Система счисления
план-конспект по информатике и икт на тему

Кравченко Елена Владимировна

система счисления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_schisleniya.rar227.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Информация и информационные процессы

Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.

Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика. Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.

Информатика - фундаментальная дисциплина, которая изучает информационные процессы, происходящие в системах различной природы, а также возможность их автоматизации.

Информатика – наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами - интерфейсом пользователя.

Основная задача информатики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

 Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности.

В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения :

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

В рамках информатики, как технической науки можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.

Информация – это отражение реального мира, сведения, знания, содержащиеся в сообщении об окружающем нас мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдается в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.

Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п..

Важнейшие свойства информации:

  • объективность и субъективность;
  • полнота;
  • достоверность;
  • адекватность;
  • доступность;
  • актуальность.

Данные являются составной частью информации, представляющие собой зарегистрированные сигналы.

Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другого с помощью методов. Обработка данных включает в себя множество разных операций.

Основные операции :

  • сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;
  • формализация данных - приведение данных, которые поступают из разных источников к единой форме;
  • фильтрация данных - устранение лишних данных, которые не нужны для принятия решений;
  • сортировка данных - приведение в порядок данных за заданным признаком с целью удобства использования;
  • архивация данных - сохранение данных в удобной и доступной форме;
  • защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение потерь, воспроизведения и модификации данных;
  • транспортирование данных - прием и передача данных между отдаленными пользователями информационного процесса. Источник данных принят называть сервером, а потребителя - клиентом;
  • преобразование данных - преобразование данных с одной формы в другую, или с одной структуры в другую, или изменение типа носителя.

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (для получения какого-либо результата (достижения цели).

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационная система

В информатике понятие "система" чаще используют относительно набора технических средств и программ. Системой называют также аппаратную часть компьютера.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи.

Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы.

Информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена  в разной форме, с помощью различных знаковых систем.

Язык – это определенная знаковая форма представления информации.

Языки

Естественные (разговорные)

  1. Язык мимики и жестов;
  2. Язык специальных знаков, например дорожные знаки

Формальные

  1. Язык музыки (ноты);
  2. Язык математики (цифры, =, +, - и т.д.
  3. Язык письма (буквы)

Составим таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях:

Область применения

Используемые символы

Математика

0,1,2,3,…….9,+,-,*,=

Музыка

Химия

(предлагают дети)

Для того чтобы информацию сохранить, ее надо закодировать. Любая информация всегда хранится в виде кодов.

Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов.

 Эти символы всем знакомы – они называются буквами. И система такого кодирования тоже хорошо известна – это обыкновенная азбука. Жители других стран те же самые слова запишут по-другому (другими буквами) – у них своя азбука. Можно сказать, что у них другая система кодирования. В некоторых странах вместо букв используют иероглифы – это еще более сложный способ кодирования информации.

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи и обработки.

Обратное преобразование называется декодированием.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).

Существуют три основных способа кодирования текста:

1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой – с помощью чисел;

3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой. Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита.

Один символ алфавита несет в тексте 8 бит информации.

Бит – единица измерения количества информации.

8 бит=1 байт.

Для измерения информации используются и более крупные единицы

1 бит

 

 

1 байт

= 8 бит

 

1 Кб (килобайт)

= 2 в 10 степени байт = 1024 байт

~ 1 тысяча байт

1 Мб (мегабайт)

= 2 в 10 степени Кб = 2 в 20 степени байт

~ 1 миллион байт

1 Гб (гигабайт)

= 2 в 10 степени Мб = 2 в 30 степени байт

~ 1 миллиард байт

III. Закрепление полученных знаний.

Практическая работа по теме: “Кодирование информации”:

1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:

2. С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу “Учение да труд к славе ведут”.

3. С помощью флажковой азбуки зашифруйте любую пословицу, а сосед по парте пусть ее расшифрует.

4. Дана кодовая таблица азбуки Морзе

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

5. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.

6. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ”. Зашифрованный текст должен быть записан без пропусков.

,

8. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 46151. как зовут мальчика?

9. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода – номер строки, вторая – номер столбца).

С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?

10. Используя кодировочную таблицу, расшифруйте текст: 25201538350304053835111503040038

11. “Шифры замены”.

Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы.

Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?

V. Домашнее задание.

  1. . Подготовить буквенные диктанты, анаграммы, кроссворды различных видов, используя слова: информация, код, кодирование, алфавит, азбука, декодирование, графический, числовой, символьный, бит, байт.
  2. . Придумать свою кодировочную таблицу и зашифровать с её помощью свой домашний адрес.
  3. Решить задачу:   Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Какой объем информации в книге, если известно, что один символ несет один байт информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...