Конспекты открытых уроков по информатике
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Сулейманова Олеся Хайдеровна

Конспект урока 6 класс "Интернет. Поиск информации"

Конспект урока 10 класс "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Коспект урока 8 класс "Работа с таблицами.Редактор формул"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по информатике

Класс:  6  «А»

Учитель: Сулейманова Олеся Хайдеровна

Тема: "Интернет. Поиск информации"

Дата: 14.03.2014

Учебно-методическое обеспечение: Л.Л.Босова Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова.– 5-е изд.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 – 208 с.:ил.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс, мультимедийный проектор, наглядная презентация.

Время реализации урока: 40 мин.

Цели урока:

  • Формирование представлений, ознакомление с новыми сведениями;
  • Формирование у учащихся самостоятельности, сообразительности, произвольности внимания (переключение, распределение, устойчивость, сосредоточение, объем);
  • Развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
  • Повышение интереса учащихся к предмету;
  • Формирование компьютерных пользовательских навыков.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер», «Образец поиска»;
  • обеспечить усвоение таких основных понятий, как «Компьютерная сеть Интернет», «Поисковая система»;
  • совершенствовать знания учащихся об информационной деятельности человека;
  • продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере;
  • продолжить знакомство с текстовым редактором Word.
  • Воспитательные:
  • формировать представление об информационной деятельности человека и информационной этике;
  • формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
  • Развивающие:
  • развивать внимание учащихся;
  • развивать память учащихся;
  • развивать творческие способности;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.

Основные понятия и термины урока: поисковая система, Интернет, браузер, запрос

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная практическая работа


План урока:

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Педагогические приемы

1.Организационный момент

Приветствует учащихся и гостей, объявляет тему урока, настраивает учащихся на успех.

Слушает учителя и внутренне настраивается на работу

2. Подготовка к освоению нового материала

Сообщает тему урока. Сообщает цель урока. Ставит перед учащимися задачи.

Беседа

3. Объяснение нового материала:

  • беседа с использованием проектора
  • фронтальная работа
  • работа с использованием учебника

Объясняет новый материал

Слушают объяснение

Просматривают слайды презентации

Читают стр.194, стр.196 учебника

Беседа

Фронтальная работа

Актуализация изученных знаний

4. Закрепление нового материала:

  • индивидуальная работа учащихся на ПК

Сообщает задание

Объясняет порядок выполнения

Объясняет технологию выполнения задания

Направляет учащихся (сначала)

Промежуточный контроль деятельности учащихся

Слушают задание

Приступают к выполнению задания

Сохраняют выполненное задание в своей папке на компьютере

Фронтальная практическая работа

5. Заключительный контроль

Визуальная проверка работ, выполненных учащимися

Просматривает все работы

Итоговый контроль деятельности учащихся

6. Подведение итогов урока

Дает характеристику работ учащихся

Анализирует урок (достижение цели и выполнение задач)

Делает выводы

Слушают рецензии на свою работу

Отвечают на вопросы

Беседа

7. Рефлексия

Задает вопросы учащимся

Благодарит учащихся за внимание и работу

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, представление гостей, объявление темы урока, настрой на успех.

II. Подготовка к освоению нового материала

Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: научить учащихся использовать ресурсы Интернет в своей деятельности. Научиться выполнять поиск информации для ее использования в своей деятельности (слайд 1).

III. Изложение нового материала

У: Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с использованием компьютерной сети Интернет.

На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи (слайд 2).

Поисковая система – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

На сегодняшний день существует немало поисковых систем. Приведем примеры наиболее распространенных (слайд 3).

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем. Мы более подробно остановимся на одной из них – это Google.. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Google.ru и нажать клавишу .Браузер (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Google. (слайд 4).

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска). Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Google. Поисковая система Google показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.(слайд 5)

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички.

На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова» (слайд 6)

Если нужно найти информацию по какой-либо теме, выраженной одним словом, запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск).

При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной.

Решение проблемы: Попробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов» (слайд 7)

Если в запросе вводить несколько слов, поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга.

Если найдено мало ссылок, возможно вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам (слайд 8).

Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать».

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню выберете команду «Вставить» (слайд 9).

Выделим главное:

  1. На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации.
  2. В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.
  3. Поисковая машина – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.
  4. Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска).
  5. Результат поиска информации (текст, изображение) можно копировать в собственный документ.

