствующие формулы из таблицы и
распространите их на следующие диапазоны: B23:E23; B24:E24; B25:E25; B26:E26 для учета всех возможных вариантов обхода организаций сотрудником и выбора из них оптимального. Формулы задаются таким образом для обеспечения исключения ложного пути, соблюдая условие задачи об обходе всех организаций по одному разу.
7. Добавьте в Ограничения окна «Поиск решения» $B$23:$E$26 ≤ 3.
Так как это линейная модель, то необходимо фиксировать в окне Параметры поиска решений позицию Линейная модель и Неотрицательные значения. После того, как все поля и ячейки заполнены, нажмите кнопку «Выполнить» и появляется окно диалога с описанием результатов процесса оптимизации. Чтобы отобразить найденное решение в ячейках листа, установите переключатель «Сохранить найденное решение» и нажмите кнопку ОК. Найденная минимальная величина помещается в целевую ячейку, а переменные ячейки заполняются оптимальными значениями переменных, которые удовлетворяют установленным ограничениям.
Таким образом, получите следующий результат. Если Петров переходит из организации в организацию, то в диапазоне B4:F8 будет виден порядок его перемещений. Если в ячейке, которая отнесена к организации «В» стоит единица, значит, сотрудник посетил эту организацию следующей за пунктом «А». Если в ячейке ноль – сотрудник организацию не посещал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-186033-1358875810.jpg)
Лабораторно-практическая работа по теме"Решение задач на проценты и пропорции". "Расчёт норм закладки продуктов, используемых для приготовления различных блюд".
Лабораторно-практическая работа по калькуляции и учёту пищевых продуктов и математике. Технологические карты и таблицы в помощь преподавателю. Исторические сведения о процентах.Методы решения за...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-30081-1443596847.jpg)
Исследование геометрических моделей. Задача о склеивании коробки. Практическая работа (11 класс)
Пратическая работа по теме "Исследование геометрических моделей" имеет целью развитие практических навыков применения электронных таблиц как инструмента моделирования, а также закрепление теориетиччес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-185487-1358940634.jpg)
Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»
Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий, непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/09/picture-99268.jpg)
Практическая работа 11 класс Решение экспериментальных задач по теме "Гидролиз солей"
Практическая работа для учащитхся 11 класса, изучающих химию на профильном уровне...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136949-1351969201.jpg)
Практическая работа по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""
В данном материале представлена технологическая карта для проведения практической работы по выше названной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-173989-1358269347.jpg)
Практическая работа «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066490-1538917445.jpg)
Практическая работа Задача «Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки»10-11 класс
Интересная работа для старшеклассников..Ознакомление с материалом по теме и небольшие задания по этому же тексту.Очень современно.Выполняла эту работу как заключительную на курсах ....