Система счисления
план-конспект по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Информация и информационные процессы
Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.
Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика. Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники.
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.
Информатика - фундаментальная дисциплина, которая изучает информационные процессы, происходящие в системах различной природы, а также возможность их автоматизации.
Информатика – наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
Предмет информатики как науки составляют:
- аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
- программное обеспечение средств вычислительной техники;
- средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
- средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами - интерфейсом пользователя.
Основная задача информатики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.
Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности.
В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения :
- архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
- интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
- программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
- преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
- защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
- автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
В рамках информатики, как технической науки можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.
Информация – это отражение реального мира, сведения, знания, содержащиеся в сообщении об окружающем нас мире, которые повышают уровень осведомленности человека.
Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдается в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.
Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п..
Важнейшие свойства информации:
- объективность и субъективность;
- полнота;
- достоверность;
- адекватность;
- доступность;
- актуальность.
Данные являются составной частью информации, представляющие собой зарегистрированные сигналы.
Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другого с помощью методов. Обработка данных включает в себя множество разных операций.
Основные операции :
- сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;
- формализация данных - приведение данных, которые поступают из разных источников к единой форме;
- фильтрация данных - устранение лишних данных, которые не нужны для принятия решений;
- сортировка данных - приведение в порядок данных за заданным признаком с целью удобства использования;
- архивация данных - сохранение данных в удобной и доступной форме;
- защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение потерь, воспроизведения и модификации данных;
- транспортирование данных - прием и передача данных между отдаленными пользователями информационного процесса. Источник данных принят называть сервером, а потребителя - клиентом;
- преобразование данных - преобразование данных с одной формы в другую, или с одной структуры в другую, или изменение типа носителя.
Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (для получения какого-либо результата (достижения цели).
К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Информационная система
В информатике понятие "система" чаще используют относительно набора технических средств и программ. Системой называют также аппаратную часть компьютера.
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи.
Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы.
Информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем.
Язык – это определенная знаковая форма представления информации.
Языки
Естественные (разговорные)
| Формальные
|
Составим таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях:
Область применения | Используемые символы |
Математика | 0,1,2,3,…….9,+,-,*,= |
Музыка | |
Химия | |
(предлагают дети) | |
Для того чтобы информацию сохранить, ее надо закодировать. Любая информация всегда хранится в виде кодов.
Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов.
Эти символы всем знакомы – они называются буквами. И система такого кодирования тоже хорошо известна – это обыкновенная азбука. Жители других стран те же самые слова запишут по-другому (другими буквами) – у них своя азбука. Можно сказать, что у них другая система кодирования. В некоторых странах вместо букв используют иероглифы – это еще более сложный способ кодирования информации.
Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи и обработки.
Обратное преобразование называется декодированием.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).
Существуют три основных способа кодирования текста:
1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;
2) числовой – с помощью чисел;
3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой. Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита.
Один символ алфавита несет в тексте 8 бит информации.
Бит – единица измерения количества информации.
8 бит=1 байт.
Для измерения информации используются и более крупные единицы
1 бит |
|
|
1 байт | = 8 бит |
|
1 Кб (килобайт) | = 2 в 10 степени байт = 1024 байт | ~ 1 тысяча байт |
1 Мб (мегабайт) | = 2 в 10 степени Кб = 2 в 20 степени байт | ~ 1 миллион байт |
1 Гб (гигабайт) | = 2 в 10 степени Мб = 2 в 30 степени байт | ~ 1 миллиард байт |
III. Закрепление полученных знаний.
Практическая работа по теме: “Кодирование информации”:
1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
2. С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу “Учение да труд к славе ведут”.
3. С помощью флажковой азбуки зашифруйте любую пословицу, а сосед по парте пусть ее расшифрует.
4. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
5. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
6. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ”. Зашифрованный текст должен быть записан без пропусков.
,
8. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 46151. как зовут мальчика?
9. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода – номер строки, вторая – номер столбца).
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
10. Используя кодировочную таблицу, расшифруйте текст: 25201538350304053835111503040038
11. “Шифры замены”.
Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы.
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
V. Домашнее задание.
- . Подготовить буквенные диктанты, анаграммы, кроссворды различных видов, используя слова: информация, код, кодирование, алфавит, азбука, декодирование, графический, числовой, символьный, бит, байт.
- . Придумать свою кодировочную таблицу и зашифровать с её помощью свой домашний адрес.
- Решить задачу: Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Какой объем информации в книге, если известно, что один символ несет один байт информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...