Технологическая карта урока по географии "Поиски Южной Земли продолжаются"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ендан Челээш Шолбан-ооловна

Технологическая карта урока по географии для 5 класса "Поиски Южной Земли продолжаются"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 17

  Дата:____________

Раздел  3. История географических открытий.

Тема урока:    Поиски Южной земли продолжаются.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений  об освоении и изучении Земли в 17 веке.

Планируемый результат: обучающиеся научатся и получат возможность научиться  анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе; использовать текстовый источник географической информации для составления описания, описывать по картам маршруты путешествий, объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях; приводить примеры географических объектов и показывать их на карте; проводить простейшую классификацию географических объектов; различать и сравнивать изученные путешествия  и их следствия; формулировать причинно-следственные связи между событиями.

Задачи урока:  

Воспитывающая: формировать географическую  грамотность, установить необходимость  естественнонаучных знаний и умений для использования в различных жизненных ситуациях, воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

формирование культуры общения при работе в парах.

Развивающая:  развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, умения работать в группе с учебником.

Обучающая: рассмотреть причины и следствия экспедиции, направленных на освоение просторов Тихого океана и Антарктики; рассмотреть причины путешествий Джеймса Кука; раскрыть практическое значение экспедиций Джеймса Кука; сформировать представление об общечеловеческом значении экспедиций Джеймса Кука; продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе  и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выявлять  причинно-следственные связи;

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные УУД:

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении; формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей; аргументировано оценивать свои и чужие ответы; вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к непохожим на себя людям.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Предметные УУД:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-определять причины и следствия географических путешествий и открытий;

-определять и показывать маршруты путешествий;

-составлять описание  жизни и деятельности Джеймса Кука;

-объяснять, почему не состоялось открытие Д. Куком Антарктиды;

-высказывать предположение о том, что искал Джеймс Кук в Тихом океане.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Джеймс Кук », учебник параграф 16, карточки-задания, глобусы, физическая карта.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1.

Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Личностные:

умение мотивировать себя на целенаправленную, познавательную работу деятельности

/Создает эмоциональный настрой./

Приветствие :

Уч.: Поприветствуем друг друга глазами. Долгожданный дан звонок начинаем наш урок-путешествие!Предлагаю расшифровать цель путешествия, а для этого необходимо найти способ чтения слова и восстановить его первоначальный вид.

ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE

 Что нужно, чтобы справиться с поставленной целью?

Поэтому сегодня наш девиз:

Приветствуют учителя.

Проверяют принадлежность к уроку.

Подготовка к уроку.

Определение цели урока (ученики убирают все латинские буквы,оставив в тексте только русские буквы):

ПОЗНАНИЕ

-Правильно распорядиться временем! Работать слаженно!

-«Ум и сердце в путешествие возьми! Каждой минуткой дорожи!»

Этап 2. Актуализация  опорных знаний по ранее изученным темам.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний; мотивировать обучающихся к учебному действию.

Познавательные : сравнение, обобщение.

Регулятивные: контроль и коррекция.

В открытие и изучение нашей планеты внесли свой вклад замечательные путешественники. Глядя на слайд назовите имена великих путешественников.

Вспомните:     Слайд

1.Кто такой Джеймс Кук и чем он знаменит?

/сообщение о Джеймсе Куке/

Слайд

2. С какой целью отправился Д. Кук в кругосветное плавание?

Работа с картой. Мы познакомились с пятью материками, покажите их и вспомните, кто исследовал. Покажите свои  знания и умения!

Вспоминают изученный ранее материал.

Слушают, анализируют, высказывают предположения, аргументируют.

Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Джеймс Кук, Луис  Торрес, Абель Тасман.

-Англичанин, родился в 1728 г., стал капитаном только в 40 лет, одной из целей  было исследовать прохождение Венеры через диск Солнца, а другая цель – поиски Неизвестной Южной Земли.

Показывают на карте: Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Австралию

Этап 3. Создание проблемной ситуации.

Регулятивные :

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока);

планирование, прогнозирование.

Познавательные : построение логической цепи рассуждения, речевых высказываний; умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

Личностные :  обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные :

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд  

Создает проблемную ситуацию:

-Какой из материков Земли еще не был открыт во времена Джеймса Кука?

-Как вы думаете, мог ли на его поиски отправиться Джеймс Кук ?

-Откройте параграф 16 и  зачитаем, что мы должны узнать сегодня на уроке.

- Запишите тему урока в тетрадь  .

-Попытайтесь проговорить цели и задачи нашего урока.

Отвечают, что остался еще один - Антарктида. Нам необходимо с ним познакомиться и историей его открытия, чтобы лучше узнать мир, иметь правильные представления о нём.

Записывают в тетради «Поиски Южной Земли продолжаются!»

Обучающиеся ставят цели и

формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

Слушают, анализируют, высказывают предположения, аргументируют их.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему.

Предлагают формулировку темы урока, записывают тему урока в тетрадь. Формулируют задачи урока, составляют план.

Цель: узнать,  что продолжал искать Джеймс Кук; почему не состоялось открытие Джеймсом Антарктиды; что же искал Д. Кук в Тихом океане.

