Практическая работа «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

                             Ширяева Маргарита Юрьевна
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом. В данной практической работе используются элементы проблемного обучении, коллективный способ обучения, игровая технология, а также технология развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_prakticheskaja_rabota_no2.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО №1413

9 класс

 Тема: Практическая работа №2  «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».

 ГБОУ  СОШ №1413

Тип урока: Обобщение и систематизация  знаний  и умений учащихся

Цели урока

Личностные

Предметные

Метапредметные

Создать условия для активизации  у учащихся личностных и регулятивных  УУД:

-целеполагание,

-планирование действий,

-самоконтроль, 

-самостоятельную коррекцию знаний;

 Создать условия для формирования:

 -  навыков  работы с лабораторным оборудованием, выполнения  правил техники безопасности;

-   умения включать в процесс деятельности знания, полученные  на предыдущих уроках,

-  умения обобщать  и систематизировать  знания о свойствах металлов и их соединений.

Создать условия для развития  у учащихся  познавательных и коммуникативных  УУД:

-умения определять способы действия,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-организовывать   сотрудничество и совместную деятельность с  одноклассниками;  

-работать     в группах;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 - исследовательские умения (анализ, синтез, выбор методов,  постановка эксперимента по составленному плану, выводы на основе полученных результатов).

Оборудование и реактивы:  образцы магния, цинка и меди, оксида кальция и оксида  цинка, пробирки, соляная кислота, вода в колбе,   гидроксид алюминия, пластинка меди, спиртовка, тигельные щипцы, спички, держатель для пробирок, штатив для пробирок, инструкционные  карты, ряд активности металлов, знаки безопасности .

Этапы урока

Норма времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Комментарии

1

Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2 мин

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку.  Просит разделиться на группы. Сообщает, что  за урок можно получить две оценки (за правильно оформленную работу и за активную работу на уроке).

 Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

 

 Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку, разделены на группы, выбрали старшего по группе Установление эмоционально-психологического контакта.

Столы сдвинуты по два,  на которых установлены  таблички с разными цветами. Каждый учащийся выбирает карточку определенного цвета  и занимает место за столом  в соответствии с  цветовой гаммой.

Старший по группе выполняет следующие функции:  распределяет  обязанностей (выполнение эксперимента,  выбирает,  кто отвечает на вопросы), отвечает за  порядок на рабочем месте, проверяет правильность заполнения тетрадей у учащихся группы

2

Целеполагание и мотивация. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

4  мин

Сообщает эпиграф к уроку  «Суха теория, мой друг, А древо жизни пышно зеленеет» «Фауст» Гете

«И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…»А.С. Пушкин. Предлагает учащимся, вспомнить какую тему они  изучали в течение месяца  и  в  эпиграфах найти слова, которые связаны с наукой химией, а затем  самим определить  цель  урока.  После формулирования цели легко перейти к теме урока.

 Работают в группе,  находят слова «теория» и «опыт» в эпиграфах, на основании которых формулируют цель урока: опытным путем  доказать  химические свойства металлов  и  их соединений.   Записывают  тему урока.

Принимают правила организации урока. Формулируют цель  и тему урока.

За правильный ответ команда получает    «эрудитик»

3

Актуализация знаний.

5мин

Предлагает, предварительно посмотрев на предложенные реактивы и оборудование,  выбрать по  слайду  «Знаки безопасности»  правила безопасности ,которые относятся  к данной работе.

Предлагает ознакомиться с инструкционными картами, оформить таблицу

 Учащиеся выполняют задание  в группе. Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. Делают запись в тетради о прохождении инструктажа  по технике безопасности.

Знакомятся  с инструкционными картами, оформляют таблицу.

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

Знаки безопасности

4

Выполнение работы (опыты, эксперимент);

22 мин

Направляет работу, принимает  решение задачи, контролирует и оценивает процесс деятельности; стимулирует познавательную деятельность.

Работают  по инструкционным картам в группе.

Находят рациональный путь решения задачи.

Решение  задач экспериментальным путем

По ходу работы учитель проверяет решение задачи у каждой группы, дает разрешение на продолжение работы. Команда, которая первой справилась с заданием,  получает  «эрудитик».

5

Осознание и осмысление учебного материала.

4 мин

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы.

Оформляют тетрадь.

Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют выводы к каждой экспериментальной задачи.

6

Подведение итогов урока.

Задача:

Определить сформировано ли умение по обобщению изученного и умение выделять главное, навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

2 мин

Что мы узнали сегодня на уроке? Помогает самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Вспомнили и сформулировали  правила взаимодействия металлов с кислотами, взаимодействие оксидов металлов с водой, характерные свойства амфотерных гидроксидов, понятие генетического ряда металла.

Сформировали умения обобщать изученное и выделять главное.

Формируют навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

7

Рефлексия. Задача:

Выяснить эмоциональное состояние учащихся при изучении учебного материала и выполнения деятельности на уроке.

2 мин

Организует деятельность учащихся по самооценке  своей работы и оценке работы в группе

Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно оценивают свою индивидуальную деятельность и работу в группе на уроке.

Тетради и листочки  с баллами заполнены и сданы учителю.

8

Домашнее задание

Задача:

Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания.

2 мин

 Объясняет особенности домашнего задания.

Подготовиться к контрольной работе. Задание будет опубликовано в электронном журнале.

Для желающих:

Подготовить  эссе на тему «Металлы в моей жизни»

Записывают домашнее задание.

Задание записано в рабочие тетради.

9

Итоги урока

2мин

Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и  сотрудничество.

Каждая команда подсчитывает «эрудитики»

Инструкционная карта

Практическая работа №2 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

№ задачи

Условие задачи

Что делаю

Что наблюдаю

Уравнения реакций

Вывод

1

Вам выданы образцы трех металлов -  магния, цинка и меди. Опытным путем определите каждый  образец (используйте рациональное решение).

Образец №1-

Образец №2-

Образец №3-

Сформулируйте правило, которое позволило  вам  решить задачу.

2

Вам выданы образцы двух оксидов металлов  -  оксида кальция и оксида  цинка. Опытным путем определите каждый  образец (используйте рациональное решение).

Образец №4-

Образец №5-

Определите характер оксидов. Сформулируйте правило, которое позволило  вам  решить задачу.

3

Докажите амфотерный характер гидроксида алюминия

Продолжите  предложение.

В пробирке №6 находится амфотерное соединение, т. к. оно реагирует…  

4

Дополнительное задание.

Осуществить превращения

Cu CuOCuCl2

Ответьте на вопросы.

Какие условия требуются для проведения данных реакций? Почему?

Пояснительная записка

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве.  Основная роль практической  работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку.

Такой деятельностный подход в обучении химии  делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом. 

 В данной  практической работе используются элементы  проблемного обучении, коллективный способ обучения,  игровая технология, а также технология развивающего обучения.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"...

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «МЕТАЛЛЫ»

Рабочий лист по химии "Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «МЕТАЛЛЫ»" включает 2-варианта выполнение задания данной практической работы по учебнику Г.Е. ...

9 класс. Практическая работа№7. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

9 класс. Практическая работа№7. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы" по программе О.С. Габриелян...