Интегрированные уроки: технология проектирования и методика их проведения
статья по информатике и икт (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В работе приведен обзор теоретических материалов по технологии проведения интегрированных уроков, предложена методика проектирования бинарных уроков, интегрируемых с предметом информатика, проиллюстрированная примерами серий уроков информатика и иностранный язык, информатика и география, подробно разобрана  программа по подготовке учителей к проведению циклов интегрированных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipova_integr.docx87.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интегрированные уроки: технология проектирования и методика их проведения»

Оглавление

1.        Введение. ФГОС и интеграция предметов        1

2.        Актуальность проведения интегрированных уроков        3

3.        Обзор методик интегрированного обучения        4

4.        Технологии и типология интегрированных уроков        5

a.        Технологии в интегрированном обучении.        5

i.        Технология дифференцированного обучения        6

ii.        Технология формирования приемов учебной работы        6

iii.        Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов).        6

iv.        Технология формирования учебной деятельности школьников.        6

v.        Технология учебно-игровой деятельности.        6

vi.        Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.        6

vii.        Модульная технология        6

viii.        Технология проектной деятельности        7

b.        Типы и формы интегрированных уроков        7

i.        Урок формирования новых знаний.        7

ii.        Урок обучения умениям и навыкам        7

iii.        Урок применение знаний на практике.        9

iv.        Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.        9

v.        Урок контроля и проверки знаний и умений.        10

vi.        Урок устного контроля знаний.        11

vii.        Урок комплексного контроля знаний        11

viii.        Комбинированный урок        11

5.        Технология проектирования интегрированных уроков        12

6.        Технология проектирования бинарных уроков, интегрированных с предметом «Информатика» в лицее.        14

7.        Программа по подготовке учителей к проведению интегрированных уроков        16

8.        Заключение        17

Приложение 1. Учебно-тематический план курсовой подготовки учителей по программе «Методика разработки цикла бинарных уроков, интегрированных с предметом Информатика и ИКТ»        17

Список использованной литературы.        18

  1. Введение. ФГОС и интеграция предметов

Мир, окружающий нас, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Ситуация должна кардинально измениться с

Введение в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения должно привести к выделению связей между различными дисциплинами.

Образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 

Метапредмет выстраивается вокруг мыследеятельностной организованности. В качестве таких организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаумения- присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Занятия, формирующее метаумения и дающие метазнания, имеют свои особенности:

  • Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
  • Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  • Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  • Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Таким образом, начиная работу в школе по реализации метапредметности, необходимо планировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения, осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия, осваивать новые технологии, менять позицию учителя.

Одним из таких новшеств современной методики в рамках реализации ФГОС является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

        Основой же при подготовке и проведении  интегрированных уроков, при формировании метапредметных навыков, могут и должны становиться информационые технологии и предмет информатика и ИКТ.

  1. Актуальность проведения интегрированных уроков

Традиционная модель образования не удовлетворяет требованиям времени: в ней присутствует дисциплинарная дифференциация, линейность, между школьными предметами нарушается естественная связь, существующая между предметами и явлениями реального мира.

Основной  задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта является проведение интегрированных  уроков.

В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. Основной методологический принцип – системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин и общие принципы построения научного знания и формирующий научное мировоззрение.

Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём.

Именно интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание.

Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели учебного процесса – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

Рассматриваемая методика проведения интегрированных уроков служит выработке у учащихся общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности, формированию у школьников устойчивых надпредметных навыков, служит выявлению межпредметных связей.

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого вида образовательной деятельности на уроке.

1.        Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.

2.        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.

3.        Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.

Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

        Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

        Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью  материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

        Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Именно интегрированные уроки учат учеников применять знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, видеть  взаимосвязь географии и информатики, информатики и биологии, применять  информационные технологии при изучении английсклого языка и литературы и т.д.

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый матеиал или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция являет собой не механическое объединение частей в целое, а взаимопроникновение, взаимодействие различных предметов.

Помимо всего прочего, интегрированные уроки позволяют решать проблемы недостатка количества часов, отведенных на изучение предметов, являющихся фундаментом всего учебного процесса, но не являющихся профильными в конкретных образовательных организациях.

