Конспект открытого урока по информатике для учащихся МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района Московской области
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Самохина Марина Владимировна

Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программирования Паскаль с помощью оператора If…then…else.  Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач.
  2. Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
  3. Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по информатике для учащихся

МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района

Московской области

Урок: «Условный оператор языка Pascal»

Длительность урока: 45 минут 

Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программирования Паскаль с помощью оператора If…then…else.  Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач.
  2. Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
  3. Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

Задачи:

  1. систематизация знаний по теме «Условный оператор»;
  2. выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal;
  3. выработка умений применять схемы ветвления при решении задач на других предметах и в жизни.

Тип урока: закрепление пройденного и изучение нового материала, первичного закрепления знаний.

Класс: 9 «А».

Дидактические материалы:

  • Тестирование;
  • Карточки с заданием;
  • Презентация;
  • План работы учащихся.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска.

Программное обеспечение: презентация к уроку, программа Pascal.

Наглядное пособие: слайд- шоу.

План урока:

  1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3мин.( 2 слайд)
  2. Закрепления пройденного материала (тестирование, задание № 1, задание №2 )- 3-5 мин.( 3,4 слайд);
  3. Физминутка- 2 мин.;
  4. Изучение нового материала:
  • Операторы языка Паскаль – 3мин.(7 слайд)
  • Структура программы - (8 слайд)
  • Условные операторы-2 мин.(9 слайд)
  • Ветвление – 3 мин. 10 слайд)
  • Объяснение и решение задачи №1,задачи №2 с условным оператором- 10мин. (11-12 слайд);
  1. Закрепление нового пройденного материала (анализ задачи №1, задачи №2) – 3 мин. (13 слайд);
  2. Практическая работа на языке Паскаль (задачи №3).- 7-10 мин.(14 слайд) ;
  3. Физминутка(тренажер дл глаз) – 1мин;
  4. Подведение итогов урока -3 мин.(16 слайд);
  5. Домашнее задание/ выставление оценок - 4 мин.(17 слайд);
  6. Рефлексия -1 мин. (20 слайд).

Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 мин. (2 слайд)

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем интересный урок. Закрепления пройденного материала в виде тестирования и изучения нового материала, а так же закрепления нового материала практической работы в программе Паскаль.  В конце урока я Вам выставлю  оценку за тестирование9закрепление пройденного материала и балл за выполнения  практической части, который будет учитываться на следующий урок практической части. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок. Во время урока все новые определения Вы будете вписывать в опорные конспекты.

  1. Закрепления пройденного материала- 3-5 мин. (3,4 слайд)

Ученикам раздаются карточки с заданием, вопросы к мине-игре «Итог».

Задание №1. Найди соответствие. ( 3 слайд)

Задание №2.Выберите правильный вариант ответа. (4 слайд)

  1.        Физминутка – 2 мин.
  2.        Изучение нового материала- 10 мин. (7-11 слайд)
  1. Операторы. (7 слайд)

              Операторы языка Паскаль

  1. Структура программы (8 слайд)
  2. Условные операторы(схема) (9 слайд)
  3. Ветвеление. (10 слайд)

Вступительное слово учителя: Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. 
         Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)  
        К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь 
 условия, которые изменяют алгоритм. 
         Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром, собираясь в школу, мы обязательно посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с собой зонт… (Ребята продолжают приводить примеры). Такие условия  встречаются в нашей жизни довольно часто.
        Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
       Таким образом, появляется новый вид алгоритма.( слайд 8)
– Как бы вы его назвали? 
(Разветвляющимся или «развилкой»).
– Попробуйте дать ему определение. 
(Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?  
(Полная и неполная форма ветвления).

Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.

Полная

Неполная

Если условие то действие 1 иначе действие 2

Если условие то действие 1

if условие then действие 1 else действие 2

if условие then действие 1

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.

Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

  1. Объяснения решения программы (11-12 слайд)

Задача №1

Формулировка. Даны два числа. Вывести на экран то из них, которое больше.

КОД:

Program MaxOfTWo;

Var a,b:integer;

Begin

readln(a,b)

if a>b then begin

writeln(a)

end

else begin

writeln(b)

end

End.

При таком оформлении хорошо видно, какой код выполняется при истинности условия, а какой – при его ложности.

Задача №2. Решить квадратное уравнение. 

Формулировка. Даны вещественные числа a, b и c, причем a отлично от 0. Решить квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 или сообщить о том, что действительных решений нет.

Основной алгоритм можно проиллюстрировать следующей блок-схемой:

http://el-prog.narod.ru/pascal12_4.png

Код:

program QuadraticEquation;

Var: a, b, c, d, x1, x2: real;

begin

  readln(a, b, c);

  d := b * b - 4 * a * c;

  if d >= 0 then begin

    if d <> 0 then begin

    x1 := (-b + sqrt(d)) / 2 * a;

      x2 := (-b - sqrt(d)) / 2 * a;

      writeln('x1 = ', x1:4:2, ', x2 = ', x2:4:2)

    end

    else begin

      x1 := -(b / 2 * a);

      writeln('x = ', x1:4:2)

    end

  end

  else begin

    writeln('No real solutions!');

  end

end.

