Педагогический проект "Литературный экран" (практико-ориентированный).
проект по литературе (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Падение повсеместного интереса к чтению — одна из проблем современного общества. Но нельзя насильно заставить ни взрослого, ни ребенка полюбить чтение книг, надо суметь их этим заинтересовать. Мой проект «Литературный экран» поможет приобщить школьников к чтению лучших книг мировой литературы. Ведущим замыслом этого проекта является создание школьной мультипликационной студии «КЛИЧ» (К Лучшему Интересному Чтению), в которой дети после прочтения и анализа литературных произведений будут выпускать собственные мультфильмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_literaturnyy_ekran.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКРАН»
(практико-ориентированный)
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Михеева Галина Викторовна
г. Пыть-Ях
2017 г.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Аннотация проекта
Падение повсеместного интереса к чтению — одна из проблем современного общества. Но нельзя насильно заставить ни взрослого, ни ребенка полюбить чтение книг, надо суметь их этим заинтересовать. Мой проект «Литературный экран» поможет приобщить школьников к чтению лучших книг мировой литературы. Ведущим замыслом этого проекта является создание школьной мультипликационной студии «КЛИЧ» (К Лучшему Интересному Чтению), в которой дети после прочтения и анализа литературных произведений будут выпускать собственные мультфильмы.
Актуальность проекта
Когда-то книга была для человека и лучшим товарищем, и увлекательным способом провести время. Новые технологии оттолкнули от чтения книг и взрослых, и детей. Нынешнему поколению стали ближе и интереснее мобильные телефоны, гаджеты, Интернет. Поэтому в последнее время наблюдается резкий спад активности чтения. Ученые, педагоги, родители бьют тревогу: дети очень мало читают, компьютерные технологии и телевидение все чаще заменяют им чтение. В результате постепенно теряются навыки пересказа, работы с текстом, снижается культура речевого общения. Если не вернуть книгу на тот пьедестал, где она всегда находилась, есть опасность лишиться не только книжной культуры, но и культуры в общем понимании этого слова. Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню образованности личности и отсутствием интереса к чтению.
В школе проводится большая работа по повышению читательского интереса: организуются библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, показы кинофильмов. Однако это не имеет должного результата. Для того чтобы школьники захотели читать, необходимо предоставить им возможность почувствовать прелесть и значимость чтения. А этого можно достичь только современными средствами. В частности, путем создания школьной мультипликационной студии, где школьники на основе прочитанного текста своими руками будут создавать мультфильм.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – развитие у школьников читательского интереса как условия формирования образованной личности в современном информационном мире.
Задачи проекта:
- Создать школьную мультипликационную студию «КЛИЧ» (К Лучшему Интересному Чтению).
- Активизировать деятельность учащихся по чтению и анализу художественных произведений.
- Привлечь к сотрудничеству родителей и общественность, организовать их взаимодействие, в том числе и сетевое.
- Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся, умение работать с различными видами информации.
- Расширить информационное пространство участников проекта за счет создания страницы студии на школьном сайте.
Основное содержание проекта
В основе идеи создания мультипликационной студии лежит интерес учащихся к компьютерным технологиям и возрастные особенности школьников (дети младшего и старшего подросткового возраста хотят быть взрослыми, а удовлетворить эту потребность они могут с помощью общественно-значимой деятельности). Создание мультфильмов не только интересно для учащихся, но в то же время это дает им ощущение взрослости, собственной значимости. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Но самое главное, для создания мультфильма ему просто необходимо будет самостоятельно прочитать и осмыслить художественное произведение. Поэтому чтение будет являться средством создания мультфильмов. Таким образом, школьная мультипликационная студия сможет не только побудить ребенка к чтению лучших книг мировой литературы, но и будет способствовать творческой активности и самореализации каждого ученика.
План-график реализации проекта
Этап | Срок реализации | Мероприятия | Ответственный |
Подготовительный | Май – сентябрь 2017 г. | 1) анкетирование учащихся; 2) комплектование штата студии: - назначение ответственных за создание студии; - рекламная компания по набору учащихся в студию; 3) распределение функциональных обязанностей участников студии; 4) уточнение плана работы студии (отбор художественных произведений, конкретизация мероприятий); 5) проведение обучающих занятий по работе с компьютерными программами. | Руководитель проекта Совет студии Учитель русского языка и литературы Учитель информатики Педагоги-организаторы |
Основной | Октябрь 2017 г. – Апрель 2018 г. | 1) создание мультфильма учащимися, экспертиза получившегося варианта мультфильма, чтение художественного произведения; 2) проведение мероприятий согласно плану; 3) участие в различных конкурсах; 4) обсуждение деятельности студии, в том числе на форуме сайта. | Участники студии Совет студии Руководитель проекта |
Заключительный | Май 2018 г. | 1) проведение фестиваля «Читай-ка»; 2) мониторинг (анкетирование учащихся); 3) подведение итогов работы студии (аналитический отчет). | Участники студии Совет студии Руководитель проекта Библиотекарь Педагоги-организаторы |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
- Временные: май 2017 г. – май 2018 г.
