технологическая карта по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Тема | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
Тип урока | Урок систематизации знаний. |
Цели урока | • закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета. • систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. |
Задачи.
| Личностные: - Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; - Активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию. Метапредметные: - Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. - Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. - Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике. Предметные: - Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
|
Оборудование к уроку | Оборудование урока: Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя. Презентация к уроку. Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь. Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина. Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь» Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов. Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель. Шаблоны овала лица.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_graficheskiy_portretnyy_risunok_1.docx | 295.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18
имени первого министра просвещения Тувинской Народной Республики Лопсана-Кендена Ооржака Мижита-Доржуевича»
города Кызыла Республики Тыва
(МБОУ «СОШ № 18 им. О.М-Д. Лопсана-Кендена г. Кызыла)
Технологическая карта
по изобразительному искусству
Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.»
(для учащихся 6 класса).
Учитель изобразительного искусства
Сандаш Н.М.
г. Кызыл. 2023
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 6 класса
Тема | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
Тип урока | Урок систематизации знаний. |
Цели урока | • закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета. • систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. |
Задачи. | Личностные: - Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; - Активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию. Метапредметные: - Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. - Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. - Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике. Предметные: - Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
|
Оборудование к уроку | Оборудование урока: Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя. Презентация к уроку. Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь. Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина. Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь» Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов. Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель. Шаблоны овала лица. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Звучит музыка «В мире много сказок» О чем была песня? Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир сказок. Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку. Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на три группы. Перед вами на партах лежат листочки. На них написаны существительные.
| - О сказках Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | (слайд 2) - Что такое селфи? Когда не было фотоаппаратов и телефонов, как изображали человека? - Каким материалом можно нарисовать портрет? - Каким словом можно объединить эти материалы | ученики формируют содержание темы урока - Фотография самого себя. - Рисовали. Портрет.(слайд 5) - восковыми мелками, карандашами, цветными ручками. - Графические. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебной задачи | Назовите тему сегодняшего урока (слайд 6) Запишите тему урока на правом листке начиная с левого верхнего угла: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека» - Как вы думаете, чему вы должны научиться?
| Ученик ставит перед собой цель и задачу, называет тему, записывают в альбом. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
Систематизация и закрепление знания | В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить красками (восковыми мелками) портрет сказочных персонажей. (Слайд № 1) - Какие бывают сказки? - В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. - Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. - Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»). 1. Отрицательные женские образы: - Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова? Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги): «Девочка вошла в избушку? Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. - Садись покуда кудель прясть» (Баба-Яга) - Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 2, 3). 2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова? Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи), показывая (Слайд 4): «- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз» (Мачеха) - Молодцы! Какой это персонаж? (отрицательный) (Слайд № 4, 5). 3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова? Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи): «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось». (Старуха) - Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный) (Слайд № 6, № 7) 2. Положительные женские образы - А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках. - Кто мне их назовёт? (Слайд № 8) - Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? Красная девица, Падчерица, Падчерица из сказки «Морозко» (Слайд № 9, 10, 11). III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Положительные образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. Литературные образы: А. Пушкин « Сказка о царе Салтане» «За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит... (Царевна - Лебедь) - Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? (Слайд № 12) - Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь. Работа с репродукциями художников. - А вот русский художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 13) представил Царевну-Лебедь такой. (Слайд № 14) (Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини) - Какой характер у героини? - Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону) Как художник передает положительный образ героини? 3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс «Лебедь». - А теперь, послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь». (Слайд № 15) - Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая? - Мелодичная, плавная или быстрая? - Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина? - Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы. | Ученики отвечают на поставленные вопросы Ученики просматривают слайды презентации - Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира Ученики приводят свои примеры ответов. Ответы учеников. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. (слайды 31-33) Предлагает просмотреть слайды с различными персонажами сказок. - Что означает слово «Физиогномика»? | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Упражнение» Зеркальное рисование» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля (слайд 34) | Учащиеся рисуют в воздухе, одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы слова «герб» | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Схема построения поможет вам правильно нарисовать портрет. На доске даны три варианта построения: Фас – спереди; Три четверти – чуть в повороте; Профиль – в боку. Сегодня нам нужна только первый вариант. Фас. Также подсказки вы сможете найти в карточках. - Приступаем к работе. - В итоге проведем выставку лучших работ. Учитель выявляет и устраняет ошибки в работах детей. - Завершаем работы. Начинаем оформлять выставку. Прикрепите портреты магнитиками на доске. - Домашнее задание: нарисовать автопортрет. | Учащиеся выполняют творческое задание. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. (слайд 39) -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать автопортрет (слайд 40) | Личностные |
Литература
- Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
- Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
- Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
- Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО в 6 классе "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека".
Кончсект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского....
презентация к уроку для 6 класса по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"
презентация к уроку для 6 класса по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"...
Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"
Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...
Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе "Здоровый образ жизни и охрана здоровья. Берегите зрение!"
Цель урока: Достижение планируемых образовательных результатов.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- сформировать знания о здоровом образе жизни, его составляющих;Метап...
Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Образы героев в пьесе М. Горького «На дне»"
Цель: дать портретные характеристики героев пьесы их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: формировать представление о действующих лицах пьесы; отработать навык работы с дра...
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Лучший рисунок по произведениям «Сказки К. Чуковского"
День грамотеев....
Технологическая карта урока "Создание компьютерного рисунка в редакторе Paint и анимации в программе MS Power Pоint."
Предмет, классИнформатика, 7 классНазвание и автор учебникаБосова Л.Л. «Информатика. 7 класс» ФГОСТема урокаСоздание компьютерного рисунка в редакторе Paint и анимации в программе MS Power...