Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме
Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СОШ № 4" п.Черемшанка, г.Верхнего Уфалея Челябинской области). Материал содержит конспект интегрированного урока с применением элементов кейс-технологии, а также дополнительные материалы к уроку. Видеофайл (мультфильм из серии "Аркадий Паровозов спешит на помощь") велик по объёму для загрузки, его можно скачать в интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keysy.docx | 576.49 КБ |
otkrytyy_urok_obzh-tekhn.2014.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Порез или рана - это нарушение целостности кожного покрова или слизистой оболочки. При глубоких порезах повреждаются мышцы, сосуды, кости, иногда даже внутренние органы.
Правила безопасного труда при работе с ножом:
- не работать с ножом в направлении к своему телу;
- крепко держать рукоятку ножа;
- использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
- следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
- не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
- не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
- не пытаться поймать падающий нож;
- не использовать кухонный нож не по назначению;
- мыть нож после каждого применения.
Первая помощь при ссадинах и небольших порезах:
1.Промойте рану струей воды (лучше кипяченой).
2.Затем промойте 3%-ным раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой. (Этот раствор, попадая на рану, выделяет атомарный кислород, губительный для всех микробов).
3.(Если нет перекиси водорода, можно воспользоваться марганцово-кислым калием) Смажьте кожу вокруг раны йодом или слабым раствором марганцовки,
4.Наложите стерильную повязку.
Кровотечение.
Большинство ран кровоточит первые несколько минут, и это хорошо, потому что кровь смывает часть попавших внутрь бактерий. Следует принимать меры только против сильного или непрекращающегося кровотечения. Кровотечение из сосудов ноги или руки останавливается быстрее, если поднять их вверх. Положите ребенка и подложите под кровоточащую конечность одну или две подушки. Если ребенок порезался относительно чистым предметом (например, ножом) и льется кровь, не промывайте рану внутри. Осторожно обмойте ее вокруг пореза (мылом и чистой водой или мылом и перекисью водорода с помощью ватного тампона). Если в порезе осталась грязь, промойте его внутри.
Забинтовывая кровоточащий порез, положите на него несколько марлевых квадратиков (или сложенных кусков хлопчатобумажной материи), чтобы получилась толстая прокладка. После того как вы обернете вокруг раны пластырь (но не туго) или бинт, кровотечение скорее всего прекратится из-за давления на порез.
Технологическая карта (пирог «Шарлотка»)
Наименование продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Яблоки | 4-5 шт. | 1.Помыть и почистить яблоки, удаляя сердцевину. 2.Нарезать их кубиками. 3.Помыть яйца. 4.Взбить яйца с 1,5 стак. сахара. 5.Погасить соду уксусом, перемешать с яйцами. 6.Добавить муку в яйца, всё перемешать до однородной консистенции. 7.Застелить бумагой противень, промаслив её. 8.Выложить кусочки яблок в противень. 9.Залить яблоки тестом. 10.Выпекать при t 180-200° 30-40 мин. до готовности. | 1.Кофемолка. 2.Блендер. 3.Электроплита. 4.Ножи. 5.Ложки. 6.Доска разделочная. 7.Глубокий противень. |
Яйца | 6 шт. | ||
Сахар | 2 стакана | ||
Сода | 0,5 чайн.лож. | ||
Уксус | 0,5 чайн.лож. | ||
Мука | 1,5 стакана |
Технологическая карта (пирог «Шарлотка»)
Наименование продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Яблоки | 4-5 шт. | 1.Помыть и почистить яблоки, удаляя сердцевину. 2.Нарезать их кубиками. 3.Помыть яйца. 4.Взбить яйца с 1,5 стак. сахара. 5.Погасить соду уксусом, перемешать с яйцами. 6.Добавить муку в яйца, всё перемешать до однородной консистенции. 7.Застелить бумагой противень, промаслив её. 8.Выложить кусочки яблок в противень. 9.Залить яблоки тестом. 10.Выпекать при t 180-200° 30-40 мин. до готовности. | 1.Кофемолка. 2.Блендер. 3.Электроплита. 4.Ножи. 5.Ложки. 6.Доска разделочная. 7.Глубокий противень. |
Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.
