Информатика
рабочая программа по информатике и икт на тему

Круц Диана Васильевна

Рабочая ПРОГРАММА

общеобразовательной

учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_informatike_kommertsiya_2017-18.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика

2017


Рабочая  программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной  учебной дисциплины Информатика для профессиональных образовательных организаций  в соответствии с требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

, в рамках реализации федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

 

Рассмотрена и принята

Предметно – цикловой комиссией

преподавателей естественно-математического профиля

протокол от «__»________ 2017 г. №__

Председатель  ________    О.В. Головач

Утверждена

заместителем директора

по учебной работе  

 

    __________      О.А. Сушко  

От « ___» ________   2017г.

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»

Разработчик: Мамонова Яна Валентиновна, преподаватель информатики ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Содержание программы Информатика направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
  • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
  • владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки специалистов среднего по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий (ЛР 1);
  • осознание своего места в информационном обществе (ЛР 2);
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ЛР 3);
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации (ЛР 4);
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций (ЛР 5);
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ЛР 6);
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту (ЛР 7);
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций (ЛР 8);

метапредметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации (МР 1);
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (МР 2);
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов (МР 3);
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет (МР 4);
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах (МР 5);
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности (МР 6);
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации (МР 7).

предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире (ПР 1);
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы (ПР 2);
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки (ПР 3);
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере (ПР 4);
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах (ПР 5);
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими (ПР 6);
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса) (ПР 7);
  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования (ПР 8);
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации (ПР 9);
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам (ПР 10);
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете (ПР 11).

Обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по специальности по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) следующими общими компетенциями: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося - 42 часа;
  • консультации - 8 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     практические занятия

60

     контрольные работы

5

     консультации

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщений по темам: «Интересные факты из истории информатики», «Биография Самюэля Морзе», «Первая девушка программист», «Чарльз Бэббидж – изобретатель первого компьютера», «Ученый Средней Азии Аль-Хорезми», «Стив Джобс и компания Apple», «История успеха Билла Гейтса», «История современной системы счисления», «Информационная безопасность», «Виртуальные корпорации», «Интернет-магазин – обман или удобство»;

Работа с системами счисления;

Единицы измерения информации;

Составление алгоритма и тестирование готовой программы;

Поиск информации в сети Интернет и отправка сообщения на e-mail пользователя;

Составить схемы по темам: «История развития информационного общества», «Этапы информационного моделирования», «Программное обеспечение компьютера»

Создание тематической музыкальной открытки;

Архивирование музыкального альбома произвольного исполнителя и запись его на CD;

Работа с поисковыми системами;

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление в виде презентации «Компьютер в моей профессии» «Крупнейшие компьютерные корпорации их история и развитие»;

Составление резюме «Ищу работу»;

Составление кроссвордов по темам: «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и компьютерных технологий», «Технология создания и преобразования информационных объектов», «Телекоммуникационные технологии»;

Выполнение расчетов в электронной таблице;

Создание базы данных «Ассортимент предприятия»;

Создание эмблемы группы в программе Paint.

14

2

1

2

1

3

1

1

4

4

1

4

1

2

1

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

6

1.

Введение. Информационное общество: Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Этапы развития информационного общества, основные черты информационного общества, информационный кризис, свобода доступа к информации, информационная культура, опасности информационного общества.

2

2

2.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов: этапы развития технических средств, понятие информационных ресурсов, национальные информационные ресурсы, рынок информационных услуг.

1

2

3.

Правовое регулирование в информационной сфере: Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство

1

2

4.

Электронное правительство

2

2

Практические занятия:

8

1.

Информационные ресурсы и работа с ними

2

2.

Правовое регулирование в информационной сфере

2

3.

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты

2

4.

Портал государственных услуг

2

Контрольная работа «Информационная деятельность человека»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщений по темам: «Интересные факты из истории информатики», «Чарльз Бэббидж – изобретатель первого компьютера», «Информационная безопасность»;

Составление схемы по теме: «История развития информационного общества»

Тема 2. Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

7

1.

Подходы к понятию и измерению информации: Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

1

1

2.

Информационные процессы: Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации, хранение информации на цифровых носителях, хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях, определение объемов различных носителей информации, архив информации, управление процессами, представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической деятельности

2

3

3.