Задачи:

-прочитать парагр.16  и  выполнить задания по карточке, работая в группе;

-оценить  себя и своего товарища

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать построение проекта изучения нового знания.

Регулятивные: планирование/последовательность действий с учетом конечного результата/, оценка /осознание качества и уровня усвоения/

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, выявление и идентификация проблемы, принятие решения и его реализация.

-Для того, чтобы достичь целей нашего урока , будем работать с текстом параграфа 16

Класс делится на 3 групп.

Каждая группа получает задание

/ Приложение 1/

После выполнения задания, группы обмениваются карточками и производят взаимопроверку, по результатам которой выставляют оценку  одногруппникам за данную работу.

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание .

Работают в группах, выполняя задания по карточке.

Производят взаимопроверку.

Выставляют оценки.

 

           Физминутка

 -Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Все на место сели, тише.
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Этап 5. Первичная проверка

понимания.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации,  извлечение необходимой информации из прослушанного текста, построение логической цепи рассуждений.

Молодцы, во время плавания, мы нашли ответы на наши вопросы. А теперь пора домой. Вам придется выполнить задания теста, чтобы вернуться домой.

Тест. Вопрос 1. Второе кругосветное плавание Джеймса Кука началось: а) 1752 б) 1772 г. в) 1882 году г) 1892

2. Кроме Австралии Джеймс Кук открыл а) Гавайские острова б) Филиппинские острова в) Канарские острова г) остров Крит

3. Корабль Дж.Кука назывался «Индевер». В переводе это означает а) « Победа», б) «Попытка», в) «Открытие», г) «Везение».

4. Сколько кругосветных экспедиций совершил Дж.Кук? а) две б) три в)одну г) четыре

5. Во время какой экспедиции Дж.Кук погиб?  а) погиб во время первой б) погиб во время второй  в) погиб во время третьей  г) погиб во время четвертой

Результаты выполнения итогового задания.

-Молодцы, наконец-то с путешествия вернулись в родную Землю!

Хорошие результаты закрепим, а не очень - постараемся улучшить.Слайд  

Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

Обучающиеся   дают определения понятиям.

 Вступают  в диалог друг с другом и  с учителем.

Этап 6. Первичное закрепление.

Цель: организовать самостоятельное  выполнение обучающимися типовых заданий.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов; умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:   согласование  действий с партнером,  планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные : контроль и коррекция, саморегуляция.

-Организует работу с картографическим практикумом

Нарисовать на контурной карте маршрут 3-го путешествия Джеймса Кука. Инструктаж о том, как работать на контурной карте.

Слушают инструкцию учителя Выполняют самостоятельную работу в « Рабочей тетради»

Отвечают на вопросы.

Этап 7.Домашнее задание.

п.16, Выбрать один из 3-х заданий

  • 1. Составить 2 вопроса по теме соседу по парте.
  • 2. Нарисовать рис. 45. на стр. 81. Корабль, на котором Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие.
  • 3. стр. 83. «От теории к практике» задание 2 Подписать на контурной карте названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж.Кука.

Слайд  

Записывают домашнее  задание

Этап 8. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации

 своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками .

Личностные: самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества  своей и общей учебной деятельности.

Оценим свою работу. Сегодня всем выдается «Кредит доверия»: поднимите руки: кто работал отлично, хорошо, удовлетворительно. Вы довольны своим результатом? Вы гордитесь собой? Спасибо всем за работу. Поставьте отметки  в дневники и передайте их  на подпись.

Формируют свой конечный результат работы на уроке.

1.Цель второй экспедиции Д. Кука:

2. В каком году началось второе кругосветное плавание Д. Кука?

3.С какими трудностями столкнулась команда Д.Кука во время плавания?

4. Как назывался корабль, на котором Д. Кук совершил первое кругосветное плавание?

     Джеймс      

      Кук

 5.С какой целью Д. Кук отправился в третье кругосветное плавание?

6.Какие открытия совершил Д. Кук во время третьего кругосветного плавания?

8.Мог ли Джеймс Кук открыть Антарктиду?

7. Почему не состоялась четвертая кругосветная экспедиция?

Название команды____________________

Капитан команды:_____________

Члены команды:____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выставить оценки  команде.                          Оценка команды другой группой:_________

                Тест  « Поиски Южной земли продолжаются»

1. Второе кругосветное плавание Джеймса Кука началось:

 а) 1752 б) 1772 г. в) 1882 году г) 1892

2. Кроме Австралии Джеймс Кук открыл

 а) Гавайские острова б) Филиппинские острова в) Канарские острова г) остров Крит

3. Корабль Дж.Кука назывался «Индевер». В переводе это означает

а) « Победа», б) «Попытка», в) «Открытие», г) «Везение».

4. Сколько кругосветных экспедиций совершил Дж.Кук?

 а) две      б) три          в)одну           г) четыре

5. Во время какой экспедиции Дж.Кук погиб?

  а) погиб во время первой                         б) погиб во время второй  в) погиб во время третьей                                         г) погиб во время четвертой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки"

Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки" (7 класс) ФГОС ООО...

Технологическая карта урока "ГП материка Южная Америка"

Технологическая карта урока "ГП материка Южная Америка"...