Урок-игра по теме «Системы счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Представить в игровой форме изученный материал темы "Системы счислени" и проверить знания учащихся по этой теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по теме «Системы счисления»
Рыкова Ирина Юрьевна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №7
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 9 класс «Б», группа 2.
Тема учебного занятия: Урок-игра «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие»
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала
Цель урока: Представить в игровой форме изученный материал темы «Системы счисления» и проверить знания учащихся по данной теме.
Задачи урока:
предметные:
- систематизировать и обобщить ЗУН учащихся при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие»;
- повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления, перевод дробных и смешанных чисел, перевод целых и смешанных чисел из двоичной в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно.
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
- развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Формируемые компетенции:
ценностно-смысловые компетенции:
умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести ответственность за выбор).
общекультурные компетенции:
понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;
учебно-познавательные:
знание определений изучаемых понятий системы счисления, видов систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд; умение задавать вопросы к изучаемым фактам, выбирать необходимые алгоритмы для перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления, перевод дробных и смешанных чисел, перевод целых и смешанных чисел из двоичной в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно, овладение измерительными навыками;
информационные:
владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических устройств ПК и программного обеспечения.
коммуникативные:
уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
компетенции личностного самосовершенствования:
владеть навыками оценки и самооценки
Планируемые результаты:
учащиеся владеют умениями работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными понятиями «Системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд» и оперируют ими; знают различие между позиционными и непозиционными системами счисления, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые, дробные и смешанные числа из одной системы счисления в другие, используя алгоритмы перевода, выполняют арифметические операции с двоичными числами, решают примеры и задачи в других позиционных системах счисления, занимательные задачи.
Формы и методы обучения:
Методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.
Методы контроля: устный.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины:
системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
Основные источники информации:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс (2011 год)
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;
Раздаточный материал:
Жетончики с двоичными числами
Приложение № 1 Решение заданий «Системы счисления» №1-5
Приложение №2 Оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент (8 минут)
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
2. (слайд 1) Эпиграф к уроку: «Все есть число».
Проблемный вопрос:
Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому что мы повторяем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…)
3. Сообщение целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме (слайд 2) «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача - показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий. Прежде чем начать игру, предлагаю вам разбиться на команды следующим образом…
4. Деление на группы:
Учитель: При входе в кабинет каждый из вас получил номер в двоичной системе счисления, вам нужно, используя ваши знания, полученные на прошлых уроках, перевести числа в десятичную систему счисления и узнать, в какой группе вы будете работать. (Учащиеся, переводят номера, используя алгоритм перевода в десятичное число, учитель выводит слайд на экран с правильными ответами).(слайд 3) Учащиеся знакомятся с составом команд и представляют свое название.
II. Повторение
Учитель:
«Все есть число», говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам это предстоит узнать.
Задание 1
Задача 1.1
За правильный ответ 2 балла
Решить задачу:
(слайд 4) В бумагах одного чудака – математика, найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей».
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
(слайд 5)(Ответ: недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…». Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе (как 9 - в десятичной), а, следовательно, основанием системы является 5. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.
44 -> 24, 100 ->25, 34 - >19, 11 ->6, 10 ->5)
Задача 1.2
Задача 1.2 ( 2 балла)
(слайд 6) Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа:
А)123, 879, 5А47; 8АD3;
В) 409, 765, 237;
С) 33344; 231; 1322.
(слайд 7)Ответ: 14,10,5
(слайд 8)Физкультминутка
Зарядка для глаз
(слайд 9)Задание 2
Кроссворд «Основные понятия системы счисления»
За правильный ответ 3 балла
По горизонтали:
- Система, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе (Непозиционная)
- Символы, при помощи которых записывается число (цифра)
- Самый яркий пример непозиционной системы счисления (римская)
По вертикали:
- Система, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе (позиционная)
- Как называется позиция цифры в числе (разряд)
- Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел(алфавит)
(слайд 10)Задание 3. Диктант
За все правильные ответы 7 баллов
Учитель: Если утверждение верно, ученики ставят 1, если неверно – 0
- Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
- Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
- Непозиционной система счисления – это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе.
(слайд 11)(Результат выполнения задания: 1001100)
(слайд 12-13)Задание 4. Решение неравенств
Задание оценивается тремя баллами
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
1111112 ? 11118 (Ответ: 1111112 < 11118)
(слайд 14)Задание 5.
У-13 Умение находить ошибки в действиях других и выявлять причину ошибки.
Учащиеся 9-х классов переводили число 110112 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Иванов: 110112=810
1011021314=2*10+2*11+2*02+2*13+24=2+2+0+2+2=4
Петров: 110112=2710
1413021110=1*24+1*23+0*22+1*21+1*20=16+8+0+2+1=2710
Сидоров: 110112=3010
1413021110=1*24+1*23+0*22+1*21+1*20=16+8+4+2+0=3010
Установите возможные ошибки ребят и заполни таблицу
Причина ошибки(что не знает учащиеся) | |
ИВАНОВ | |
ПЕТРОВ | |
СИДОРОВ |
Что бы ты посоветовал, что бы задание было выполнено правильно?
III. Подведение итогов, рефлексия, д/з
1. Подсчет баллов:
(слайд 15) Максимальное количество баллов за урок – 21
«5» - 20-21 баллов
«4» - 15-19 баллов
«3» - 7-14 баллов
2. Оценка урока:
Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе (или свой вклад в результат команды), ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами.
Оценка урока: (слайд 16)
(5 - 101, 4 – 100, 3 - 11, 2 – 10).
Можно оценки за урок в двоичной системе счисления записать на доске (или в электронных таблицах), после выставления их учащимися подсчитать количество и дать среднюю оценку уроку.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». 3. Итог:
(слайд 17) Учитель: Итак, где же применяются системы счисления в жизни?
- Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?
4. Рефлексия: (слайд 18)
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
- Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?
5. Задание на дом:
(слайд 19)Решить задачу:
Один шестиклассник о себе написал так: «Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12». Как это могло быть? (Ответ: восьмеричная система счисления)
6. Спасибо за внимание! (слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок – игра «Слабое звено» по теме «Системы счисления»
Повторение и обобщение знаний по теме «Системы счисления»....
Урок-игра «Подсказка». Проверка знаний по темам "Системы счисления" и "Алгебра логики".
Загадано слово, чтобы его узнать, надо решить задачи и собрать подсказки....
Урок-игра по теме "Системы счисления"
Урок-игра. "Системы счисления". перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Урок-игра на тему "Системы счисления"
Проводится как заключительный урок при изучении темы “Системы счисления”....
Урок-игра по теме «Системы счисления»
Представить в игровой форме изученный материал темы "Системы счислени" и проверить знания учащихся по этой теме...
Урок-игра по теме: “Системы счисления”
Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо; хорошая команда – залог успеха!!развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенн...