Технологическая карта урока Тема: «Средства поиска данных в сети Интернет»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Технологическая карта урока Тема: «Средства поиска данных в сети Интернет». класс 11
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать условия для открытия нового знания, познакомить с различными ресурсами поиска информации в сети Интернет
Планируемые результаты
Предметные умения
- определять отличия средств поиска информации в Интернет;
- закрепить навыки использования поисковых запросов;
- ознакомиться с различными средствами поиска в интернет;
- использовать возможности разных поисковых систем
- формирование представления о поиске информации как информационной задаче;
метапредметные
- развитие навыков поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации;
личностные
развивать способность анализа и критической оценки получаемой информации; ответственного отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Нелинов Сергей Викторович.
Предмет: информатика
Класс: 11
Тема: «Средства поиска данных в сети Интернет». | Тип урока: урок изучения нового материала | |||
Цель: создать условия для открытия нового знания, познакомить с различными ресурсами поиска информации в сети Интернет | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные умения
метапредметные
личностные
| ||||
Основные понятия: Средства поиска информации, поисковый запрос | ||||
Формы работы | Ресурсы | |||
фронтальная, индивидуальная | Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, маркерная доска; ПК учащихся. демонстрационный материал - презентация, | |||
Ход урока: | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку . Создание установки на работу (эпиграф). Кто владеет информацией - тот владеет миром. Натан Ротшильд | рассаживаются по местам. | ||
Актуализация знаний цель продемонстрировать необходимость правильного поиска информации. мотивировать и сопровождать работу обучающихся по правильному поиску информации. Методы организации работы: словесные, наглядные. Методы стимулирования: похвала Методы оценивания: взаимопроверка и контроль учителя. | Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы с вами узнали на предыдущем уроке? С помощью чего осуществляется поиск в поисковой системе? Что такое поисковый запрос? Какие бывают запросы? Что используется в запросах для сужения результатов поиска Где можно найти информацию об морфологических особенностях конкретного поискового сервера? | Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска Поисковый запрос – это текст, который пользователь ввел в строку поиска Простые и расширенные Специальные символы. Приводят примеры В справке конкретной поисковой системы | ||
Постановка учебной задачи Задачи: побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для самоконтроля; стимулировать интерес к деятельности. | При поиске информации необходимо учитывать что: Если вопрос поставлен правильно – это уже половина ответа; Легко найти редкую информацию, и трудно – широко распространенную; Необходимо знать особенности поисковых систем . Как вы это понимаете? При прохождении ПР на предыдущем уроке мы использовали различные поисковые сайты. Что это дало нам? Для разных запросов нужно использовать разные поисковые инструменты! | Отвечают основываясь на личном опыте и пройденных практических работ | ||
Открытие новых знаний Цель: сформировать представление об многообразии средств поиска информации Методы: учебный диалог Цель: совершенствовать навык правильного поиска информации | Подача нового материала - презентация Перечисление поисковых ресурсов
| Усвоение материала, диалог с учителем | ||
закрепление Цель,: научиться использовать поисковые серверы при поиске необходимой информации на практике. Самостоятельно определять вид деятельности для выполнения задания. сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос; создать условия для практического ознакомления с средствами поиска информации в сети Интернет. Задачи: определить практическую значимость знаний о правильном поиске информации; направлять действия обучающихся в процессе практической работы (групповое, индивидуальное инструктирование). Методы: словесные (беседа); практические (выполнение работы); волевые (прогнозирование будущей деятельности); эмоциональные (удовлетворение). . | А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить небольшую практическую работу Пользуясь метапоисковой системой http://www.heapr.com/ найти сервис eurekaengine.ru Узнать что это за сервис В режиме «демо» произвести анализ фрагмента текста по объекту Раскольников.(фрагмент текста расположен в сетевой папке 11, файл фрагмент.docx | Выполняют задания на ПК | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. рефлексия результатов деятельности обучающихся; создание условий для формирования навыков самооценки учебной деятельности Задачи: сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Методы: словесные (беседа); практические (фиксирование результатов); методы эмоциональные (стимулирующее оценивание); социальные (организация самопроверки и взаимопроверки); волевые (самооценка и коррекция своей деятельности). | Оценка работы
| Оценивают свою работу | ||
Рефлексия учебной деятельности на урок Цель, которую ставит учитель перед учениками: иметь представление о поисковых ftp серверах; средствах поиска людей закрепить умения поиска, анализа и систематизации информации | Домашнее задание. Домашнее задание: Самостоятельно найти в сети: Сделать сравнительный анализ систем по выбранным вами критериям. Результат представить в виде таблицы (в электронном виде по почте или на съемном носителе). сохранить в файл Word. При поиске использовать список альтернативных ресурсов(Приложение 1) Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание
|
Приложение 1
Список альтернативных поисковых систем
new https://inside.com/ – ручной поиск по избранным темам и кураторские каталоги ресурсов по конкретным направлениям.