- Интеллектуальные (экспертные): учащиеся, учителя, общественность.
- Кадровые: учитель русского языка и литературы, учитель информатики, библиотекарь, педагог-организатор.
- Материально-технические: наличие библиотечного фонда художественной и научной литературы, персональных компьютеров, специальных программ по созданию мультфильмов и презентаций, сети Интернет, телевизоров, камеры, фотоаппарата, проектора, интерактивной доски.
- Финансовые: часы на работу в студии будут взяты из базисного учебного плана (школьный компонент), а также дополнительного образования по ФГОСам.
Организация работы студии
Основное содержание работы студии – создание мультфильмов на основе прочитанного литературного произведения.
Студия – это добровольное объединение школьников, которые после прочтения литературного произведения совместными усилиями создают мультфильм. Студия работает во внеурочное время 3 раза в неделю. С детьми поочередно работают учитель русского языка и литературы, учитель информатики, педагог-организатор и библиотекарь. Задача педагогов – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, стимулировать саморазвитие личности.
Следует отметить, что работа над мультфильмом – это не самоцель, а только способ донести до публики содержание прочитанного текста.
Цель студии – развитие у школьников способностей творческого переосмысления литературных произведений.
Задачи студии:
- привлечь к чтению художественных произведений;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы;
- формировать коммуникативную культуру общения;
- способствовать творческой самореализации участников студии;
- научить работать с компьютерными программами по созданию мультфильмов Pencil, Adobe (Macromedia) Flash, TV Paint Animation;
- дать школьникам возможность реализовать собственные мини-проекты в рамках школы и социума.
Принципы организации работы студии
- Решающее значение в организации работы студии имеет достижение поставленной цели.
- Всё, что проводится в студии, должно быть построено на интересе, занимательности, увлеченности, эмоциональности.
- В деятельности студии должна присутствовать живая организаторская работа.
- Важно организовать постоянное общение с интересными, увлеченными людьми.
- Деятельность студии должна иметь общественно полезную направленность.
- Необходимо создавать проблемные ситуации и организовывать их решение в процессе работы студии.
- Успех работы студии во многом зависит от комфортности микроклимата в коллективе.
Преимущества студии перед другими формами
внеурочной деятельности
- Стабильность (способствует зарождению и развитию школьных традиций).
- Массовый характер работы (позволяет приобщить к чтению литературы большое количество школьников).
- Положительное влияние работы студии на учебный процесс.
Структура студии
Участниками студии являются учащиеся 5-8 классов, количество участников – 15-20 человек.
Руководство студией осуществляет Совет студии, состоящий из Совета директоров, представителей родителей учеников и педагогов. Созывается Совет студии по мере необходимости.
В Совет директоров входят:
- Генеральный директор (контролирует работу директоров студии).
- Креативный директор (отвечает за разработку и проведение всех мероприятий, организуемых участниками студии).
- PR-директор (отвечает за связи с общественностью).
- АРТ-директор (отвечает за рекламу и работу школьного сайта).
Совет директоров назначается участниками студии путем голосования. Совет собирается на свои заседания ежемесячно для обсуждения хода и итогов работы, утверждает планы дальнейшей деятельности, самостоятельно составляет и проводит творческие конкурсы в школе и городе. Совет управляет делами двух секторов (сектора участников 5-6 классов и сектора участников 7-8 классов) и оказывает им помощь при необходимости.
В каждый сектор (5-6 класс и 7-8 класс) обязательно входят:
- Редактор по звуку.
- Редактор по дизайну.
- Редактор по монтажу.
Остальные участники каждого сектора выдвигают идеи и помогают в создании мультфильма.