Различают четыре степени термического ожога.
- Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.
- Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.
- При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.
Правила безопасности:
- Снимая горячую посуду с плиты, ставьте её на подставку
- Снимая крышку с горячей посуды, поднимайте её от себя.
- Снимая горячую посуду с плиты, пользуйтесь прихватками.
Первая помощь при термических ожогах:
1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).
2. Снять при необходимости одежду и обувь с поражённого участка.
3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.
4. Наложить сухую стерильную повязку.
5. Дать обильное питье.
В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.
Химические ожоги – ожоги, возникающие в результате воздействия на кожу или слизистые оболочки химически активных веществ: кислот, щелочей или солей тяжелых металлов. Пары уксусной кислоты раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Опасными считаются растворы, в которых концентрация кислоты превышает 30 %.
Правила безопасности:
- Работать с уксусной кислотой ВДАЛИ ОТ ОГНЯ!
- При использовании уксусной кислоты соблюдать аккуратность
- Хранить уксусную кислоту в стеклянной таре
- Ни в коем случае не принимать внутрь!
Первая медицинская помощь при химических ожогах:
1.Нельзя смывать вещество, вызвавшее ожог, тканью, салфеткой или тампоном, так как существует риск втереть его в кожу и усугубить ожог.
2.Ожоги кислотой нейтрализуются щелочными растворами, ожоги щелочью — кислотными. Поэтому при ожогах кислотой (кроме плавиковой) кожу нужно промыть мыльной водой или наложить примочку (повязку) с раствором пищевой соды (1 ч. л. на 1 ст. воды).
3.При химических ожогах глаз или полости рта брызгами или парами химических веществ следует поступать следующим образом.
- При ожоге кислотой пораженные места промывают большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды (1/2 ч. л. на 1 ст. воды).
- При ожоге щелочью пораженные места также обильно промывают водой, а затем раствором борной кислоты (1/2 ч. л. на 1 ст. воды).
Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьёзных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.
Необходимо помнить об опасности воды, которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.
Правила безопасности при работе с электроприборами:
1.Не оставлять включёнными в электросеть приборы без присмотра.
2.Перед началом работы проверить исправность кабеля (шнура), штепселя (вилки), розетки.
3.Проверить наличие диэлектрического коврика на полу перед плитой.
4.Включать и выключать электроприборы сухими руками.
Оказание первой медицинской помощи
при поражении электрическим током:
- Отключить электроэнергию;
- Оказать помощь пострадавшему;
- Вызвать врача.
Действия:
1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.
2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:
- встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.
3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.
4.Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Уложите его и вызовите скорую помощь.
5.Если человек серьёзно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.
Задание для 1 группы
- Ознакомьтесь с технологической картой приготовления пирога «Шарлотка» и назовите травмы, которые можно получить при операции № 4 и № 10.
- Продемонстрируйте и объясните правильные и безопасные действия при работе с электроплитой и блендером.
Задание для 2 группы
- Ознакомьтесь с технологической картой приготовления пирога «Шарлотка» и назовите травмы, которые можно получить при выполнении операции № 1 и № 2.
- Выберите из предложенных средства, необходимые для оказания первой медицинской помощи при порезах.
Задание для 3 группы
- Ознакомьтесь с технологической картой приготовления пирога «Шарлотка» и назовите травмы, которые можно получить при выполнении операции № 5.
- Выберите из предложенных средства, необходимые для оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге (уксусной кислотой).