  1. Обзор методик интегрированного обучения

В конце 90-х голов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии». Термин «инновация» обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения.

Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги – новаторы: начало ХХ столетия – М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это – В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко.

До тех пор, пока технология не создана и неотработанна в педагогической практике, преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии. Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по - разному организованных процессов обучения. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие.

В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение.

На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.

На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков:

и другие.

Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков. Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

  1. Технологии и типология интегрированных уроков

Рассмотрим педагогические технологии, применяемые в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков.

  1. Технологии в интегрированном обучении.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.

В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1.Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.

2.Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)

3.Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Все они применяются в интегрированном обучении предметов.

  1. Технология дифференцированного обучения

При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.

При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

  1. Технология формирования приемов учебной работы

Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего – либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

  1. Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов).

О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.

  1. Технология формирования учебной деятельности школьников.

Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, в презентации, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

  1. Технология учебно-игровой деятельности.

Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

  1. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

Требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

  1. Модульная технология

Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

  1. Технология проектной деятельности

Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.  Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

  1. Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

  1. Урок формирования новых знаний.

Уроки формирования новых знаний конструируется в следующих формах:

лекция, путешествие, экспедиция, исследование, инсценировка, конференция, экскурсия, мультимедиа – урок, проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока: формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

 -образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и так далее.

 -воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее.

 -развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные  связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее.

    Следует разделять традиционные и современные уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить учеников знаниями и строиться в основном, на объяснительно – иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

 Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная.

На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. К перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

  1. Урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

практикум,  сочинение, диалог, деловая или ролевая игра, комбинированный урок, путешествие, экспедиция, урок с мультимедийным сопровождением.

Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется деференцированно – групповая форма обучения.   Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.

Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи: 

-образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о

-воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

-развивающие:  научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.

Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной или индивидуализировано – групповой форме обучения.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.

    Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

    На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.

    Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам.

    Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность.

  1. Урок применение знаний на практике.

Основные формы обучения данного типа:

ролевые и деловые игры, практикумы,-уроки защиты проектов, путешествие, экспедиции и так далее.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.

На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса. Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее.

    Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.

 Задачи:

-образовательные: научить применять полученные знания на практике.

-воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения.

-развивающие: совершенствовать умение работать с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

  1. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

 Формы данного урока:

повторительно – обобщающий урок, диспут, игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (урок – суд), -урок совершенствование, -заключительная конференция, урок – консультация, урок анализа контрольных работ, урок беседа, обзорная лекция, обзорная конференция.

Структура урока строится на сочетании этапов. Этапы: организационный, постановки цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение  итогов и формулировка видов, определение и разъяснение домашнего задания.

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

    Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

 Задачи:

-образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.

-воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его личности.

-развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности; закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и так далее.

На уроке повторения и систематизации знаний учащихся включаются в различные виды деятельности, проводятся беседы, дискуссии, практические работы практикуются выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, по разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно – поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по – новому взглянуть на раннее изученное. Развивающая функция при этом реализуется успешнее при использовании межпредметных связей, позволяющих переносить, свертывать,  систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.

При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержащие учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

  1. Урок контроля и проверки знаний и умений.

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

  Формы урока:

урок – зачет, викторина, конкурсы, смотр знаний, защита творческой работы, проекта, творческий отчет, контрольная работа, собеседование.

  Цель урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

-осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

  Задачи:

-образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщить материал, как систему знаний, проверить способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовым материалом.

-воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

-развивающая: развивать логическое мышление, память, способности к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного, и письменного контроля знаний, умений и навыков, а также контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

  1. Урок устного контроля знаний.

 Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

 Эти уроки строятся на выполнении индивидуальной или индивидуализированной формах учебной работы и их сочетаний. Нередко учителя дают учащимся задания на специальных карточках или по вариантам.

  1. Урок комплексного контроля знаний

Урок строится на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно – групповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая, в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться  и индивидуализировано – групповая форма, когда задание дается трем – пяти ученикам, а c основной частью учитель ведет фронтальную беседу и так далее.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требует особого сотрудничества учителей предметников и по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики, в результате, видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающее мире.