Часто бывает, что собственный документ может быть представлен в виде таблицы. Алгоритм создания таблиц. Учебник стр. 194–197.

Прочитать пункт Создание таблицы и пункт Вставка дополнительных строк в таблицу (слайд 10).

Теперь переходим к практической деятельности. Для того чтобы было проще работать на экране будет размещен слайд с алгоритмом действий.

Алгоритм работы:

  1. Открыть браузер Internet Explorer
  2. Нажать кнопку домой и проверьте, что в строке адреса записан адрес поисковой системы www.google.ru
  3. Выбрать тип искомого документа, щелкнув по ссылке над полем запроса (Веб, картинки, группы, каталог)
  4. Ввести в поле запроса в центре экрана ключевые слова, нажать кнопку Поиск
  5. Поисковой машине потребуется некоторое время, чтобы сформировать результат и вы увидите список, каждая запись которого является гиперссылкой на другой сайт
  6. Проанализируйте предлагаемый список рисунков и щелкните правой кнопкой мыши на подходящем рисунке. Выберите из контекстного меню команду «копировать».
  7. Если информационный ресурс заинтересовал, можно щелкнуть по гиперссылке, чтобы рассмотреть его подробнее
  8. Возвратиться на страницу со списком, можно нажав кнопку Назад.

Формулировка практического задания.

IV. Закрепление нового материала

Индивидуальная работа учащихся на ПК.

V. Заключительный контроль

Учитель прерывает работу учащихся и визуально оценивает достижения учащихся.

Учащиеся сохраняют свою работу в личной папке на диске C (лучшие работы сохранить на сервере).

VI. Подведение итогов

– Чем мы сегодня занимались? Чему научились?

VII. Рефлексия

– Что на уроке запомнилось больше всего?

– Какое задание вызвало затруднение?

– Сегодня я узнал…

– Сегодня я понял…




Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатики

Класс: 10

Тема. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Антивирусная профилактика компьютера.

Задачи:

Обучающая – дать представление о видах существующих вирусов, путях их распространения, мерах предосторожности при работе с чужими файлами, научить пользоваться современной антивирусной программой AVP для проверки и сохранения файловой структуры компьютера.

Воспитательная – привить отрицательное отношение к людям, создающим программы-вирусы, следить за состоянием своей файловой системы и проверять дискеты при переносе с одного компьютера на другой, следить за обновлением антивирусной базы и созданием новых более мощных антивирусных программ.

План урока

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке материала. Беседа.
  2. Тестирование знаний по теме «Программное обеспечение компьютера».
  3. Объяснение нового материала.
  4. Знакомство с антивирусной программой AVP
  5. Проверка собственной дискеты на наличие вирусов.
  6. Познакомиться с дополнительным материалом.
  7. Протестировать себя на понимание темы по электронному учебнику.

Ход урока

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке материала. Беседа. (8 минут)

Вопросы для повторения:

  1. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
  2. Какие виды программного обеспечения вы знаете?
  3. Какое самое важное программное обеспечение на компьютере?
  4. Как происходит загрузка операционной системы?
  5. Какие виды операционных систем вы знаете?
  6. Приведите примеры операционных систем.
  7. Какие еще программы относятся к системным?
  8. Какие функции они призваны выполнять?
  9. Что такое прикладное программное обеспечение?
  10. Приведите примеры прикладных программ.
  11. Для чего нужны инструментальные программы?
  12. Какие вы знаете языки программирования?

II. Тестирование знаний по теме «Программное обеспечение компьютера». (7 минут)

1. Компьютер — это:

а) устройство для работы с текстами;

б) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

в) устройство для хранения информации любого вида;

г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

д) устройство для обработки аналоговых сигналов.

2. Во время исполнения прикладная программа хранится:

а) в видеопамяти;                

б) в процессоре;                        

в) в оперативной памяти;                

г) на жестком диске;д)         

д) в ПЗУ.

3. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

а) дисковод;                

б) оперативную память;                

в) мышь;        

г) принтер;        

д) сканер.

4. Для долговременного хранения информации служит:

а) оперативная память;        

б) процессор;        

в) внешний носитель;        

г) дисковод;        

д) блок питания.

5. Файл — это:

а) именованный набор однотипных элементов данных, называемых записями;

б) объект, характеризующийся именем, значением и типом;

в) совокупность индексированных переменных;        

г) совокупность фактов и правил;                

д) термин.

