Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса к учебнику Семакин И.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наименование программы, на основе которой разработана рабочая программа учебного курса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ ( Базовый уровень), авторской программы курса «Информатика ИКТ», общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов Семакина И.Г., Хеннер Е.К (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
Обоснование выбора программы
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах). Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Нумерация разделов стандарта и программы выполнена авторами без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.
В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Цели и задачи реализации программы
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Перечень нормативно-правовых документом, на основе которых составлена рабочая программа
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-14 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 года № 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30 .01. 2013г., регистрационный номер 26755).
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО «ЧИППКРО» № 03-02/5639 от 24.07.2013г. «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-14 учебном году».
- Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013г. «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».
- Областной базисный учебный план Челябинской области /Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №02-678 от 01.07.2011г «Об утверждении областного базисного учебного плана».
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
- Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ ).
- Учебный план МОУ Яраткуловской СОШ на 2013-2014 учебный год.
- Положение о разработке рабочих программ, учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) МОУ Яраткуловской СОШ.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ГОС
Современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации образования и общества, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
В соответствии с данными линиями материал распределен на 10-11 классы. Курс 10 класса разделен на 4 раздела: «Информация», «Информационные процессы системах», «Информационные модели», «Программно-технические системы реализации информационных процессов». Курс 11 класса содержит 3 раздела: «Технологии использования и разработки информационных систем», «Технологии информационного моделирования», « Основы социальной информатики».
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 70 часов в старшей школе: 10 класс — 35 часов, 11 класс -35 часов, 1 час в неделю.
- практических работ — 18; 17.
- контрольных работ — 4;2.
- творческая работа -1 (11 класс).
- обобщающий урок за год (урок -игра) — 1;1.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | ||
общее | теория | практика | ||
10 класс | ||||
1. | Информация | 6 | 4 | 2 |
2. | Информационные процессы в системах | 10 | 5 | 5 |
3. | Информационные модели | 6 | 2 | 4 |
4. | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 11 | 5 | 6 |
5. | Обобщение материала | 1 | 1 | |
6. | Резервный урок | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 17 | 18 | |
11 класс | ||||
7. | Технологии использования и разработки информационных систем | 22 | 7 | 15 |
8. | Технологии информационного моделирования | 8 | 4 | 4 |
9. | Основы социальной информатики | 3 | 2 | 1 |
10. | Обобщение материала | 1 | 1 | |
11. | Резервный урок | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 18 | 17 | |
Итого за курс: | 70 | 35 | 35 |
Требования к уровню подготовки (результаты обучения) обучающихся по информатике и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса и практических работ (компьютерного практикума). Практические работы проводятся в соответствии с заданиями задачника-практикума.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) посредством контрольной работы в виде тестирования.
Итоговый контроль за весь курс осуществляется в виде урока-игры (КВН, Турнир).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема | Основные учебные действия | Форма контроля | |
по плану | фактическая | |||||
10 класс | ||||||
Раздел 1. Информация. 6ч. | ||||||
1 | 1 | Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный урок. | -ознакомление с правилами поведения и ТБ. | |||
2 | 1 | Понятие информации. | -рассмотрение различных концепций к понятию информация. | |||
3 | 1 | Представление информации. | -рассмотрение способов представления информации. | |||
4 | 1 | Различные подходы к измерению информации. | -рассмотрение различных способов измерения информации. | |||
5 | 1 | Решение задач на измерение информации | -умение решать задачи на измерение информации. | |||
6 | 1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №1 | ||
Раздел 2. Информационные процессы в системах. 10ч. | ||||||
7 | 1 | Введение в теорию систем | -рассмотрение основных понятий. | |||
8 | 1 | Процессы хранения информации. | -рассмотрение процесса хранения информации. | |||
9 | 1 | Процессы передачи информации. | -рассмотрение процесса передачи информации. | |||
10 | 1 | Обработка информации. | -рассмотрение процесса обработки информации. | |||
12 | 2 | Способы обработки информации Решение задач на обработку информации | - рассмотрение способов обработки информации. | |||
13 | 1 | Поиск данных | -рассмотрение процесса поиска информации, способов поиска. | |||
14 | 1 | Защита информации. | -рассмотрение процесса защиты информации. | |||
15 | 1 | Способы защиты информации. | -рассмотрение способов защиты информации. | |||
16 | 1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №2 | ||
Раздел 3. Информационные модели. 6ч. | ||||||
17 | 1 | Компьютерное информационное моделирование. | -рассмотрение различных типов моделей. | |||