  1. Комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, так как на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу, по решению какой-либо интегральной проблемы.

Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, замедляется процесс осознанного глубокого усвоения материала.

Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведении, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.

Длительность интегрированного урока зависит от объема информации и, как правило, занимает два академических часа.

Все рассмотренные формы уроков активно используются учителями лицея.

  1. Технология проектирования интегрированных уроков

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке чаще всего выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Как показывает многолетний опыт использования технологиии проведения интегрированных уроков наиболее эффективными оказваются бинарные уроки, которые могут объединять самые разные дисциплины в полном их объеме.

Однако, они могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.

К использованию интегрированного урока учителя прибегают главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков.

Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Разработку интегрированных уроков можно условно разбить на ряд этапов:  

  • Согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих  понятий во времени их изучения. При анализе учебных программ, рекомендаций научно-методической литературы учителями отбирается материал, требующий интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении, обобщении и контроле. В этом процессе устраняется несогласованность терминологий, единиц для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может быть составление таблиц, в которых соотнесены сроки прохождения темы в курсах смежных дисциплин, формируемые понятия, тип межпредметных связей и т.д.
  • Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по географии, биологии, английскому языку и другим дисциплинам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
  • Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.

Предлагаемая технология проведения интегрированных уроков предполагает серьезный процесс проектирования уроков и систематическиую работу учителей над подготовкой серии совместных уроков в соответствии с учебными планами дисциплин. Рекомендуется включать подобные уроки в рабочие программы учителей на текущий учебный год.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины.

С помощью предлагаемой технологии учитель имеет возможность использовать средства одного изучаемого  предмета для достижения практических целей в другом предмете.

В силу своей специфики и вызовов современности информатика проникает во все большие предметные области. В свою очередь любой другой предмет может потребовать наличия новых знаний и умений  в области ИКТ.

Учитель предметник предлагает контекст, в рамках которого учитель информатики ставит перед учащимися учебную задачу и вместе с учениками ищет пути решения на уроках информатики.

С учетом технического профиля ОУ умение использовать приобретенные таким образом знания особенно актуально, т.к. выпускники в подавляющем большинстве выбирают технические ВУЗы и компьютерные специальности.

Процесс подготовки к традиционному интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:

I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.

II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).

III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).

Предлагаемая методика предполагает подготовку и проведение серии уроков, интегрированных с информатикой в течение некоторого учебного периода.

Форма проведения подобных уроков может варьироваться, основой является метод проектов. На каждом интегрированном занятии учащийся готовит материал, оформленный с использованием различных информационных технгологий и продолжает вести разработку темы, используя новые технологии по мере их изучения.

Итогом подобной курсовой работы является формирование портфолио учащегося, в котором содержатся его самостоятельные разработки и исследования.

В процессе подготовки к предметному уроку учащимся предлагаются темы проектов, докладов, кратких выступлений, создание викторин-конкурсов, кроссвордов в качестве игровой формы проведения текущего или тематического контроля, а на уроках английского языка, также и на стадии введения семантизации и закрепления лексики.

. Форма и объем работы зависят от тематического контекста и целей, поставленных учителем на конкретное занятие.

Далее под руководством двух учителей учащиеся выполняют работу – учитель-предметник уделяет внимание содержанию работы, учитель информатики отслеживает правильность выбора технологии для преставления материала, соответствие работы требованиям, предъявляемым к правилам оформления.

При подготовке проектов, докладов учащиеся используют известные им по предыдущим урокам информатики технологии.

В ходе урока учитель информатики ставит задачу на занятие по информатике.

Следующее занятие по информатике посвящается изучению или закреплению соответствующей темы на примерах из конкретной предметной области.

  1. Технология проектирования бинарных уроков, интегрированных с предметом «Информатика» в лицее.