6. Расширение имени файла, как правило, характеризует:

а) время создания файла;                

б) объем файла;                

в) место, занимаемое файлом на диске;

г) тип информации, содержащейся в файле;        

д) место создания файла.

7. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:

а) системного программного обеспечения;                        

б) систем программирования;

в) прикладного программного обеспечения;

г) уникального программного обеспечения;

д) операционной системы.

8. Система управления базами данных представляет собой программный продукт, входящий в состав:

а) операционной системы;                                        

б) системного программного обеспечения;

в) систем программирования;                                

г) уникального программного обеспечения;

д) прикладного программного обеспечения.

9. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав:

а) прикладного программного обеспечения;                

б) системного программного обеспечения;

в) системы управления базами данных;                        

г) систем программирования;

д) уникального программного обеспечения.

10. Операционная система — это:

а) совокупность основных устройств компьютера;                

б) система программирования на языке низкого уровня;

в) набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;

г) совокупность программ, используемых для операций с документами;

д) программа для уничтожения компьютерных вирусов.

11. В файле command.com находятся:

а) внутренние команды DOS;                

б) команды считывания в память файлов загрузки DOS;

в) внешние команды DOS;                        

г) драйверы;                

д) трансляторы.

12. Программы обслуживания устройств компьютера называются:

а) загрузчиками;        

б) драйверами;

в) трансляторами;        

г) интерпретаторами;        

д) компиляторами.

13. Программы, встроенные (“вшитые”) в ПЗУ, входят в состав:

а) загрузчика ОС;                

б) файла IO.SYS;         

в) файла MSDOS.SYS;        

г) BIOS;

д) файла COMMAND.COM.

14. С использованием команды MD в MS DOS создается:

а) текстовый файл;        

б) командный файл;        

в) пустой каталог;        

г) совокупность каталогов;    

д) файл IO.SYS.

15. Norton Commander представляет собой :

а) операционную систему;                

б) программную оболочку MS DOS;

в) программную оболочку Windows;

г) редактор спрайтов;                        

д) интерпретатор языка программирования.

III. Объяснение нового материала. (20 минут)

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя..

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

Программа, внутри которой находится вирус, называется зараженной программой.

Когда инфицированная программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус заражает другие программы, а также выполняет запланированные деструктивные действия. Для маскировки своих действий вирус активизируется не всегда, а лишь при выполнении определенных условий (истечение некоторого времени, выполнение определенного числа операций, наступления некоторой даты или дня недели и т.д.).

После того как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится. Внешне зараженная программа может работать так же, как и обычная программа. Подобно настоящим вирусам компьютерные вирусы прячутся, размножаются и ищут возможность перейти на другие ЭВМ.

Таким образом, вирусы должны инфицировать ЭВМ достаточно незаметно, а активизироваться лишь через определенное время (время инкубации). Это необходимо для того, чтобы скрыть источник заражения.

Вирус не может распространяться в полной изоляции от других программ. Очевидно, что пользователь не будет специально запускать одинокую программу-вирус. Поэтому вирусы прикрепляются к телу других полезных программ.

Несмотря на широкую распространенность антивирусных программ, предназначенных для борьбы с вирусами, вирусы продолжают плодиться. В среднем в месяц появляется около 300 новых разновидностей. Естественно, что вирусы появляются не самостоятельно, а их создают кракеры – вандалы (техно – крысы). Все пользователи лютой ненавистью ненавидят кракеров.

Различные вирусы выполняют различные действия:

  • Выводят на экран мешающие текстовые сообщения (поздравления, политические лозунги, фразы с претензией на юмор, высказывания обиды от неразделенной любви, нецензурные выражения, рекламу, прославление любимых певцов, названия городов);
  • Создают звуковые эффекты (проигрываю гимн, гамму или популярную мелодию);
  • Создают видеоэффекты (переворачивают или сдвигают экран, имитируют землетрясение, вызывают падение букв в тексте или симулируют снегопад, имитируют скачущий шарик, прыгающую точку, выводят на экран рисунки и картинки);
  • Замедляют работу ЭВМ, постепенно уменьшают объем свободной оперативной памяти;
  • Увеличивает износ оборудования (например, головок дисководов);
  • Вызывают отказ отдельных устройств, зависание или перезагрузку компьютера и крах работы всей ЭВМ;
  • Имитируют повторяющиеся ошибки работы операционной системы (например, с целью заключения договора на гарантированное обслуживание ЭВМ);
  • Уничтожают FAT – таблицу, форматируют жесткий диск, стирают BIOS, стирают или изменяют установки CMOS, стирают секторы на диске, уничтожают или искажают данные, стирают антивирусные программы;
  • Осуществляют научный, технический, промышленный и финансовый шпионаж;
  • Выводят из строя системы защиты информации, дают злоумышленникам тайный доступ к вычислительной машине;
  • Делают незаконные отчисления с каждой финансовой операции и т.д.;

