План урока. Относительная и абсолютная адресация
учебно-методический материал по информатике и икт (7, 8, 9 класс) на тему
Комплект материалов для проведения урока информатики «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» в 9-м классе по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» состоит из электронного учебного пособия «Технология обработки числовой информации», интерактивного теста Excel.mtf, созданного в среде бесплатно распространяемой программы для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся MyTest, файла - образца Рабочей книги ученика под названием «Учебная таблица Подкопаева Гоши», который содержит образцы выполнения всех практических заданий, представленных в пособии, и предназначен для облегчения работы учителя при проверке выполненных заданий. Методическая ценность материала – использование методики логической минимизации учебных действий, с помощью которой достигается активизация познавательной деятельности школьников, формируется некоторая совокупность универсальных учебных действий: умение пошагово строить технологическую цепочку, минимизировать набор действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться».
План урока имеет четкую структуру, все этапы урока прописаны и пояснены. Приложение 1 плана урока предлагает материал для организации физкультминутки, представленной четырьмя комплексами упражнений на выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока. Относительная и абсолютная адресация | 771.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Обращение к учителю
- С первых минут урока демонстрируйте свое полное доверие школьникам.
- Будьте помощниками обучающимся в формулировании целей и задач урока.
- Всегда помните, что у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению.
Место урока в учебном плане
Урок является третьим по счету (рабочая программа на 2 часа в неделю для 9-х классов (авторы программы: авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.) при изучении темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» и следует за уроком «Основные режимы работы ЭТ».
Тема урока
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Цели урока
- Продолжить знакомство с возможностями табличного процессора.
- Активизировать знания основного программного материала по работе с табличным процессором.
- Применить для решения реальной задачи знания об использовании разного типа ссылок.
Задачи урока
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации, осознание учеником своей значимости в учебном процессе.
- Учебная – развитие интереса к решению практических задач, формирование навыков самостоятельной работы по решению задач с использованием различного типа ссылок.
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с электронным документом.
- Познавательная – повышение интереса к информатике.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок-практикум.
Методы проведения: словесные (беседа, диалог), фронтальная и индивидуальная практическая работа, компьютерное тестирование.
Программное обеспечение урока: табличный процессор Microsoft Excel, бесплатно распространяемая программа для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся MyTest.
Оснащение урока:
- устройство демонстрации (интерактивная доска, демонстрационный экран, интерактивная приставка и т.п.);
- электронное учебное пособие «Технология обработки числовой информации» (авт. Погребняк Л. А.);
- интерактивный тест Excel.mtf (авт. Погребняк Л. А.).
Материал урока направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьников личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- определять учебную задачу для индивидуальной деятельности;
- минимизировать свои учебные действия при выполнении учебной задачи;
- владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета;
- самостоятельно выполнять оформление хода выполнения учебной задачи, а также её результаты и выводы в соответствии с требованиями;
- увязывать содержание учебной задачи с жизненной перспективой и, как следствие, стремиться к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения «на усложнение материала».
Метапредметные результаты:
- владеть общепредметными понятиями «объект», «модель»;
- владеть информационно-логическими умениями;
- владеть умениями самостоятельно планировать путь достижения целей;
- определять способы достижения результата в рамках учебной задачи;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основными универсальными умениями информационного характера;
- владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний.
Предметные результаты:
- формирование информационной культуры;
- формирование представления о компьютере как об универсальном устройстве обработки числовой информации;
- формирование представления об основном изучаемом понятии: «информация» и её свойствах;
- развитие алгоритмического стиля мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения использовать табличный способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием табличного процессора.
Основные виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Объем знаний и умений на начало урока:
- Заполнять электронную таблицу данными с помощью маркера автозаполнения.
- Знать принципы форматирования текста в ячейках электронной таблицы
- уметь изменять гарнитуру шрифта, начертание шрифта, размер шрифта;
- уметь выравнивать текст в ячейке;
- уметь объединять ячейки, содержащие текст
- выполнять «Перенос по словам» в ячейках.
- Знать принципы форматирования чисел в ячейках электронной таблицы
- уметь работать с Диалоговым окном Формат ячеек… - вкладка Число;
- уметь изменять формат числа на нужный по условию задачи.
- Знать принципы форматирования формул в ячейках электронной таблицы
- уметь вводить и редактировать простые формулы.