18 | 1 | Структуры данных: деревья, графы, сети, таблицы. | -умение строить модели. | |||
19 | 1 | Модели предметной области. | -умение строить модели. | |||
20 | 1 | Алгоритм – модель деятельности. | -рассмотрение основных понятий. | |||
21 | 1 | Решение задач. | -умение строить алгоритмы, выполнять трассировку алгоритмов. | |||
22 | 1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №3 | ||
Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов. 11 ч. | ||||||
23- | 1 | Архитектура ПК | -рассмотрение основных понятий. | |||
24 | 1 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера | -рассмотрение основных понятий. | |||
25 | 1 | Прикладные программы, операционные системы. | -рассмотрение основных понятий. | |||
26 | 1 | Работа в ОС. | -умение работать в соответствующей ОС и с ПО. | |||
27 | 1 | Дискретные модели данных в компьютере. | -рассмотрение принципов представления информации в памяти компьютера. | |||
28 | 1 | Представление чисел. | -рассмотрение принципов представления чисел в памяти компьютера. | |||
29 | 1 | Представление текста. | -рассмотрение принципов представления текста в памяти компьютера. | |||
30 | 1 | Представление графической информации. | -умение вычислять размеры цветной палитры. | |||
31 | 1 | Многопроцессорные системы и сети . | -рассмотрение понятия многопроцессорной системы и сетей. | |||
32 | 1 | Работа в сети. | -умение работать в сети. | |||
33 | 1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №4 | ||
34 | 1 | Обобщение материала | -подведение итогов за год. | Урок-игра | ||
35 | 1 | Резервный урок | ||||
11 класс | ||||||
Раздел 5. Технологии использования и разработки информационных систем. 22ч. | ||||||
1 | Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. | -ознакомление с правилами поведения и ТБ. | ||||
1 | Понятие информационной системы (ИС). | -рассмотрение основных понятия, типов ИС. | ||||
1 | Основные понятия баз данных (БД). | -ознакомление с основными понятиями БД. | ||||
1 | Проектирование многотабличной БД. | -умение проектировать БД. | ||||
1 | Создание структуры БД. | -умение создавать структуру БД. | ||||
2 | Заполнение БД данными. | -умение заполнять БД данными. | ||||
1 | Создание форм и отчетов к БД. | -умение создавать формы и отчеты. | ||||
1 | Создание запросов к БД. | -умение создавать различные запросы к БД. | ||||
1 | Создание сложных запросов. | -умение создавать сложные запросы к БД | ||||
1 | Гипертекст . | -рассмотрение назначения гипертекста. | ||||
1 | Создание гипертекстов | -умение создавать гипертекст и организовывать работу гипертекстов. | ||||
1 | Интернет как информационная система. | -рассмотреть основные понятия. | ||||
1 | Работа в электронной почте. | -умение работать в электронной почте. | ||||
1 | Работа с файловыми архивами. | -умение работать с файловыми архивами. | ||||
1 | Поиск информации. | -умение искать нужную и необходимую информацию. | ||||
1 | Создание Web-сайта. | -рассмотрение средств создания web-страниц. | ||||
1 | Создание сайта с использованием текстового редактора на основе HTML-языка. | -умение создавать web-страницы. | ||||
1 | Форматирование текста на web-страницах | -умение работать с текстом в HTML-языке. | ||||
1 | Вставка изображений, гиперссылок . | -умение вставлять изображения и гиперссылки. | ||||
1 | Геоинформационная система (ГИС ). | -ознакомление с ГИС; -умение работать в ГИС. | ||||
1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №1 | |||
Раздел 5. Технологии информационного моделирования. 8ч. | ||||||
1 | Моделирование зависимостей. | -рассмотрение основных понятий. | ||||
1 | Статистическое моделирование. | -умение работать с моделями. | ||||
1 | Регрессионные модели | -умение создавать и анализировать модели. | ||||
1 | Корреляционное моделирование. | - умение работать в табличном процессоре. | ||||
1 | Решение задач корреляционного моделирования. | -решение задач. | ||||
2 | Оптимальное планирование Решение задач оптимального планирования | -умение решать и анализировать задачи оптимального планирования. | ||||
1 | Обобщающий урок | -обобщение полученных знаний. | Контрольная работа №2 | |||
Раздел 6. Основы социальной информатики. 3ч. | ||||||
1 | Информационные ресурсы, информационное общество | -рассмотрение основных понятий. | ||||
1 | Правовое регулирование. Проблема информационной безопасности. | -рассмотрение вопросов правового регулирования, информационной безопасности. | ||||
1 | Защита проектов. Обсуждение проблем информационного общества, информационной безопасности, решение этих проблем | -защита презентаций. | Творческая работа | |||
1 | Обобщение материала. | -обобщение материала за год. | Урок-игра | |||
1 | Резервный урок |
Список литературы для учителя.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера : Том 2. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2007. – 294 с.: ил.
- Методическая служба. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19.
Список литературы для ученика
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике и ИКТ для 5-11классах.
Рабочие программы по информатике 5-11класс. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:«Информатика-5» Босовой Л.Л.«Информатика-6»Босовой Л.Л.,«Информатика-...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы
Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11класса.Автор В,П.Кузовлев.
Данная программа предназначена учащимся 11 класса.Автор В.П.Кузовлев....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11класс
Абаптированная рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса,автор учебника Мордкович А.Г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы....
Рабочая учебная программа по физике для 10-11классов ФГОС СОО
РУП физика 10-11 ФГОС СОО к учебникам Г.Я. Мякишева, Н.Н. Сотского, В.М. Чаругина под редакцией Парфентьевой Н.А. Расчитана на 136 часов, 2 часа в неделю в 10 и 11 классах....