Главная опасность самовоспроизводящихся кодов заключается в том, что программы – вирусы начинают жить собственной жизнью, практически не зависящей от разработчика программы. Так же, как в цепной реакции в ядерном реакторе, запущенный процесс трудно остановить.

Основные симптомы вирусного заражения ЭВМ следующие.

  • Замедление работы некоторых программ.
  • Увеличение размеров файлов (особенно выполняемых).
  • Появление не существовавших ранее “странных” файлов.
  • Уменьшение объема доступной оперативной памяти (по сравнению с обычным режимом работы).
  • Внезапно возникающие разнообразные видео и звуковые эффекты.
  • Появление сбоев в работе операционной системы (в том числе зависание).
  • Запись информации на диски в моменты времени, когда этого не должно происходить.
  • Прекращение работы или неправильная работа ранее нормально функционирующих программ.

Впервые большое внимание к проблеме вирусов привлекла книга Фреда Коэна “Компьютерные вирусы, теория и эксперименты” вышедшая в свет в 1984 г.

        Большой общественный резонанс вызвало первое неконтролируемое распространение вируса в сети. 2 ноября 1988 года двадцатитрехлетний студент последнего курса Корнельского университета Роберт Таппан Моррис запустил в сети свою программу, которая из-за ошибки начала бесконтрольное распространение и многократное инфицирование узлов сети. В результате было заражено около 6200 машин, что составило 7,3 % общей численности машин в сети.

        Существует большое число различных классификаций вирусов.

        По среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

        По способу заражения – на резидентные и нерезидентные вирусы.

По степени опасности – на неопасные, опасные и очень опасные вирусы.

По особенностям алгоритма – на вирусы-компаньоны, паразитические вирусы, репликаторы (черви), невидимки (стелс), мутанты (призраки, полиморфные вирусы, полиморфики), макро-вирусы, троянские программы.

По целостности – на монолитные и распределенные вирусы.

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record – MBR). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

Резидентные вирусы оставляют в оперативной памяти компьютера свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения неинфицированных программ к операционной системе, и внедряются в них. Свои деструктивные действия и заражение других файлов, резидентные вирусы могут выполнять многократно.

Нерезидентные вирусы не заражают оперативную память компьютера и проявляют свою активность лишь однократно при запуске инфицированной программы.

Действия вирусов могут быть не опасными, например, на экране появляется сообщение: “Хочу чучу”. Если с клавиатуры набрать слово “чуча”, то вирус временно “успокаивается”.

Значительно опаснее последствия действия вируса, который уничтожает часть файлов на диске.

Очень опасные вирусы самостоятельно форматируют жесткий диск и этим уничтожают всю имеющуюся информацию. Примером очень опасного вируса может служить вирус CIN (Чернобыль), активизирующийся 26 числа каждого месяца и способный уничтожать данные на жестком диске и в BIOS.

Компаньон-вирусы (companion) – это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для EXE – файлов новые файлы-спутники (дубликаты), имеющие то же самое имя, но с расширением COM, например, для файла XCOPY.EXE создается файл XCOPY.COM. Вирус записывается в COM – файл и никак не изменяет одноименный EXE – файл. При запуске такого файла DOS первым обнаружит и выполнит COM – файл, т.е. вирус, который затем запустит и EXE – файл.

Паразитические вирусы при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов. В эту группу относятся все вирусы, которые не являются “червями” или “компаньонами”.

Вирусы – черви (worm) – распространяются в компьютерной сети и, так же как и компаньон – вирусы, не изменяют файлы или секторы на дисках. Они проникают в память компьютера из компьютерной сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии. Черви уменьшают пропускную способность сети, замедляют работу серверов.

Репликаторы могут размножаться без внедрения в другие программы и иметь “начинку” из компьютерных вирусов.