Объем знаний и умений по завершении урока:
- Знать основные типы ссылок и их применение
- отличать по внешнему виду относительные, абсолютные и смешанные ссылки;
- решать простые математические задачи с использованием основных типов ссылок.
План проведения урока
Этап урока | Время, мин. | Содержание урока | ||
Организационный момент | 1 | Предварительная организация класса | ||
Исходная мотивация | 3 | Мобилизующее начало урока | ||
Актуализация знаний | 8 | Создание учебно-проблемной ситуации Формулировка основной учебной задачи Самооценка и самоконтроль предстоящей учебной деятельности | ||
Объяснение нового материала | 10 | Разбор теоретического материала электронного пособия | ||
Закрепление изученного материала | 10 | Выполнение задачи 6 электронного пособия | ||
Проведение физкультминутки – зарядки для глаз – 2-3 минуты | ||||
Закрепление изученного материала | 5-6 | Выполнение проверочного интерактивного теста | ||
Подведение итогов | 4 | Выставление итоговых оценок | ||
Домашнее задание | 1 | § 3.2.1, упр. 5, 8, 10, стр. 118 |
Ход урока
Организационный момент
Предварительная организация класса – проверка отсутствующих, внешнего вида и рабочей позы обучающихся, осмотр состояния рабочих мест, организация внимания школьников.
Готовность учителя – проверка наличия плана урока, рабочего состояния интерактивной доски MimioBoard ME-77, правильности освещения кабинета.
Исходная мотивация
(Исходная мотивация готовит обучающихся к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность)
На этом этапе необходимо актуализировать мотивы предыдущих достижений.
Мы хорошо поработали над предыдущей темой и теперь знаем для чего предназначена электронная таблица (в этот момент попросить желающего озвучить определение электронной таблицы), а также умеем вводить различные типы данных в таблицу (в этот момент попросить желающего перечислить их). Познакомились с основными правилами формирования простых математических формул (в этот момент попросить желающего озвучить правило приоритета выполнения математических действий для электронной таблицы).
Решили задачу про путешественника Гошу (текст задачи прошлого урока: путешественник Гоша, попав в неизвестную страну приобрел за ФАНТИКИ (денежная валюта неизвестной страны), на местном рынке, разное количество необычных видов фруктов и привез их домой. Подсчитайте, сколько Гоша истратил СМАРТИКОВ (денежная валюта страны, где живет Гоша) на покупку указанного количества каждого необычного фрукта).
Примечание. Следует обратиться к уроку 3 электронного учебного пособия. Задание выполнялось на листе Формулы рабочей книги ученика. Образец выполнения представлен в Учебной таблице Подкопаева Гоши лист Формулы.
Актуализация знаний
(Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение)
- Создание учебно-проблемной ситуации
(На этом этапе урока необходимо создать учебно-проблемную ситуацию, вводящую учащихся в предмет изучения предстоящей темы. Для создания такой ситуации необходимо вызвать мотивы относительной неудовлетворенности у обучающихся)
Но, оставили без внимания вопрос: «Как минимизировать свои действия и переделать таблицу так, чтобы Гоша, решив в следующую поездку купить понравившихся фруктов заранее приготовил нужную сумму для покупки, учитывая, что курс ФАНТИКА за прошедшее время сильно изменился и стал, например, 144,25 СМАРТИКА за ФАНТИК?
Демонстрируем на интерактивной доске объем исправлений, необходимый для решения поставленной учебной задачи.
- Формулировка основной учебной задачи
(На этом этапе урока проводим обсуждение основной проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации и завершаем формулирование основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе урока)
Создаем основу для постановки каждым учащимся определенных целей, направленных на изучение учебного материала, усиливаем мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усиливаем непроизвольные мотивы удивления, любознательности: «А между тем, в такой ситуации «грамотному» пользователю программы Microsoft Excel изначально придет мысль при решении задачи воспользоваться относительной и абсолютной адресацией». Итак, сегодня мы должны познакомиться…
Вовлекаем обучающихся в процесс формирования целей и задач урока:
- узнать, что такое абсолютная, относительная и смешанная адресация ячеек электронной таблицы;
- научиться применять различные виды ссылок в зависимости от учебной задачи;
- на примере таблицы «Площадь прямоугольника», реализованной в программе Microsoft Excel, с помощью предлагаемого программой инструментария, научиться создавать формулы с использованием различного вида ссылок, используя уже изученные правила записи формул.
