МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
олимпиадные задания на тему
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена этих терминов каким-либо другим, более понятным для обывателя оборотом? Можно ли педагогу заниматься воспитанием, игнорируя национальные ценности? ПОДУМАЙТЕ, как можно доказать необходимость для нашего образования и воспитания таких понятий как «нация», «народ», «государство», «идеал»? -ответы на задания педагогическойолимпиады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azanova_mr_shkola_4.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ
Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ»
IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА». 12-31 января 2015 год
Номинация: «Педагог школы»
Азанова Марина Рифовна
МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа № 4», г. Добрянка, РФ
azanova2365@mail.ru 8-950-45-10-375
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена этих терминов каким-либо другим, более понятным для обывателя оборотом? Можно ли педагогу заниматься воспитанием, игнорируя национальные ценности? ПОДУМАЙТЕ, как можно доказать необходимость для нашего образования и воспитания таких понятий как «нация», «народ», «государство», «идеал»? СОСТАВЬТЕ небольшой трактат с целью выражения точки зрения на данную тему.
Эпиграфом к своему рассуждению я хотела бы взять слова В.А. Сухомлинского, который утверждал - «Сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».
Национальный идеал для меня, прежде всего, личность, патриот своей Родины, который служит народу и Отечеству. Национальный идеал. Рассуждать об идеале очень сложно, а о национальном идеале вдвойне. Национальный идеал – это идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса, помогающая в решении задач социально-экономического и культурного развития.
Современное общество, особенно на сегодняшней волне подъема патриотизма и происходящих событий в Украине, очень нуждается в формировании национальной идеи, консолидирующей прогрессивные силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, осмысление собственных национальных корней и возрождение народных традиций. Поиски национального образовательного идеала предпринимались в разные периоды развития российского образования. Так, например, в XIX веке выдающиеся отечественные мыслители утверждали, что в образовательном национальном идеале отражается система взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе мировоззрения, миропонимания, национального самосознания. Менялись общества, менялись люди, формировались новые задачи, а идеал в целом оставался неким нравственным ориентиром педагогической практики.
Национальный образовательный идеал формировался в течение длительного развития педагогической науки. Само данное понятие оформилось в таковое именно в это период. Мы, педагоги XXI века, несомненно, должны использовать в своей педагогической работе данное понятие, тем более что в современном обществе происходит переосмысление и поиск новых смыслов данного понятия. Гуманистический образовательный идеал – национальный идеал – является сегодня востребованным, актуальным понятием для современного российского образования, я убеждена, что его нужно использовать всем воспитателям подрастающего поколения. Понятия – «нация», «государство», «народ», «национальный герой», «идеал» - должны быть в педагогической практике каждого учителя, без этих понятий рассуждение о патриотизме вообще не представляется возможным.
Я, как учитель истории и обществознания, конечно, использую данные понятия постоянно. Наш предмет как нельзя лучше помогает воспитывать молодежь в духе патриотизма. История – это наука, и могучая, и вечно живая сила, которая воспитывает гражданина и патриота Родины. Мне кажется, что именно сейчас, когда у многих людей потеряны нравственные ориентиры и утрачено это чувство, нужно особенно много времени уделять воспитанию данных качеств.
«Без прошлого – нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не и не может быть и любви к человечеству». Мы используем также огромный потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой Родине. Личность подростка впитает в себя то, что будем взращивать мы, учителя. Считаю, что роль учителя в формировании образа «национального идеала» чрезвычайно значима.
Выражение «национальный воспитательный идеал» в современном образовании можно заменить простым, более понятным для обывателя оборотом – «национальный герой». Этот оборот будет доступен и для понимания школьников. Преподаватели истории в школе формируют ценности познания истории Отечества, его культуры. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – входят в понятие «национальный герой». Общинность русского народа, коллективизм – качества присущие национальным героям, мы показываем на фактах русской истории и реальных подвигах героев различных войн и других драматических событий. Наши дети с успехом отвечают на вопросы и могут правильно определить понятия «национальный герой», «подвиг»- и это радует.
