Тематическое планирование 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Родкина Нина Сергеевна

Тематическое планирование 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Босова47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Аркинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено и согласовано»              «Проверено»                                  «Утверждаю»

на заседании МО учителей                   Зам. директора по УВР                Директор школы

естественно – математического

цикла                                                       ______  (Н.А.Кондратенкова)      ______(Е.А.Герасин)

Председатель МО:                              

_____________________                                                                              Приказ №______

Протокол №______                                                                                       от «____»________года

от «____»__________ года

Рабочая программа

по информатике в 9 классе

(базовый уровень)

на 2016-2017 учебный год

                                                                                         Составил: учитель высшей категории

                                                                                      Н.С.Родкина

 

с. Аркино

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике  для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сборника рабочих  программ по информатике  для общеобразовательных учреждений составитель авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний, федерального перечня учебников, базисного учебного плана. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника : «Информатика и ИКТ» 9 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова («Вентана - Граф» 2013г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели и задачи обучения

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  70 часов – в 9 классе (2 часа в неделю) для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. 

Так как изучение информатики по линии учебников Л.Л. Босовой предполагается с 5-го класса, а в нашей школе информатика преподаётся только с 8-го класса, мной были внесены изменения при составлении рабочей программы, направленные на изучение предмета согласно учебника Л.Л.Босовой для 9-го класса.

Практических работ – 36

Проверочных работ - 6

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен иметь представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Содержание  учебного предмета

Раздел 1. Математические основы информатики (13 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;

анализировать логическую структуру высказываний;

анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения.

Раздел 2. Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Раздел 3. Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Раздел 4. Начала программирования   (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

                    нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

нахождение суммы всех элементов массива;

нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива  и пр.

Раздел 5. Обработка числовой информации  (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Раздел 6. Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-странички,  включающей графические объекты;

проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.


Тематическое планирование

 информатика  - 9 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количес

тво

часов

Дата

Примеч.

план

факт

Введение (1ч)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Вводный инструктаж по технике безопасности и организация рабочего места

1

Математические основы информатики (13 часов)

Общие сведения о системах счисления

1

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

1

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Представление целых чисел. Техника безопасности. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код».

1

Представление вещественных чисел

1

Высказывание. Логические операции. Техника безопасности . Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

1

Построение таблиц истинности для логических выражений. Техника безопасности .Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»

1

Свойства логических операций. Техника безопасности.. Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

1

Решение логических задач. Техника безопасности. Практическая работа №5 «Решение логических задач»

1

Логические элементы

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

1

Проверочная работа №1 «Математические основы информатики». Техника безопасности.

1

Моделирование и формализация  (8 часов)

Моделирование как метод познания

1

Знаковые модели

1

Графические информационные модели. Практическая работа №6.  Инструктаж по технике безопасности. «Построение графических моделей»

1

Табличные информационные модели. Практическая работа №7 Инструктаж по технике безопасности. «Построение табличных моделей»

1

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

Система управления базами данных

1

Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №8 «Создание базы данных»

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».Проверочная работа №2. Техника безопасности.

1

Основы алгоритмизации  (12 часов)

Алгоритмы и исполнители

1

Способы записи алгоритмов

1

Объекты алгоритмов

1

Алгоритмическая конструкция «следование». Техника безопасности. Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»»

1

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа № 10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление». Техника безопасности.

1

Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11  «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы». Техника безопасности.

1

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12  «Построение алгоритмической конструкции «повторение». Техника безопасности

1

Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы». Техника безопасности

1

Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений». Техника безопасности.

1

Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15 «Конструирование  алгоритмов» Техника безопасности.

1

Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления». Техника безопасности.

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».Проверочная работа №3. Техника безопасности.

1

Начала программирования  (16 часов)

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Организация ввода и вывода данных. Инструктаж по технике безопасности.  Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»

1

Программирование как этап решения задачи на компьютере. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»

1

Программирование линейных алгоритмов. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»

1

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

1

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

1

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

1

Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

1

Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»

1

Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

1

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»

1

Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»

1

Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»

1

Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»

1

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль. Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования» Проверочная работа №4

1

Обработка числовой информации  (6 часов)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах»

1

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»

1

Встроенные функции. Логические функции. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»

1

Сортировка и поиск данных. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных»

1

Построение диаграмм и графиков. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»

1

Обобщение и систематизация основных понятий главы. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» Проверочная работа №5

1

Коммуникационные технологии (10 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

Технологии создания сайта.

1

Содержание и структура сайта. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»

1

Оформление сайта. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №35 «Оформление сайта»

1

Размещение сайта в Интернете. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»

1

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».Проверочная работа №6

1

Итоговое повторение(4 часа)

Системы счисления. Подготовка к ОГЭ

Алгоритмы и исполнители. Подготовка к ОГЭ

Электронные таблицы. Подготовка к ОГЭ

Итоговое тестирование. Подготовка к ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...