Принципы обработки информации при помощи компьютера: принципы обработки информации при помощи компьютера, арифметические и логические основы работы компьютера

2

2

4.

Алгоритмы и способы их описания: понятие алгоритма, способы описания и свойства алгоритма, исполнители алгоритма, система команд исполнителя, компьютер как исполнитель команд, программный принцип работы компьютера, примеры компьютерных моделей различных процессов

2

2

Практические занятия

12

1.

Дискретное (цифровое) представление информации

2

2.

Программный принцип работы компьютера

2

3.

Компьютерные модели различных процессов

2

4.

Создание архива данных и извлечение данных из архива

2

6.

Файл как единица хранения информации на компьютере

2

8.

АСУ различного направления, примеры их использования

2

Контрольная работа «Информация и информационные процессы»

2

Самостоятельная работа обучающихся

11

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщений по темам: «Ученый Средней Азии Аль-Хорезми», «Многообразие систем счисления»;

Работа с системами счисления;

Единицы измерения информации;

Составление алгоритма и тестирование готовой программы;

Составление схемы по теме: «Этапы информационного моделирования»;

Архивирование музыкального альбома произвольного исполнителя и запись его на CD;

Составление кроссворда по теме «Информация и информационные процессы»;

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала

6

1.

Основные характеристики компьютеров: основные характеристики компьютеров, многообразие компьютеров и внешних устройств, подключаемых к компьютеру

2

2

2.

Программное обеспечение компьютера: виды программного обеспечения компьютера

2

3

3.

Организация работы в локальных компьютерных сетях: объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

1

2

4.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение: безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

1

1

Практические занятия

6

1.

Операционная система. Графический интерфейс пользователя

2

2.

Комплектация профессионального компьютерного рабочего места

1

3.

Защита информации, антивирусная защита

1

4.

Объединение компьютеров в локальную компьютерную сеть

1

5.

Эксплуатационные требования и профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места

1

Контрольная работа «Средства информационных и коммуникационных технологий»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщений по темам: «Биография Самюэля Морзе», «История успеха Билла Гейтса»;

Составление схемы по теме: «Программное обеспечение компьютера»;

Составление кроссворда по теме «Средства информационных и компьютерных технологий»;

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала

5

1.

Информационные системы. Настольные издательские системы: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

1

1

2.

Математическая обработка числовых данных: возможности динамических (электронных таблиц), математическая обработка числовых данных

1

3

3.

Организация баз данных и системы управления ими: Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

1

2

4.

Основы 3D моделирования: основные понятия построения пространственного изображения, построение 3D модели методом вращения и методом вытягивания, использование 3D моделирования для создания объектов профессиональной направленности

2

Практические занятия

28

1.

Создание и формирование документов в текстовом редакторе

2

2.

Использование систем проверки орфографии и грамматики

2

3.

Создание комплексных текстовых документов. Гипертекстовое представление информации

2

4.

Создание компьютерных публикаций

2

5.

Работа с электронными таблицами

2

6.

Деловая графика

2

7.

Проведение табличных вычислений при помощи формул и функций

2

8.

Организация баз данных

2

9.

Создание и работа в базе данных профессиональной направленности

2

10.

Создание и редактирование мультимедийных объектов

2

11.

Использование презентационного оборудования

2

12.

Первоначальная работа в инструментальной среде Компас 3D

2

13.

Трехмерное построение фигур в интерактивной среде Компас 3D

2

14.

Трехмерное моделирование по изображению

2

Контрольная работа «Технологии создания и редактирование информационных объектов»

2

Самостоятельная работа обучающихся

12

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщения по теме: «Первая девушка программист»;

Создание тематической музыкальной открытки;

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление в виде презентации «Компьютер в моей профессии», «Крупнейшие компьютерные корпорации их история и развитие»;

Составление резюме «Ищу работу»;

Составление кроссворда по теме «Технология создания и преобразования информационных объектов»;

Выполнение расчетов в электронной таблице;

Создание базы данных «Ассортимент предприятия»;

Создание эмблемы группы в программе Paint.

Тема 5. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала

6

1.

Технические и программные средства телекоммуникационных технологий: представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

2

1

2.

Интернет-технологии, способы подключения к интернету: интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер, представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ, примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.)

2

2

3.