  1. Закрепление нового пройденного материала (Анализ задачи№1,задачи №2) – 3 мин.(11 слайд)

Слово учителя: Ребята сейчас мы с вами проанализируем задачу, и после чего вы самостоятельная практически закрепите пройденный материал.

  1. Практическая работа на языке Паскаль (задачи №3).- 7-10 мин.(14 слайд)

Слово учителя: Я раздаю вам материал для помощи решения задачи.

Задача 3/ Вывести на экран наибольшее из трех чисел

Формулировка. Даны три числа. Вывести на экран то из них, которое больше.

Сам механизм выбора в виде условного оператора с вложенными в него двумя другими условными операторами можно легко пояснить следующей блок-схемой:

http://el-prog.narod.ru/pascal7.png

Код.:

program MaxOfThree;

Var a, b, c: integer; 

begin

  readln(a, b, c);

  if a > b then begin

    if a > c then begin

      writeln(a)

    end

    else begin

      writeln(c)

    end

  end

  else begin

    if b > c then begin

      writeln(b)

    end

    else begin

      writeln(c)

    end

  end

end.

  1. Физминутка (тренажер для глаз)- 1 мин.
  2. Подведение итогов- 3 мин. (16 слайд)

Вопросы:

  1. Что вам запомнилось?
  2. Довольны ли вы результатами?
  3. Что вам удалось сделать на уроке?
  4. Какие у вас были трудности при выполнении задания?
  5. Как вы с ними справлялись?
  6. Были ли вы успешны во время урока?
  1. Домашнее задание/ выставление оценок -6 мин. (18 слайд);
  2. Рефлексия (конверты со смайликами)- 1 мин.(20 слайд).

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Инструктаж по домашнему задани

Самоанализ урока «Условный оператор языка Паскаль» в 9 классе

Дата проведения:  24.12.2016 г.

Тема урока: «Условный оператор языка Паскаль»

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программирования Паскаль с помощью оператора If…then…else.  Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач.
  2. Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
  3. Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; готовность и способность к саморазвитию; способность ставить цели и планировать учебную и познавательную деятельность; бережное отношение к собственному здоровью; уважение правил ТБ и ОТ; бережное отношение к школьному оборудованию.

Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить логические действия, работа с учебными информационными моделями.

Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: - формирование умения определять проблему, умение ставить цель своей деятельности; контроль и коррекция своей деятельности для достижения результата; - оценивание своей деятельности и ее эффективности; самостоятельность.

Ресурсы: Компьютер, графопроектор, MS Office, Pascal_ABC, учебник «Информатика. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина»

Тип урока: Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: практическая работа.

Методы: Тестирование, беседа, постановка проблемы, объяснение, самостоятельная практическая работа.

Урок по теме «Условные операторы языка Паскаль» является уроком закрепления и расширения нового знания в разделе «Информация и информационные процессы». Урок построен с учетом современных требований Государственного образовательного стандарта и СанПиНа.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован на каждом этапе занятия (самостоятельная постановка цели урока, выявление проблемы, подбор средств решения задачи для разрешения проблемы, практическая реализация решения на ПК).

Структура урока соответствует структуре урока комплексного применения знаний и умений. На первом этапе (Орг. момент) происходит знакомство с общим планом урока и запись домашнего задания (введение интриги в урок). На втором этапе Актуализации знаний проводится тестирование с целью повторить и проконтролировать усвоение знаний предыдущего урока.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Таким импульсом послужила задача, основанная на факте из повседневной жизни. (Третий этап Новый материал.) Начиная с этого момента, обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими (Этап 4 Практическая часть.). В заключении 4 этапа потребовалось напомнить обучающимся о необходимости проведения зарядки для глаз. В целом нормы СанПиН по времени, проведенном за компьютером обучающимися, были выдержаны и не превысили 20 мин.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха (возможность дописать оформление практической работы в домашних условиях благотворно повлияла на медлительных обучающихся), что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Успешности проведения урока способствовал совместный (обучающиеся и учитель) поиск разрешения проблемы, подкрепленный демократическим стилем ведения урока со стороны учителя.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока был выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

В целом можно считать цель урока достигнутой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по информатике.

Конспект открытого урока по информатике....

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему "Оформление реферата"

Цели изадачи:Образовательная – научить обучающихся грамотному оформлению рефератов, проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Обработка текстовой информации», разработать проект на ...

Конспект открытого урока по информатике на тему "Глобальная сеть Интернет"

Тема:  Всемирная глобальная сеть Интернет Цели:Образовательная – познакомит учащихся с понятием «Интернет», IP-адресом;Развивающая – развитие у школьников навыков самостоятельной работы в Ин...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

Конспекты открытых уроков по информатике

Конспект урока 6 класс "Интернет. Поиск информации"Конспект урока 10 класс "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"Коспект урока 8 класс "Работа с таблицами.Редактор формул"...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...