new https://abikogailmonxlzl.onion.casa/ – поисковик по Tor.
https://findo.com/ – Поисковик запущенный Давидом Яном. Умеет искать информацию в облачных хранилищах, соцсетях и на пользовательских устройствах (компьютерах и смартфонах), а также обрабатывать запросы по годовым запросам на человеческих языках. Он объединяет все источники информации и индексирует их. Является продолжением платформы системы анализа текста Compreno, разработанной ABBYY.
https://www.skytorrents.in/ – Поисковик по торрентам.
http://www.izito.com/ – метапоисковая система.
https://www.class-central.com/ - лучший семантический поисковик с элементами искусственного интеллекта по учебным онлайн курсам лучших университетов мира по самым различным предметам.
http://www.heapr.com/ – самый быстрый в мире поисковик.
http://www.zanran.com/q/ – поиск файлов данных и статистики/
http://kuznech.com/ - новый визуальный поисковик с широкими возможностями.
http://www.findsounds.com/ – специализированный аудиопоисковик. Ищет различные звуки (дом, природа, машины, люди и так далее) в открытых источниках. Сервис не поддерживает запросы на русском языке, но есть внушительный список русскоязычных тегов, по которым можно выполнить поиск.
https://www.deepgram.com/ – поисковик по аудиофайлам.
http://lookonion.com/ – поиск по умолчанию в Tor-браузере, доступный из обычного интернета.
http://www.findsounds.com/ - аудиопоисковик.
http://search.carrot2.org/stable/search – поисковик и агрегатор в одном флаконе.
https://censys.io/ – новый поисковик по интернету вещей. Конкурент Shodan.
http://infospace.com/ – активно развивающийся и релевантный метапоисковик.
https://www.facebook.com/facebookmedia/get-started/signal - инструмент Signal для поиска новостных поводов в Facebook и Instagram. Пока открыт только для журналистов.
https://ahmia.fi/search/ - поисковик по Tor.
http://www.meltinfo.com/ – эффективный поисковик по документам в различных форматах, размещенных в интернете. Поддерживает английский язык.
http://www.heapr.com/ – быстрый и полезный поисковик
http://www.searchenginesindex.com/ru/ – подборка региональных и национальных поисковиков с группировкой по странам
http://www.webcrawler.com/ - один из самых старых поисковиков, переживающий сегодня второе рождение.
https://www.yahoo.com/ – возрожденный собственный поисковик Yahoo. Сильная сторона – поиск в дискуссионных группах и на кураторских площадках.
http://www.linguee.com/ – уникальный ресурс отечественной разработки, представляет собой комбинацию поисковика и лингвистического процессора. Позволяет искать ресурсы, где используется одно и то же иноязычное слово в разных значениях.
https://thingful.net/ – поисковик-визуализатор по интернету вещей. Особенно хорошо работает вместе с Shodan.
http://www.sputnik.ru/ – поисковик от Ростелекома, ориентированный на государственные и отфильтрованные ресурсы.
http://www.data.gov/ – поисковик по всем сайтам и открытым базам данных американского правительства, всех его министерств, ведомств, учреждений и др. структур, финансируемых из федерального бюджета США.
http://yacy.net/en/ – децентрализованная поисковая машина, работающая в рамках одноранговой сети.
http://www.cluuz.com/ - обновленный таблично-визуальный поисковик
http://www.recipebridge.com/ - специально к Новому Году и Рождеству. Первый в мире специализированный поисковик по кулинарным рецептам для дома. Позволяет устанавливать различные фильтры. Сегодня в базе почти 5 млн.рецептов. Правда, на английском.