Передача информации между компьютерами: передача информации между компьютерами, проводная и беспроводная связь, возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат.

2

2

4.

Поиск информации с использованием компьютера: поиск информации с использованием компьютера, программные поисковые сервисы, использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска

2

2

Практические занятия

6

1.

Настройка браузера. Геоинформационные системы

1

2.

Электронная коммерция

2

3.

Осуществление поиска информации

2

4.

Создание ящика электронной почты

1

Контрольная работа «Телекоммуникационные технологии»

2

Самостоятельная работа обучающихся

11

Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщений по темам: «Стив Джобс и компания Apple», «Виртуальные корпорации», «Интернет-магазин – обман или удобство»;

Поиск информации в сети Интернет и отправка сообщения на e-mail пользователя;

Работа с поисковыми системами;

Составление кроссворда по теме «Телекоммуникационные технологии».

Экзамен

Консультации

8

Всего:

150


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, гарнитура, проектор и экран);
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
  • компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;
  • расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
  • методические рекомендации по выполнению практических работ;
  • вспомогательное оборудование;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, электронные учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен электронными образовательными ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике, электронными книгами научной и научно-популярной тематики и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся:

Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017;

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017;

Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017;

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017;

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017;

Для преподавателей:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от

29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.);

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480;

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413";

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.

Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2011.

Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.

Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.

Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.

Грацианова Т. Ю. Программирование в примерах и задачах : учебное

пособие — М. : 2016.

Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.

Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:

учеб. пособие. — М.: 2012

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.

Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.

Интернет-ресурсы:

www.fcior.edu.ru  (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.intuit.ru/studies/courses  (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

www.lms.iite.unesco.org  (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

http://ru.iite.unesco.org/publications  (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook.ru  (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.

Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www.ict.edu.ru  (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

www.digital-edu.ru  (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

www.window.edu.ru  (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

www.freeschool.altlinux.ru  (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks  (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice  (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий. По итогам обучения учебной дисциплины – дифференцированный зачет.

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

  • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять основные информационные процессы в реальных системах;
  1. Информационная деятельность человека
  • владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей;
  • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации, и оценивать предлагаемые пути их разрешения;
  • использовать ссылки и цитирование источников информации;
  • использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
  • владеть нормами информационной этики и права;
  • соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
  1. Информация и информационные процессы

2.1. Представление

и обработка информации

  • оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.);
  • знать о дискретной форме представления информации;
  • знать способы кодирования и декодирования информации;
  • иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;
  • отличать представление информации в различных системах счисления;
  • знать математические объекты информатики;
  • применять знания в логических формулах;

2.2. Алгоритмизация и программирование

  • владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов;
  • уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
  • уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения;
  • разбивать процесс решения задачи на этапы;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);
  • Примеры задач:
  • алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумму (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
  • алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
  • алгоритмы решения задач методом перебора;
  • алгоритмы работы с элементами массива.

2.3. Компьютерные модели

  • иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры;
  • оценивать адекватность модели и моделируемому объекту, и целям моделирования;
  • выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;
  • выделять среди свойств данного объекта существенные свойств с точки зрения целей моделирования.

2.4. Реализация

основных информационных процессов с помощью компьютеров

  • оценивать и организовывать информации, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации.
  1. Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1. Архитектура

компьютеров

  • анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
  • определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов; выделять и определять назначения элементов окна программы.

3.2. Компьютерные сети

  • иметь представление о типологии компьютерных сетей, уметь приводить примеры;
  • определять программное и аппаратное обеспечение компьютерной сети;
  • знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике.

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита

  • владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимать основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете, применять их на практике;
  • реализовывать антивирусную защиту компьютера.
  1. Технологии создания и преобразования информационных объектов
  1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
  2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).
  3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
  4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
  • иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных;
  • уметь работать с библиотеками программ;
  • использовать компьютерные средств представления и анализа данных;
  • осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера;
  • пользоваться базами данных и справочными системами;
  • владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

  1. Телекоммуникационные технологии
  1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
  • иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий, применять на практике;
  • знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе;
  • определять ключевые слова, фразы для поиска информации;
  • уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации;
  • иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры;
  1. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях
  • иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить примеры;
  • планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом;
  1. примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности
  • определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...