Хочу предложить вашему вниманию технологию проектирования  бинарных уроков, интегрированных с предметом «Информатика», которая используется в одном из физико-математических лицеев. Естественно для такого образовательного учреждения профильными являются математика, физика и информатика. Однако, учащиеся демонстрируют замечательные успехи и в области гуманитарных и естественных наук, результативно участвуют в олимпиадном движении, показывают отличные результаты на итоговой аттестации. Так только в 2016 году выпускник лицея получил 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, 2 ученика со 100-бальным результатом по информатике и 6 – по математике. Но главным достижением педагогического коллектива можно считать

учитель имеет возможность использовать средства одного изучаемого предмета для достижения практических целей в другом предмете.

В силу своей специфики и вызовов современности информатика проникает во все большие предметные области.

В свою очередь любой другой предмет может потребовать наличия новых знаний и умений в области ИКТ.

Учитель предметник предлагает контекст, в рамках которого учитель информатики ставит перед учащимися учебную задачу и вместе с учениками ищет пути решения на уроках информатики.

С учетом технического профиля лицея умение использовать приобретенные таким образом знания особенно актуально, т.к. выпускники физико-математического лицея в подавляющем большинстве выбирают технические ВУЗы и компьютерные специальности.

Основная идея предлагаемой методики заключается в следующем. Проектирование интегрированного урока начинается с анализа тематического планирования двух предметов. Выбирается тема, для изучения, закрепления или повторения которой целесообразно использование средств ИКТ с одной стороны, и возможность поставить проблему, требующую изучения нового материала по информатике, с другой.

В качестве примера можно привести бинарные интегрированные уроки, подготовленные и проведенные учителями лицея, биология-

информатика (1 час) информатика-биология (2 часа, лекция и практика), география-информатика (1 час) и информатика-география (2 часа, лекция и практика), конспекты которых приведенгы в приложениях к работе.

В процессе подготовки к предметному уроку учащимся предлагаются темы проектов, докладов, кратких выступлений, создание викторин-конкурсов, кроссвордов в качестве игровой формы проведения текущего или тематического контроля, а на уроках английского языка, также и на стадии введения семантизации и закрепления лексики.

Форма и объем работы зависят от тематического контекста и целей, поставленных учителем на конкретное занятие.

Далее под руководством двух учителей учащиеся выполняют работу – учитель-предметник уделяет внимание содержанию работы, учитель информатики отслеживает правильность выбора технологии для преставления материала, соответствие работы требованиям, предъявляемым к правилам оформления.

При подготовке проектов, докладов учащиеся используют известные им по предыдущим урокам информатики технологии.

В ходе урока учитель информатики ставит задачу на занятие по информатике.

Следующее занятие по информатике посвящается изучению или закреплению соответствующей темы на примерах из конкретной предметной области.

Результатом подобной работы могут являться ученические проекты в конкретной предметной области. Пример – игра-викторина по географии, построение индивидуальных биоритмов в электронных таблицах по биологии, автоматическая обработка результатов тестирования на обществознании.

        Рассмотрим пример разработки серии бинарных уроков «Английский язык и информатика», проведенных в физико-математическом лицее.  Английский язык является основным языком информатики, как при изучении, так и при использовании программного обеспечения, при дальнейшем обучении в профильных ВУЗах .

Поэтому в рамках предпрофильной подготовки учащихся интеграция уроков английского и информатики становится крайне актуальной задачей для школ технического профиля.

Учитывая высокую мотивацию большинства учащихся к изучению информатики, интеграция этого предмета становится основанием к мотивации к изучению и английского языка.

На уроках английского учащиеся решают следующие задачи, необходимые для проведения уроков информатики:

• Пополняют словарный запас

• Осваивают новую лексику

• Применяют полученные знания на уроках информатики.

На интегрированных уроках учащиеся получают начальные навыки технического перевода. Все это является необходимой помощью будущим студентам технических ВУЗов. В общем случае подобные навыки учащиеся могут получить во внеурочной деятельности – кружки, факультативы и т.д. Но в ОУ технического профиля решение поставленных задач вполне возможно и в рамках учебного процесса, именно за счет использования технологии интегрированных уроков.

На обоих уроках учителя и ИКТ, и английского языка готовят собственные презентации в соответствии с целями урока, в которые включаются проектные работы учащихся.

В приложении приведен пример бинарного урока, состоящего из двух частей.