В наши дни, особенно в дни подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, подрастающее поколение обращается к подвигам своих дедов и прадедов, неравнодушно оценивает их самоотверженный труд. Подростки говорят об угрозе возрождения фашизма, правильно оценивают сегодняшнюю политическую ситуацию в мире и в стране. Говорят и вспоминают солдат-героев, понимают, что подвиги во имя Победы священны. «Национальный герой» - это может быть герой войны, а также герой мирных дней, совершивший отважный и патриотичный поступок во имя спасения жизни других людей.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ. 2014 год стал годом массового введения в школах России предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Шесть модулей ОРКСЭ предполагают активное просвещение учеников 4-х классов в области традиционной национальной культуры. Что же получается, будущее образования в возврате к традициям? Владеете ли вы ситуацией, как обстоят дела с изучением традиций как на уроках ОРКСЭ, так и вне его. НАЗОВИТЕ конкретные результаты, свидетельствующие о том, что новый федеральный государственный образовательный стандарт серьезно повлиял на «традиционное» просвещение подрастающего поколения в целом и четвероклассников в частности. ВЫРАЗИТЕ свое отношение к приобщению детей к традиции, в том числе религиозной.
Изучение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», введение которой в 2014 году стало массовым в школах России, по моему мнению, обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию, воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию у современных школьников. Современной молодежи потребуется знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, которое воспитывает учитель данного предмета.
У современного поколения происходит формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности. В основе указанного предмета лежит системно-деятельностный подход, который реализует воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Развитие личности обучающегося, познание и усвоение мира составляет цель и основной результат предмета ОРКСЭ. Изучение данной предметной области вызывает у учеников понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества, а также формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Курс ОРКСЭ с нарастающим успехом реализуется в школах города Добрянки. По отзывам учителей, учеников и их родителей, этот курс вызывает большой интерес у обучающихся, предмет оказывает исключительно положительное воздействие на становление нравственного облика учеников. Новый предмет несет ценные знания учащимся, заставляет чаще задумываться об общечеловеческих ценностях, о добре и зле, о семье, о народных традициях, обрядах и т.д. Деятельностный подход, который взят за основу обучения, в частности, выражается в выполнении самостоятельных проектов учениками, а порой и вместе с родителями, что способствует сплочению семьи, формированию новых семейных традиций. Шесть модулей ОРКСЭ предполагают активное просвещение учеников четвертых классов в области традиционной национальной культуры, что не может быть неправильным, наоборот, это просто необходимо нашим школьникам. Будущее образования, таким образом, предполагает возврат к традициям русской нации.
Русская национальная культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления нашего общества. На протяжении длительной истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков учениками, чувство любви к природе, к миру, чувство коллективизма. Нравственные корни русского народа берут свое начало в древней истории – в это убеждаем мы наших учеников. Знание своих исторических и культурных ценностей воспитывает в подрастающем поколении гордость историческим прошлым своей Родины, патриотизм, чувство долга перед государством и семьей, чувство ответственности перед государством.
Главная задача сегодняшнего современного образования – научить учеников сделать духовный выбор - соединиться со своим народом, в его православных обычаях и традициях, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни или приобщиться к историческим нормам жизни нашего народа. Сегодня очень важно не утратить духовные ценности русского народа – патриотизм, сплоченность, доброту и способствовать их передаче следующим поколениям путем приобщения к богатой русской национальной культуре.
ВЕРЮ В РОССИЮ?! Каждый учебный год мы начинаем с занятий «Моя малая родина», «Урок России», «Урок мужества» и т.д. 2015 год пройдет под знаком 70-летия Великой Победы. Мы пытаемся понять, ради чего и ради кого погибали наши предки, отдавали свои жизни… Верили ли они в Россию, и верим ли в нее мы? Если нет, то, как можно говорить о патриотизме, гражданственности, нравственности с современными школьниками. В чем состоит главный смысл воспитания в российском образовании? ПРЕДСТАВЬТЕ себя ведущим большой телепрограммы «Верю в Россию?!». ПРЕДЛОЖИТЕ свой вариант программы, СОСТАВЬТЕ сценарий, НАЗОВИТЕ имена ваших гостей, ОБОЗНАЧЬТЕ главную тему разговора. По желанию можете ЗАПИСАТЬ видеоролик вашей «программы» продолжительностью до 10 минут. Итак, импровизируйте!
2015 год – знаменательный и памятный год в русской истории, год 70 – летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это событие становится особенно значимым для нас, так как все больший период отделяет нас от тех страшных лет войны, но, к сожалению, война не дает забыть о себе. Сегодняшние новости ежедневно звучат для нас как вести с фронта.