http://visualping.io/ – уникальный инструмент, позволяющий отслеживать новые фото- и видео- изображения на сайте и в окрестностях сайта, т.е. неиндексированных веб-страницах ресурса.
http://www.secretsearchenginelabs.com/ – отличительной особенностью поисковика является то, что он принудительно исключает высокоранговые сайты и сайты, попадающие в верхние страницы выдачи основных поисковиков, давая тем самым шанс маленьким нераскрученным сайтам. С Рунетом работает плохо.
http://pervoiskatel.ru/ – русскоязычный и ориентированный на Россию поисковик по людям. Поддерживает несколько фильтров.
http://www.startupbin.com/google-google/ – надстройка над Google для тех, кто не хочет персонализации, а также отражения в поиске результатов Google +, Blogger, YouTube и т.п.
http://ru.millionshort.com/ – интересная надстройка над основными поисковиками и плагин для основных типов браузеров. Суть его в том, что позволяет автоматически убирать из поиска определенное количество (до миллиона) сайтов и ресурсов, стоящих в верхних строках выдачи. Неоценима для путешествий по глухим закоулкам интернета.ый поисковик. Обладает двумя особенностями. Во-первых, имеет седьмой объем индексированных страниц среди англоязычных поисковиков. Во-вторых, для своей работы использует только возобновляемые источники энергии, типа, солнца, ветра, воды и т.п.
http://omgili.com/ – специализированный поисковик по форумам мирового интернета. Добирается даже туда, где Google не индексирует всю глубину архива.
http://www.faganfinder.com/ - набор эффективных инструментов интернет-поиска на одной поисковой панели. Просто, удобно и эффективно.
http://www.search.com/ – эффективный метапоисковик, объединяющий лучшие поисковые машины в одном месте. В отличие от других метапоисковиков продолжает постоянно совершенствоваться и приобретать новую аудиторию.
Yandex – самый популярный поисковик Рунета, постоянно совершенствует свои поисковые алгоритмы и сервисы.
www.go.mail.ru – поисковик, который несколько последних лет развивает холдинг Mail.ru.
http://rssportal.ru/ – крупнейший каталог русскоязычных новостных лент в формате RSS по различным тематикам. Новости в лентах обновляются несколько раз в сутки.
http://search.qip.ru/ - универсальный поисковик с большим количеством полезных сервисов, включая такие необычные для России, как бесплатные видеозвонки между абонентами GIP, неограниченное пространство для хранения всех видов файлов, моментальная загрузка картинок, фотографий, скриншотов и многое другое. Особо интересен для конкурентной разведки и айтишников встроенный поисковик по файлам и архивам, позволяющий искать файлы, программы, драйвера, документы, аудио и видеозаписи.
ru.yahoo.com – когда-то самый популярный поисковик Интернета. В настоящее время корпорация переориентировалась на контент и рекламу. Поэтому поисковик может выдавать уникальные результаты, которые не дают более мощные поисковики. К тому же очень удобная стартовая страница и классная почта.
http://ru.ask.com/ – известный американский поисковик запустил и активно продвигает свою русскоязычную версию.
www.mmnt.ru – старейший и наиболее авторитетный поисковик по FTP архивам.
www.filesearch.ru – быстро развивающийся поисковик по файлам, вне зависимости от того, где они расположены.
www.findbook.ru – быстроразвивающийся поисковик книг в Интернете с элементами семантических алгоритмов.
http://scour.com/ – новый метапоисковик, обеспечивающий весьма релевантную выдачу.
http://en.topictures.com/ – качественный поисковик образов и картинок. Работает как метапоисковик на основе Google, Bing и Picasa.
http://www.sobotong.com/gl/index.html – полезная надстройка над метапоисковиком, использующим Google и Bing. Позволяет одновременно вести двуязычный поиск, например, на русском и английском, либо любых других языках. Хорошо работает с русским языком.
http://www.wiibeez.com/ – надстройка, позволяющая с одной страницы вести поиск во всех основных поисковых машинах, включая web1, web2, наиболее популярные сайты типа Википедия, Амазон и т.п.
http://a9.com/ – поисковик, принадлежит компании «Амазон». Использует движок Google. Отличительная особенность – при постоянном поиске через движок, начинает предлагать списки ресурсов, которые, по мнению поисковика, наиболее точно соответствуют интересам пользователя.
http://www.teoma.com/ – принципиальное отличие от Google состоит в том, что в Teoma при ранжировании страниц учитываются только ссылки с ресурсов, тематически соответствующих запросу, а не со всех проиндексированных страниц базы. Соответственно, резко повышается вероятность найти действительно нужную и новую информацию.
http://www.webcrawler.com/ – проверенный временем метапоисковик, позволяющий вести одновременный поиск по Google, Yahoo, Bing.
http://www.bing.com/ – поисковик от нелюбимого многими Microsoft. На недавних испытаниях на релевантность и качество выдачи показал лучшие результаты, чем Google. Посмотрим, что будет дальше.
https://duckduckgo.com/ – несмотря на экстравагантное название, высоко оценивается специалистами информационного поиска. Преимуществами являются блокирование трастовых и спамовых сайтов, богатый функционал специальных поисков и настроек и, наконец, в отличие от всем известной системы, никого не отслеживает.
http://ixquick.com/ – самый конфиденциальный поисковик в мире. Технологически является наиболее мощной метапоисковой системой, обладает эффективным механизмом анализа поиска на точность и, в отличие от всех других систем, не записывает даже ваш IP-адрес.
http://dogpile.com/ – еще один метапоисковик, агрегирующий наиболее релевантные поисковые запросы Google, Yahoo, Bing и Ask и представляющий их пользователю в наиболее удобном пакете.
http://www.kngine.com/ - новый поисковик с элементами семантического веба. Наряду со ссылками позволяет получать агрегированный ответ на поисковый запрос, сгенерированный из наиболее релевантных сведений и без учета Википедии.
http://lookahead.surfwax.com/index-2011.html – реально работающий семантический поисковик для интернета, корпоративных порталов и сайтов. Технология развивается с 2003 года.
http://www.ask.com/ – кластерный поисковик. Как и обычная поисковая система, сначала находит в своей базе проиндексированные страницы, а затем производит в отличие, например, от обычных поисковиков типа Google, Yandex анализ подобранных ресурсов и находит в них дополнительные ключевые слова, наиболее часто встречающиеся в текстовом запросе. Т.о., наверху выдачи оказываются страницы, которые наиболее популярны среди сайтов аналогичной либо похожей тематики.
www.youtube.com – помимо всего прочего, самый большой поисковик по видеоконтенту Интернета.
http://thedatahub.org/ – своеобразный поисковик и одновременно платформа для обмена базами данных и наборами сведений. Сами позиционируют себя как концентратор данных. В настоящее время содержит почти 3,2 тыс. баз данных. Поддерживает, в том числе русский язык. Особо ценен для поиска научно-технической, исследовательской информации, а также поиска по открытым базам данных в сфере политики, бизнеса и т.п.
http://www.plazoo.com/ – нидерландская разработка, существует уже достаточно давно и стабильно развивается. Специализация – новости, блоги, RSS. Есть рубрикаторы и фильтры. В числе семи поддерживаемых языков есть и русский. Отлично индексируется Рунет.
http://www.melissadata.com/ – компания помимо прочего реализовала бесплатный сервис поиска по самым разным базам данных, включая адреса, открытые персональные данные, данные о компаниях и многое другое. Работает в основном для США и Канады, но постепенно выдвигается в Европу и Азию.
http://www.revimg.com/ – любопытный поисковик изображений. В отличие от традиционных, которые ищут изображения, он по изображению ищет страницы, где эти изображения размещены.
https://twitter.com/#!/search-home – наконец запущен полноценный даже с собственным языком запросов поисковик по Twitter. Операторы будут добавлены в файл с операторами специальных запросов поисковиков.
www.qwika.com – англоязычный поиск в Интернете, интегрированный с Википедией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...
Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"
Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...
Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I
Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
урок на тему: «Способы поиска информации в сети Интернет»
Интернет быстро меняющаяся и очень подвижная информационно-технологическая среда.Целью урока является объяснить это ученикам и рассказать о наиболее оптимальных способах поиска информации,...
Презентация по информатике на тему "Способы поиска информации в сети Интернет"
Способы поиска информации в сети Интернет...
Технологическая карта урока по географии "Поиски Южной Земли продолжаются"
Технологическая карта урока по географии для 5 класса "Поиски Южной Земли продолжаются"...