Тема урока английского языка «Средства массовой информации, Интернет». Цели - формирование информационной грамотности учащихся, создание реалистического контекста для изучения иностранного языка, формирование умения применять полученные знания в аналогичных ситуациях, формирование деятельностного подхода в обучении. Урок рассчитан на 1 час.

Занятие по информатике рассчитано на два урока, включает лекционную часть, фронтальную работу с учащимися при повторении и закреплении материала, элементы подготовки к сдаче итоговой аттестации в тестовом формате по теме урока, выступления учащихся и практическую часть, предполагающую работу учащихся за компьютерами. Тема - «Компьютерные сети. Сервисы Интернет. Повторение. Язык HTML – пример создания HTML-документа». Результат – создание web-страницы на русском и английском языках. При разработке страниц ученики используют материалы, подготовленные их товарищами в виде индивидуальных творческих проектов - домашних работ, подготовленных к уроку.

Используются презентации учителей – материалы, разработанные при подготовке к урокам – примеры упражнений, с использованием анимации изображения в программе MS PowerPoint, гиперссылок в документах для организации фронтального опроса в игровой форме при повторении и закреплении материала.

Данная интеграция уроков английского и ИКТ является начальным этапом проведения серии уроков с последовательным освоением суммы знаний и приобретением практических навыков и компетенций. В дальнейшем планируется применять подобную технологию для

 • продолжения изучения языка HTML,

• создания текстовых документов и использования новых для учащихся возможностей,

• создания инструкций для пользователей

• обучения правилам оформления деловой и личной переписки

• создания словарей в виде буклетов, брошюр, веб-страниц,

• создания двуязычных сайтов.

  1. Программа по подготовке учителей к проведению интегрированных уроков

Для более полноценного использования метода проведения  бинарных интегрированных уроков в учебном процессе образовательных учреждений можно рекомендовать методистам проводить курсы повышения квалификации для учителй-предметников по «Методике подготовки интегрировнных уроков». Программа курсов должна учитывать специфику преподавания предметов в конкретном обоазовательном учреждении.

Приведу пример программы курсов для учителей информатики. Учебно-тематический план курсовой подготовки учителей по программе «Методика разработки цикла бинарных уроков, интегрированных с предметом информатика и ИКТ» предложен в Приложении 1.

Программа составляется с учетом современных требований к оцениванию знаний учащихся и должна обеспечить овладение слушателями современных методик организации планирования занятий, отработки, закрепления знаний и контроля результатов достижений учащихся.

Программа может состоять из нескольких разделов: ознакомление с современными педагогическими технологиями, новыми подходами к оцениванию результатов обучения, обеспечение психологической подготовки учителей к проведению интегрированных уроков, теоретические и технологические основы проведения интегрированных уроков.

В ходе реализации программы следует рассматреть следующие вопросы:

  • Технология проектирования уроков, интегрированных с предметом Информатика и ИКТ. Метод проектов.
  • Современные средства оценивания результатов обучения.
  • Практические навыки планирования курса интегрированных уроков
  • Обзор программных и технических средств ИКТ при проведении интегрированных уроков
  • Рекомендации по выявлению и организации работы с одаренными детьми на уроках, интегрированных с инфоматикой, способы индивидуализации занятий

В ходе реализации программы курса предполагается разработка:

  • методических рекомендаций по планированию интегрированного урока;
  • составление плана проведения цикла уроков, интегрированных с информатикой на текущий учебный год, в соответствии с рабочими программами,
  • творческих заданий и дидактических материалов к инртагрированным урокам по отдельным темам курса;
  • методической разработки интегрированного занятия.

Отличие данного образовательного курса от известных программ состоит в том, что в ходе занятий слушатели получают практические рекомендации по организации занятий с группами учащихся, составлению учебных программ курсовых занятий с учетом специфики преподавания курса информатики в различных школах, получают практические навыки по разработке серии интегрированных уроков.

Подобный курс может быть встроен в систему повышения квалификации учителя информатики в рамках накопительной системы.