- Стерильный бинт
- Йод
- Перекись водорода
- Вата
- Хлоргексидин
- Жгут
- Мыло
- Сода
- Бинт
- Зелёнка
- Йод
- Вата
- Перекись водорода
Карта самооценки
№ п/п | Критерии оценивания | «3» | «4» | «5» |
1 | Освоение нового материала в своей группе | |||
2 | Освоение материала других групп | |||
3 | Ответы на вопрос | |||
4 | Выполнение практического задания |
Карта самооценки
№ п/п | Критерии оценивания | «3» | «4» | «5» |
1 | Освоение нового материала в своей группе | |||
2 | Освоение материала других групп | |||
3 | Ответы на вопрос | |||
4 | Выполнение практического задания |
Карта самооценки
№ п/п | Критерии оценивания | «3» | «4» | «5» |
1 | Освоение нового материала в своей группе | |||
2 | Освоение материала других групп | |||
3 | Ответы на вопрос | |||
4 | Выполнение практического задания |
Карта самооценки
№ п/п | Критерии оценивания | «3» | «4» | «5» |
1 | Освоение нового материала в своей группе | |||
2 | Освоение материала других групп | |||
3 | Ответы на вопрос | |||
4 | Выполнение практического задания |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок технологии-ОБЖ
Тема: Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка».
Цели:
- Учиться самостоятельно извлекать информацию, выявлять ключевые проблемы, отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, формулировать алгоритм действий.
- Развивать навыки анализа и критического мышления, соединения теории и практики, представления результатов принимаемых решений; коммуникативные и рефлексивные навыки.
- Воспитывать осознанное отношение к проблеме здоровьесбережения, к собственному здоровью; ответственность за принятие решений; культуру взаимоотношений при работе в парах.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук.
- Экран.
- Электроплита.
- Блендер.
- Кейсы (обучающий мультимедийный, печатный обучающий, печатный практический).
- Йод.
- Раствор зелени бриллиантовой.
- Фукорцин.
- Хлоргексидин.
- Мыло.
- Сода пищевая.
- Бинты.
- Вата.
- Жгут.
Технологии урока:
- Кейс-технологии.
- Здоровьесберегающие.
- Проблемное обучение.
ХОД:
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время | Планируемые результаты | |
Предметные и метапредметные | УУД | |||||
Организационный момент | Дети разделены на 3 группы по 2-3 человека.
Т.В.: Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! А.П.: Начнём наш урок с небольшого пожелания! Т.В.: Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно! |
| 1 мин. |
| Личностные | |
Целеполагание, мотивация Мультимедийный обучающий кейс | ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Аркадий Паровозов спешит на помощь» (8 серия «Газ»). | А.П.: Предлагаем вашему вниманию мультфильм. Т.В.: Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. | ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА | 2,5 мин. |
| Личностные, регулятивные |
Изучение нового материала Печатный обучающий кейс |
| А.П.: Как вы думаете, какие вопросы мы сегодня затронем на уроке? - Где происходит действие мультфильма (НА КУХНЕ) - Что собирались сделать дети? (ИСПЕЧЬ ПИРОГ) - Чего не знали дети? (ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ГАЗОМ) - Итак, тема нашего урока – «Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка». Перед вами лежит теоретический материал, вы должны изучить его, чтобы затем применить свои знания на практике. На это вам отводится 7 минут. Если что-то непонятно, поднимите руку. |
РАБОТА С КЕЙСАМИ | 4 мин. 7 мин. |
Применение общенаучных знаний. | Регулятивные, познавательные |
Актуализация знаний Печатный практический кейс |
| Т.В.: Итак, нам предстоит испечь пирог «Шарлотка». Но не всё так просто. Чтобы быть готовыми к любым непредвиденным ситуациям, вы получите следующие карточки – уже с практическими заданиями, с описанием ситуаций и вопросами, которые помогут вам найти правильное решение в определённой ситуации. На подготовку вам также даётся 7 минут. Для работы 2 и 3 группы подходят к этим столам. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 7 мин. | Владение алгоритмами и методами решения задач. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | Познавательные, коммуникативные, личностные |
Презентация результатов |
| А.П.: Мы с вами подошли к решающему моменту сегодня – каждая группа представляет нам результаты своей работы: отвечайте на вопрос, затем описывайте ситуацию и объясняйте найденное вами решение. Пожалуйста, слово докладчику 1 группы…. Сейчас слово представителю 2 группы… Ну и выступление 3 группы… | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДЧИКАМИ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ РАБОТЫ | 15 мин. | Отражение в устной форме результатов своей деятельности | Коммуникативные |
Рефлексия |
| Т.В.: Спасибо за работу. Сейчас заключительный момент нашего урока: оцените результаты своей работы по картам самооценки. Поднимите руки те, кто поставил себе «5». Поднимите руки те, кто оценил свою работу на «4». Кто поставил себе «3»? | САМООЦЕНКА | 3,5 мин. | Оценивание своей познавательной деятельности по принятым требованиям и принципам | Регулятивные, личностные |
Тип урока – урок формирования и усвоения новых знаний. Урок характеризуется межпредметной интеграцией достаточной степени. Образовательный процесс организован на основе интеграции содержания изучаемого материала – вопросам соблюдения техники безопасности, здоровьесбережения на уроках технологии должно уделяться значительное внимание.