Вирусы – невидимки (стелс – Stealth) используют некоторый набор средств для маскировки своего присутствия в ЭВМ. Название вируса аналогично названию американского самолета – невидимки.

Стелс – вирусы трудно обнаружить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам или секторам дисков и “подставляют” незараженные участки файлов.

Вирусы, которые шифруют собственное тело различными способами, называются полиморфными. Полиморфные вирусы (или вирусы – призраки, вирусы – мутанты, полиморфики) достаточно трудно обнаружить, так как их копии практически не содержат полностью совпадающих участков кода. Это достигается тем, что в программы вирусов добавляются пустые команды (мусор), которые не изменяют алгоритм работы вируса, но затрудняют их выявление.

Макро – вирусы используют возможности макроязыков, встроенных в системы обработки данных (текстовые редакторы и электронные таблицы). В настоящее время широко распространяются макро – вирусы, заражающие документ Word и Excel.

Троянская программа маскируется под полезную или интересную программу, выполняя во время своего функционирования еще и разрушительную работу (например, стирает FAT-таблицу) или собирает на компьютере информацию, не подлежащую разглашению. В отличии от вирусов троянские программы не обладают свойством самовоспроизводства.

Троянская программа маскируется, как правило, под коммерческий продукт. Ее другое название “троянский конь”.

Программа монолитного вируса представляет собой единый блок, который можно обнаружить после инфицирования.

Программа распределенного вируса разделена на части. Эти части содержат инструкции, которые указывают компьютеру, как собрать их воедино, чтобы воссоздать вирус. Таким образом, вирус почти все время находится в распределенном состоянии, и лишь на короткое время собирается в единое целое.

Для борьбы с вирусами разрабатываются антивирусные программы. Говоря медицинским языком, эти программы могут выявлять (диагностировать), лечить (уничтожать) вирусы и делать прививку “здоровым” программам.

Различают следующие виды антивирусных программ:

  • Программы – детекторы (сканеры);
  • Программы – доктора (или фаги, дезинфекторы);
  • Программы – ревизоры;
  • Программы – фильтры (сторожа, мониторы);
  • Программы – иммунизаторы.

Программы – детекторы рассчитаны на обнаружение конкретных вирусов и основаны на сравнении характерной (спецификой) последовательности байтов (сигнатур или масок вирусов), содержащихся в теле вируса, с байтами проверяемых программ. Программы – детекторы нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов.

Следует подчеркнуть, что программы – детекторы могут обнаружить только те вирусы, которые ей “известны”, то есть, сигнатуры этих вирусов заранее помещены в библиотеку антивирусных программ.

Таким образом, если проверяемая программа не опознается детектором как зараженная, то еще не следует считать, что она “здорова”. Она может быть инфицирована новым вирусом, который не занесен в базу данных детектора.

Для устранения этого недостатка программы – детекторы стали снабжаться блоками эвристического анализа программ. В этом режиме делается попытка обнаружить новые или неизвестные вирусы по характерным для всех вирусов кодовым последовательностям. Наиболее развитые эвристические механизмы позволяют с вероятностью около 80% обнаружить новый вирус.

Программы – доктора не только находят файлы, зараженные вирусами, но и лечат их, удаляя из файла тело программы – вируса. Программы – доктора, которые позволяет лечить большое число вирусов, называют полифагами.

В России получили широкое распространение программы – детекторы, одновременно выполняющие и функции программ – докторов. Наиболее известные представители этого класса – AVP (Antiviral Toolkit Pro, автор – Е. Касперский), Aidstest (автор – Д. Лозинский) и Doctor Web (авторы – И. Данилов, В. Лутовин, Д. Белоусов).

Ревизоры – это программы, которые анализируют текущее состояние файлов и системных областей диска и сравнивают его с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяется состояние BOOT – сектора, FAT – таблицы, а также длина файлов, их время создания, атрибуты, контрольные суммы.

Контрольная сумма является интегральной оценкой всего файла (его слепком). Получается контрольная сумма путем суммирования по модулю для всех байтов файла. Практически всякое изменение кода программы приводит к изменению контрольной суммы файла.

Антивирусы – фильтры – это резидентные программы (сторожа), которые оповещают пользователя обо всех попытках какой – либо программы выполнить подозрительные действия. Фильтры контролируют следующие операции:

  • Обновление программных файлов и системной области диска;
  • Форматирование диска;
  • Резидентное размещение программ в ОЗУ.