  1. Заключение

Внедрение разноуровневой интеграции в педагогическую практику убеждает в том, что сами идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны, поскольку:

  1. знания, полученные на интегрированных уроках, приобретают системность, становятся обобщёнными, комплексными,
  2. усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности,
  3. активизируется процесс самообразования и расширения кругозора учителей.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через  него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

        Проведение интегрированных и межпредметных уроков несомненно является одним из эффективных инструментов внедрения новых образоватлеьных стандартов.

Приложение 1. Учебно-тематический план курсовой подготовки учителей по программе «Методика разработки цикла бинарных уроков, интегрированных с предметом Информатика и ИКТ»


п/п

Наименования разделов и тем

Коли
чество
часов

Из
них
лекции

Из
них
практ
ики

Форма обучения

1.

Технология проектирования уроков, интегрированных с предметом Информатика и ИКТ. Метод проектов.

2

1

1

Лекционно- семинарское занятие,
презентация

2

Современные средства оценивания результатов обучения.

Составление плана интегрированного урока

2

1

1

Лекционно- семинарское занятие,
презентация, практическая работа

3

Методические аспекты подготовки и проведения занятий.

Использование средств ИКТ при подготовке к интегрированному уроку

2

1

1

Лекция,
презентация, обсуждение в форме «круглый стол»

4

Разработка мультимедийной презентации учителя

2

1

1

Семинар - практикум

5

Дистанционные технологии как средство индивидуализации занятий

1

1

Вебинар

6

Выполнение творческой работы

1

1

Семинар-консультация, дистанционные консультации

7

Выполнение и защита творческой работы по разработке дидактических материалов или методической разработки проведения интегрированного занятия.

3

3

Самостоятельная работа,
подготовка творческих работ.

8

Зачет

1

1

Итого

14

5

9

Список использованной литературы.

  1.   Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г). - М.: «Просвещение», 2011 год
  3. Математические основы информатики. Учебное пособие.  Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. М.: Бином, 2007. - 328 с
  4. Математические основы информатики. Методическое пособие.  Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. М.: Бином, 2007. - 312 с
  5. Методика праподавания информатики.  Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. М.: Academia, 2005 – 624 с
  6. ИНФОРМАТИКА. Теория и практика. Учебное пособие. В.А.Острейковский, И.В. Полякова. — М.: Издательст во Оникс, 2008.— 608 с.
  7. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова – М., Бином, 2010
  8. Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие/ И.Г. Семакин - М., Бином, 2004
  9. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1/ И.Г. Семакин- М., Бином, 2010
  10. Учебник по информатике за 9 класс : Семакин И.Г. авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., – М., Бином, 2010
  11. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации//Интернет-журнал «Эйдос». – 2011. - №4 – 25 апреля. http://eidos.ru/journal/2011/1130-09.htm 
  12. Башева Е.И. Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.
  13. Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm  
  14. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М. 2008  
  15. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 448 стр.
  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
  17. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

Электронные ресурсы

  1. http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm 
  2. Технология интегрированных уроков «информатика+», Унская Т. Ю., http://tamau.ucoz.ru/publ/tekhnologija_integrirovannykh_urokov_informatika_tekhnologija_integrirovannykh_urokov_informatika/1-1-0-3 
  3. Интегрированное обученгие. Педаггогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков., Мартынова М.В., http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199 
  4.  https://infourok.ru/material.html?mid=108751 
  5. http://festival.1september.ru/articles/612472/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии и информатики"Исследование комплексного меню завтрака(ужина)"

Обобщающий урок по блоку:"Технология оработки пищевых продуктов.Электронные таблицы(бфзовый курс"...

Интегрированный урок технология и ИЗО

ИЗГОТОВЛЕНИЕ      И      РОСПИСЬ        ДЕКОРАТИВНОГО  ПАННО  (6 Б класс).ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ ТЕ...

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".

Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СО...

Методика интегрированного урока технологии

Методика интегрированного урока технологии...

Интегрированный урок технологии и английского языка в 5 классе Тема урока: «Сервировка стола к завтраку. Правила этикета»

Цели урока:Образовательные: обобщение знаний обучающихся по приготовлению блюд для завтрака; организация деятельности обучающихся по приобретению умений сервировать стол; расширение активного словаря ...