- Самооценка и самоконтроль предстоящей учебной деятельности
(На этом этапе урока намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у обучающихся имеется, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока)
Объяснение нового материала
Знакомство с теоретическим материалом (Электронное учебное пособие «Технология обработки числовой информации. Урок 4»)
В формулах используются ссылки на адреса ячеек следующих основных типов: относительные и абсолютные. Различия между относительными ссылками и абсолютными проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другую ячейку. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки, относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют следующий вид: Al, B3.
Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией, так как при перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемым значением адреса ячейки ставится знак доллара (например: $А$1, $C$2:$F$48 ).
При смешанной адресации символ $ ставится только там, где он необходим. Например: В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой — нет.
Практическая часть
Задание 6
Электронное пособие «Технология обработки числовой информации. Урок 4»
Применение ссылок при решении задач посредством электронных таблиц приносит большую выгоду и экономию времени на выполнение решения задачи.
Скопируйте рабочий лист с шаблоном задачи (Шаблон задания Площадь) в свою рабочую книгу на лист "Площадь".
Условие задачи: Вычислить периметр и площадь прямоугольника, если сторона а=4,6 см, а сторона в принимает значения от 2,5 см до 5,5 см шагом 1 см.
Вот так будет выглядеть решение задачи без использования адресации. Каждый раз значение аргумента придется задавать с клавиатуры.
Разбор решения задачи с использованием относительной ссылки.
Проведение физкультминутки – зарядки для глаз – 2-3 минуты
(Приложение 1. ЛИСТОВКА. Зрение и компьютер. Компьютерный зрительный синдром)
Разбор решения задачи с использованием абсолютной ссылки.
Закрепление изученного материала
Для выполнения интерактивного теста, созданного в среде бесплатно распространяемого редактора тестов MyTest, выполните рассылку на ПК обучающихся папки MyTest.
Алгоритм работы с тестом на ПК обучающегося:
- Запустите предложение Student.exe
- В пункте меню Файл выберите пункт Открыть…
- В окне Открытие документа откройте файл Excel.mtf
- В пункте меню Тест выберите пункт Начать тест
- Введите свои данные и нажмите кнопку ОК
- Отвечайте на вопросы теста путем выбора
- Сообщите вашу оценку за тест учителю.
Подведение итогов
Пока обучающиеся выполняют тестовое задание необходимо просмотреть (в кабинете установлена локальная сеть с доступом учителя в личную папку каждого обучающегося) выполненные задания и оценить их.
Итоговая оценка формируется из оценки за выполнение практического задания и оценки за выполнение теста, согласно правилам выставления средней оценки.
При наличие не справившихся с заданиями обучающихся назначается дополнительное время для решения проблем.
Домашнее задание
§ 3.2.1, упр. 5, 8, 10, стр. 118 (Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)
Приложение1
ЛИСТОВКА
Зрение и компьютер. Компьютерный зрительный синдром
Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо:
- каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут
- закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты
- проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.
Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.
Комплексы упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения
Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.
Комплекс 1
- Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
- Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
- Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
- Частое моргание глазами.
- Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Комплекс 2
- Исходное положение сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
- Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
- Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
- Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).
Комплекс 3
- Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
- Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
- Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
- Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
- Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
- Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
- Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.
Комплекс 4
- Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
- Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.
- Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
- Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
- Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: «Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресации».
Тест по теме: «Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресации». 1 и 2 вариант...
Конспект урока по теме "Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация"
Конспект урока на тему:«Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация»...
План Урока "Абсолютная адресация"
конспект...
Урок по теме "Абсолютная адресация в ЭТ Excel"
Урок с использованием технологии системно-деятельностного подхода. Блок уроков: Обработка числовых данных. Электронные таблицы.Тип урока: открытие новых знанийФорма организации познавательной деятельн...
Вычисления в Excel. Относительная и абсолютная адресация.
Образовательная: способствовать усвоению учебно-познавательные компетенций, понятий и терминов по теме «MS Excel». Абсолютные и относительные ссылки». Закрепление навыков учащихся производить вы...
Конспект и презентация к уроку по теме: "Логические функции и абсолютная адресация"
План-конспект урока по информатике в 9 классе на тему «Логические функции и абсолютные адреса» (Слайд 1)Цель: отработать составление сложной условной функции.Требования к знаниям и умениямУчащиеся дол...
План-конспект урока информатики в 8 классе "Относительная и абсолютная адресация"
Цель данного урока:- ознакомить ребят с понятием относительная и абсолютная адресация;- научить использовать относительную и абсолютную адресацию при решении задач в табличном процессоре Excel....