Тема выбрана в соответствии с изучаемым программным материалом курса ОБЖ и технологии в 6 классе и имеет непосредственную связь с жизнью и практикой. Следующий за этим урок технологии по данной теме предполагает практическую часть: непосредственно работу по технологической карте приготовления пирога «Шарлотка».
Структура урока содержит следующие этапы: организационный, целеполагания и мотивации, изучения нового и актуализации изученного, представления результатов освоения новых знаний и рефлексии.
Тема и цель урока сформулированы учащимися, учитель подвёл к осознанию темы.
При знакомстве с новым материалом и актуализации полученных знаний использован индивидуальный и групповой метод соответственно (дети работали индивидуально с новой информацией и затем - в парах применяли полученные знания на практике, осуществляя учебные действия по намеченному плану).
Обучение детей целеполаганию велось посредством введения проблемной ситуации с использованием ИКТ.
С целью повышения результативности урока особое внимание уделено мотивации учащихся. Организационный момент носил мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока. Предложенный детям мультфильм показал им значимость того материала, который им предстояло изучить. Далее на этапе актуализации знаний предпочтение было отдано моделированию вполне жизненных ситуаций: нужно было попытаться самим предусмотреть возможные травмоопасные моменты при выполнении конкретной работы – приготовления пирога. Все задания соответствовали сюжетной линии урока, ставили учащихся в ситуацию успеха, так как соответствовали по уровню сложности.
Этап рефлексии на уроке предполагал формирование умения адекватно и позитивно анализировать свою деятельность на уроке.
На уроке использовались элементы кейс-технологии, проблемного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.
Представленные на уроке технологии рассчитаны для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не только на освоение знаний, но и на формирование у учащихся новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами, научиться работать с информацией. Ситуационные задачи были связаны с проблемами настоящего и будущего времени. Учащиеся получили возможность соотнести теорию с настоящей жизнью.
На уроке использованы так называемые МИНИ-КЕЙСЫ первой степени сложности, предполагающие наличие практической ситуации и способов её решения и предназначенные для разбора в классе в рамках одного урока. Цели урока в целом достигнуты. Материал усвоен. Результаты самооценки показали, что учащиеся готовы применить полученные знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Урок технологии в 8 классе "Элементная база. Правила безопасной работы с электрооборудованием".
На уроке предполагается работа обучающихся с электронным конструктором "Знаток"...
Анализ урока ОБЖ в 5 классе по теме «Правила безопасного поведения в доме».
Анализ урока ОБЖ в 5 классе по теме «Правила безопасного поведения в доме».Данный урок из серии уроков "Безопасность человека".Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний...
КОНСПЕКТ урока обществознания в 9 классе по теме ПРАВО.ОТРАСЛИ ПРАВА
Конспек урока-практикума по теме "Право. Отрасли права" содержит задания для подготовки в итоговой аттестации по обществознанию....
Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе на тему "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера". Задания
Презентация предназначена для повторения темы "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера" на уроках ОБЖ в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями...
Открытый урок в 5 а классе на тему «Правила безопасного поведения при пожарах»
Тип урока - интегрированный урок ОБЖ и информатики с применением современных компьютерных технологий. Вид урока – комбинированный. Технология – личностно – ориентированная.Посмотреть видеоурок можно п...
Презентация к уроку технологии в 5 классе "Кухонная и столовая посуда. Санитария и гигиена при приготовлении пищи"
Презентация к уроку технологии в 5 классе "Кухонная и столовая посуда. Санитария и гигиена при приготовлении пищи"...