Практическая работа Задача «Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки»10-11 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс)
Интересная работа для старшеклассников..Ознакомление с материалом по теме и небольшие задания по этому же тексту.Очень современно.Выполняла эту работу как заключительную на курсах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа об отделении нуклеиновых кислот от компонентов клетки. | 191.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Задача «Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки»
Составитель: О.А.Эргешова, МАОУ СОШ №3 городской округ Щёлково Московской области.
Предмет: Биология(генетика).
Класс 10-11.
Цель задачи: задача построена на основе материала курса, предложенного программой для обучающихся (повышенный уровень) 10-11 класс, по теме «Современные методы исследования в генетике».
Действия обучающихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Современные методы исследования в генетике». Для углублённого изучения современных достижений в генетике.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
- находить точную информацию в тексте;
- переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
- при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
- привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
- развить интерес к современной науке генетике и е возможностям
Использованные источники:
- Биология. Общая биология.В.И. Сивоглазов,И.БАгафонова,Е.Т.Захарова 10 класс М.: Дрофа,2020.
- Лекции с курсов повышения квалификации учителей АСОУ, 2021 год ,сентябрь – ноябрь., следующих спикеров
- Демидюк Илья д.х.н.,профессор РАН, зам. директора НИЦ «Курчатовский институт»-ИМГ .заведующий лабораторией функциональной энзимологии;
- .М. Гладышева Лаборант-исследователь Кучатовский исследовательский центр-НИЦ «Курчатовский институт».
Возможные варианты ответов на задания и уровень их сложности:
Б-базовый
П - повышенный
В - высокий
Форма ответа на задание | Уровень | Комментарий |
Упорядочивание элементов (восстановление верной последовательности) | П | Все элементы для ответа можно взять из анализируемого сюжета (текста) |
Открытый ответ | П | Все элементы для ответа можно взять из анализируемого сюжета (текста) |
Открытый ответ | В | Только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Текст задачи.
«Получение образцов ДНК (экстрагирование)»
Современные генетические технологии предполагают работу с нуклеиновыми кислотами – такими как дезоксирибонуклеиновая кислота, ДНК и рибонуклеиновая кислота, РНК.
Секвенирование, полимеразная цепная реакция и прочие манипуляции с ДНК требуют наличия этой кислоты в свободном и доступном виде. Поэтому биотехнология и генетика часто
начинаются с этапа экстрагирования, экстракции или, проще говоря, выделения ДНК.
Молекула ДНК – это основной носитель генетической информации клетки. У прокариотических, или безъядерных организмов, таких как бактерии и археи, ДНК содержится непосредственно в цитоплазме клетки. У нас же, как у эукариотических организмов, чьи клетки обладают ядром, ДНК находится в ядре. Таким образом, для извлечения ДНК из клетки нужно преодолеть как минимум одну цитоплазматическую мембрану, как в случае с прокариотами, цитоплазматическую ядерную мембрану в случае эукариот, более того, у некоторых организмов клетки также обладают клеточной стенкой, создавая дополнительные препятствия для экстрагирования ДНК. Нулевой этап процесса выделения ДНК – это сбор материала, из которого собственно будет производиться выделение. Это может быть что угодно – кровь, слюна, волосы, почва, океаническая вода, вулканический пепел или другие материалы, в которых по вашему предположению могут содержаться клетки каких-то организмов. Первый этап экстрагирования ДНК – это лизис, или растворение упомянутых ранее клеточных структур, препятствующих выходу ДНК из клетки, клеточной стенки, цитоплазматической мембраны и ядерной мембраны. Целью лизиса является быстрое и полное разрушение клеток в образце для высвобождения нуклеиновой кислоты. Результатом этого процесса будет получение раствора нуклеиновой кислоты, который называется лизатом. Существует несколько основных групп методов лизиса клеток: физические, ферментативные и химические. Физические методы обычно включают измельчение или дробление образца для разрушения клеточных стенок или жесткой ткани. Измельчители могут быть простыми ручными устройствами или автоматическими. Физические методы часто используются с более структурированными исходными материалами, такими как ткани животных или растений. Распространенным методом физического лизиса является замораживание и измельчение образцов ступкой и пестиком в жидком азоте для получения порошкообразного материала, который затем подвергается химическому или ферментативному лизису. Также используется разрушение клеток в присутствии металлических или керамических шариков или обработка
ультразвуком. Химические методы можно использовать отдельно с материалами, легко поддающимися лизису. Такими как клетки культур ткани или в сочетании с другими методами. Разрушение клеток достигается с помощью множества агентов, которые разрушают клеточные мембраны и денатурируют белки. Обычно используемые химические вещества включаются детергенты, например SDS, и хаотропы, например, соли гуанидина и щелочные растворы. Ферментативные методы часто используются с более структурированными исходными материалами – с тканями, растительным материалом, бактериями и дрожжами в сочетании с другими методами. Используемые ферменты способствуют разрушению тканей и прочных клеточных стенок. В зависимости от исходного материала типичные ферментативные обработки могут включать, среди прочего, лизоцим, протеиназу К, коллагеназу и липазу. Ферментативная обработка может быть высокопроизводительной, но также имеет более высокую стоимость по сравнению с другими методами лизиса.