Все мы являемся свидетелями современных украинских событий, и это, как нельзя лучше, заставляет нас задуматься о войне и о России, о патриотизме и гражданственности, нравственности. Сегодня мы находимся на пороге нового этапа осмысления опыта и значения Великой Отечественной войны. Накануне праздничных событий памяти Победы, некоторые страны и их лидеры в составе Европейского Союза, пытаются дать лживую оценку действиям советских войск в войне, прогибаясь под действием идеологического напора на современную «путинскую» Россию.
Хочется верить, что время интеллектуальной и нравственной растерянности, наконец, позади, и наступает пора правильной оценки мировой истории. Мы должны выйти на более высокое качество понимания значимости Победы советского народа, имея целью извлечение уроков войны, востребованных современной жизнью. Считаю правильным и оправданным, что мы, учителя, начинаем наш каждый новый учебный год, традиционно с уроков любви к Родине, к малой Родине.
Современная Россия постепенно повышает свой авторитет у нашей сегодняшней молодежи. Радует, как возрастает чувство гордости у молодых за Родину, особенно на волне недавних событий – удачное выступление российских спортсменов на зимней Олимпиаде в Сочи, Зимняя олимпиада Сочи -2014, ответ и действия властей России на санкции Европы и так далее.
Гражданственность и патриотизм становятся для нашего современного молодого поколения обычным состоянием. Если бы я была ведущей большой телепрограммы «Верю в Россию?!», то я, прежде всего, говорила бы о молодых, верю в них, так как растет сейчас совсем другое поколение, с другим сознанием, целями в жизни, верой в будущее нашей Родины.
Примеров нравственного поведения таких молодых героев Отечества можно приводить сейчас достаточно много. Нужно вспомнить Дмитрия Голубева, который спасая сослуживцев, лег на гранату, Алексей Баландин, умирая, завещал своим подчиненным – «Уважайте друг друга!». Нужно вспоминать о том, как спасали детей в Беслане молодые офицеры, как погибла парашютно-десантная рота солдат, - об этом просто необходимо говорить. В июне 2011 года Иван Маслов, подполковник погиб при исполнении служебного долга в Дагестане, при ликвидации вооруженных бандитских групп; капитан Задорожный И.С. удостоен звания «Герой Российской Федерации» и много других героев достойны памяти навечно. Среди совершивших подвиги есть немало и женщин – Марина Плотникова, которая ценой своей жизни спасла трех детей.
Слова Т.Г.Шевченко «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» могут стать девизом для убеждения молодежи. Примеры нравственных и гражданских подвигов народных героев мы также приводим и на уроках истории, обществознания, литературы, на внеклассных мероприятиях, при преподавании новых предметов и спецкурсов. Президент России Владимир Путин 24 декабря 2007 года внес изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». До советского периода в этот день – 26 ноября по старому стилю в России отмечался праздник Георгиевских Кавалеров. Статус высшей военной награды был возвращен ордену в 2000 году. С 2007 года 9 декабря стали чествовать героев Советского Союза, Героев российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы. С 2007 года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы. И эти события, и это уважение к памяти Героев, достойны почитания всем российским народом. Мы, учителя просто обязаны своей деятельностью поддерживать эти инициативы президента и государства. Вот к этим датам я бы и приурочила такого типа телепередачи. Передачу «Верю в Россию?!» - считаю, нужно только приветствовать, а знак в конце передачи должен быть только восклицательный – «ВЕРЮ в РОССИЮ!»
Наше молодое поколение растет с большей уверенностью в завтрашнем дне, всегда говорю своим детям, что им страшно повезло жить именно в нынешней России, так как демократический режим нашего сегодняшнего государства является самым комфортным и достойным для граждан. Будущее нашей России за молодежью, воспитанной нами, а это уже совсем другое поколение. Поколение, которое дает нам уверенность в лучшем и благополучном государстве, государстве, которое является нашей Родиной. Верю в Россию, и верю в народ, создающий историю. Пусть эта история будет без войн и кровавых событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет: «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности»
духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов,...
Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Цель: 1. Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2. Рефлексия подходов и тех...
Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов
Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...
МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"
Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...