Схема
Структура студии
Календарный план работы студии
Этап | Количество часов | Мероприятия | Срок выполнения |
Подготовительный | 6 часов | - уточнение состава групп, - составление плана работы студии, - распределение обязанностей | 1-2 неделя сентября |
Основной | 6 часов | - работа по созданию мультпробы №1 | 3-4 неделя сентября |
3 часа | - обсуждение мультпробы, соотнесение с художественным произведением, внесение корректив | 1 неделя октября | |
6 часов | - создание мультфильма | 2-3 неделя октября | |
6 часов | - разработка мероприятия с использованием мультфильма | 4 неделя октября-1 неделя ноября | |
6 часов | - проведение мероприятия (конкурса, викторины, КВН и т.д.) | 2-3 неделя ноября | |
6 часов | - работа по созданию мультпробы №2 | 4 неделя ноября-1 неделя декабря | |
3 часа | - обсуждение мультпробы, соотнесение с художественным произведением, внесение корректив | 2 неделя декабря |
6 часов | - создание мультфильма | 3-4 неделя декабря | |
6 часов | - разработка мероприятия с использованием мультфильма | 2-3 неделя января | |
6 часов | - проведение мероприятия (конкурса, викторины, КВН и т.д.) | 4 неделя января- 1 неделя февраля | |
6 часов | - работа по созданию мультпробы №3 | 2-3 неделя февраля | |
3 часа | - обсуждение мультпробы, соотнесение с художественным произведением, внесение корректив | 4 неделя февраля | |
6 часов | - создание мультфильма | 1-2 неделя марта | |
6 часов | - разработка мероприятия с использованием мультфильма | 3 неделя марта- 1 неделя апреля | |
6 часов | - проведение мероприятия (конкурса, викторины, КВН и т.д.) | 2-3 неделя апреля | |
Заключительный | 6 часов | - разработка и проведение фестиваля «Читай-ка» | 4 неделя апреля-1 неделя мая |
6 часов | - подведение итогов, составление плана работы на следующий год | 2-3 неделя мая |
Формы работы в студии
- Беседа.
- Круглый стол.
- Дискуссия.
- Просмотр экранизаций фильмов.
- Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями).
- Словесное рисование.
- Проектная деятельность.
- Работа с презентациями.
Возможные мероприятия в рамках календарного плана работы студии
- Викторина по литературным произведениям.
- КВН на знание литературных произведений.
- Конкурс рисунков литературных героев, плакатов, буклетов.
- Диспут по нравственным проблемам на основе литературных произведений.
- Библиотечный час.
- Представления для детей из детских садов, детей с ограниченными возможностями, ветеранов и т.д.
- Конкурс чтецов.
- Экскурсии.
Планируемые результаты
- Сформированность у учащихся устойчивого интереса к чтению, потребности самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически читать книги.
- Активное приобщение детей к самостоятельному творчеству, владению необходимыми компьютерными программами для создания своих работ.
- Повышение уровня воспитанности учащихся и культуры общения.
- Рост активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
- Приобретение учащимися навыков работы с различными видами информации, овладение учащихся навыками информационно-коммуникативной компетентности.
Социальные эффекты от реализации проекта
- Расширение сферы взаимодействия участников проекта, формирование навыков общения, повышение уровня образованности.
- Формирование у учащихся навыков проектной деятельности.
- Развитие управленческих и организационных умений учащихся.
- Повышение информационной культуры педагогов.
- Формирование школьной фильмотеки.
Партнерами, содействующими в реализации проекта могут быть: родители учащихся, детский сад «Аленький цветочек», дворовый клуб «Солнечный остров», МОУ ДОД «Центр детского творчества», МАУК «Централизованная библиотечная система».
Критерии оценки эффективности
- Процент учащихся, посещающих школьную библиотеку, а также электронную библиотеку школьного сайта.
- Процент качества знаний по русскому языку, литературе, информатике.
- Процент участников (призеров) различных конкурсов.
Возможные риски при реализации проекта
Гиперувлеченность учащихся компьютерными технологиями (учащиеся могут увлечься технологией создания мультфильма, но забыть про содержание и анализ художественного произведения).
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем возможно создание участниками студии собственных мини-проектов для детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы (например, создание обучающих мультфильмов или мультфильмов по домашнему заданию). Также возможно привлечение учащихся 9-11 классов с целью создания ими видеороликов по литературным произведениям и организации мероприятий по ним.
Библиография
- Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М., 2007.
- Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М., 2009.
- Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград, 2007.
- Кашлева Н.В. Дополнительное образование. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 2009.
- Оберемок С.М., Проектирование в образовании: Учебное пособие. – Новосибирск, 2009.
- Паюченко И.Е. Клубная работа. - Минск, 2009.
- Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. - М., 2005.
- Пенкрат Л.В., Самусева Н.В. Игровые проекты в школе. - Минск, 2009.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2007.
- Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М., 2010.
- Усов Ю. Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...