В 1979 году американские ученые продемонстрировали, что при определенных условиях нуклеиновые кислоты способны связываться с силикатами, что позволяет отделить все остальные компоненты клетки от частиц силики, которые связаны с нуклеиновыми кислотами. Это открытие легло в основу двух технологий: выделения нуклеиновых кислот на спинколонках и на магнитных частицах. Таким образом, мы можем очистить ДНК, используя сорбенты, специфически связывающие заряженные нуклеиновые кислоты. На этом принципе основаны очень многие коммерческие наборы, предоставляющие возможность очищать ДНК на лабораторном столе. И тем самым решается проблема работы с токсичными растворами. Для того чтобы выделить ДНК с помощью спин-колонки необходимо сначала разрушить клетки лизирующим буфером, а далее нанести раствор, содержащий ДНК, на специальную колонку, которая состоит из сорбента. В качестве сорбента используют оксид кремния. Отрицательно заряженная ДНК связывается с положительно заряженным сорбентом, а липиды, белки и полисахариды не связываются с ним. Далее производятся несколько этапов промывки сорбента, который позволяет избавиться от неспецифически связавшихся веществ, а после этого ДНК элируют в пробирку с помощью специального буфера либо воды.
Задание 1.
1.Для чего учёным нужен процесс эстрагирования ДНК?
2. Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки ?
3.Что такое лизат?
Задание 2.
Этапы экстракции(выделения)ДНК.
1.Физическое воздействие (замораживание-оттаивание образца, гомогенизация с бусинами, дробление частиц почвы ультразвуком);
2.Химический лизис (обработка детергентами или хаотропными агентами);
3.Ферментативный лизис (применение лизоцима, протеиназы). Очистка полученного препарата ДНК.
Справка:
1.Гомогенизация-измельчение.
2.Детергенты-синтетические химические вещества. Обладающие высокой поверхностной активностью. и в связи с этим: моющим, дезинфицирующим, растворяющим действием.
3.Хаотропные агенты нарушают структуру макромолекул белков и нуклеиновых кислот. Препятствуют межмолекулярным взаимодействиям.
4.Лизоцим(гликопротеид)- фермент, антибактериальный агент, разрушающий клеточную стенку бактерий.
5.Протеиназы- ферменты, расщепляющие пептидную связь в белках между аминокислотами
1.Почему именно такая последовательность необходима для этого процесса?
2.Почему именно нуклеиновые кислоты необходимы учёным.?
3.Правильно соотнесите рисунки с этапами экстрации ДНК
Результаты занести в таблицу цифрами.
А Б В
|
Задание 3
Устойчивые к окислению протеазы.
Для применения в составе моющих средств белки должны быть устойчивы к окислению. Методами белковой инженерии на основе протеаз из бацилл удалось создать устойчивые к окислению ферменты, которые были успешно коммерциализированы и широко используются в средствах для стирки
Действие H2O2 (перекиси водорода) на природный фермент и его вариант, полученный с использованием белковой инженерии. Данные из работы Д.А. Эстелла и соавторов (J. Biol. Chem. 1985. 260, 6518–6521)
Вопрос1:
Объясните, используя показатели активности фермента в% и время в минутах , преимущество инженерного фермента перед природным
Вопрос 2: на анализ графика:
Какова разница между активностью природного и инженерного фермента?
Вопрос 3 :Начиная с какой минуты проявляется разность активности?
Лист ответов.
Задание 1.
Ответ 1: Современные генетические технологии требуют получение нуклеиновой кислоты в чистом и доступном виде.
Ответ2: Выделение нуклеиновых кислот из исследуемого материала клетки стало возможным после открытий технологий, путём экстрагирования с частичками силики и магнитных частиц. В 1979г американцами.
Ответ3: Лизат это раствор нуклеиновой кислоты.
Задание2
1.Чтбы получить нужную фракцию элементов, в данном случае-нуклеиновые кислоты, необходимо разрушить структуры и их связи. Что и даёт данный метод исследования.
2. Молекула ДНК – это основной носитель генетической информации
клетки. Для дальнейших работ в современной генетике необходим этот материал.
3.Правильная последовательность этапов экстракции(выделения)ДНК
А | Б | В |
3 | 2 | 1 |
Задание 3
Ответ 1:.Ативность инженерного фермента
Ответ 2: активность природного фермента на 2 минуте 20%, а инженерного – 100%. Разница равна 80%
Ответ 3: со второй минуты проявляется разность активности фермента.
Критерии оценивания №1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)Современные генетические технологии 2)- открытий технологий, путём экстрагирования с частичками силики и магнитных частиц. В 1979г американцами 3) Лизат это раствор нуклеиновой кислоты нуклеиновой кислоты в чистом и доступном виде (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Критерии оценивания №2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Чтобы получить нужную фракцию элементов, в данном случае-нуклеиновые кислоты, необходимо разрушить структуры и их связи. Что и даёт данный метод исследования. 2)- Молекула ДНК – это основной носитель генетической информации клетки. Для дальнейших работ в современной генетике необходим этот материал. 3) 321 (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Критерии оценивания №3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Ативность инженерного фермента 2)- активность природного фермента на 2 минуте 20%, а инженерного – 100%. Разница равна 80% 3. 2 минута (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Умения.
Естественнонаучные:
- Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.
- Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
- Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
- Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов ,анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Информационные:
- Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
- Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
- Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
- Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
- Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
- Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
- Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
- Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
- Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.
- Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
- Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
- Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
- Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
- Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О задачах преподавания технологии в современной школе
Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки ...
тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса
На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...
тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса
На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...
Практическая работа по теме: «Религия в современном мире» (8 класс)
Практическая работа на уроке обществознания в 8 классе...
Практическая работа «Задача коммивояжера»
Приложение к уроку по теме "Задачи теории расписаний"...
Семинар-практикум на тему: «Практические работы по химии в свете современных тенденций развития образования»
Изучение свойств металлов и их соединений и генетическая связь между ними....
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...