Обнаружив попытку выполнения таких действий, сторож (монитор) сообщает об этом пользователю, который окончательное решение по выполнению данной операции. Заметим, что она не способна обезвредить даже известные вирусы. Для “лечения” обнаруженных фильтром вирусов нужно использовать программы – доктора.

К последней группе относятся наименее эффективные антивирусы – вакцинаторы (иммунизаторы). Они записывают в вакцинируемую программу признаки конкретного вируса так, что вирус считает ее уже зараженной, и поэтому не производит повторное инфицирование. Этот вид антивирусных программ морально устарел.

Рассмотрим памятку «Основные меры по защите ЭВМ от заражения вирусами».

  • Необходимо оснастить ЭВМ современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.
  • При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).
  • Перед считыванием с дискет информации, записанной на других ЭВМ, следует всегда проверять эти дискеты на наличие вирусов.
  • При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.
  • При работе при работе на других компьютерах необходимо всегда защищать свои дискеты от записи.
  • Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.
  • Не следует оставлять дискету в дисководе при включении или перезагрузке ЭВМ, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.
  • Антивирусную проверку желательно проводить в “чистой” операционной системе, то есть после ее загрузки с отдельной системной дискеты.
  • Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.
  • Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.
  • Целесообразно иметь под рукой аварийную загрузочную дискету, с которой можно будет загрузиться, если система откажется сделать это обычным образом.
  • При установке большого программного продукта необходимо вначале проверить все дистрибутивные файлы, а после инсталляции продукта повторно произвести контроль наличия вирусов.
  • Последняя – не совсем серьезная мера. Если Вы хотите полностью исключить вероятность попадания вирусов в Ваш компьютер, то не набирайте на клавиатуре непонятных для Вас программ, не используйте дискеты, лазерные диски для ввода программ и документов. Отключитесь от локальной и глобальной сетей. Не включайте питание, так как возможно, что вирус уже зашит в ПЗУ.

IV. Знакомство с антивирусной программой AVP (5 минут)

Рассмотреть на компьютере учителя  вкладки программы AVP.

V. Проверка собственной дискеты на наличие вирусов. (5 минут)

VI. Познакомиться с дополнительным материалом. (при наличии свободного времени)

VII. Закрепление материала. (5 минут)

Домашнее задание. П. 1.8, изучить памятку, ответить на вопросы.

 Памятка

Основные меры по защите ЭВМ от заражения вирусами.

  • Необходимо оснастить ЭВМ современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.
  • При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).
  • Перед считыванием с дискет информации, записанной на других ЭВМ, следует всегда проверять эти дискеты на наличие вирусов.
  • При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.
  • При работе при работе на других компьютерах необходимо всегда защищать свои дискеты от записи.
  • Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.
  • Не следует оставлять дискету в дисководе при включении или перезагрузке ЭВМ, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.
  • Антивирусную проверку желательно проводить в “чистой” операционной системе, то есть после ее загрузки с отдельной системной дискеты.
  • Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.
  • Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.
  • Целесообразно иметь под рукой аварийную загрузочную дискету, с которой можно будет загрузиться, если система откажется сделать это обычным образом.
  • При установке большого программного продукта необходимо вначале проверить все дистрибутивные файлы, а после инсталляции продукта повторно произвести контроль наличия вирусов.
  • Последняя – не совсем серьезная мера. Если Вы хотите полностью исключить вероятность попадания вирусов в Ваш компьютер, то не набирайте на клавиатуре непонятных для Вас программ, не используйте дискеты, лазерные диски для ввода программ и документов. Отключитесь от локальной и глобальной сетей. Не включайте питание, так как возможно, что вирус уже зашит в ПЗУ.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по информатике в 8 классе

Работа с таблицами. Редактор формул.

Цели и задачи:

Обучающая:

1. Научить основным операциям работы  с таблицами.

2. Познакомить учащихся с дополнительными возможностями Word.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления, внимания, памяти

2. Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся

3. Продолжить развитие навыков работы на компьютере.

Воспитательная: 

1. Воспитание информационной культуры учащихся.

2. Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности

Тип урока: урок изучения нового материала

Программное обеспечение: сетевой компьютерный класс, с установленным информационным тренингом «Практический курс Word XP»; лекционный материал, презентация, созданная в контенте «КМ-Школа»,  

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала. 

(Объяснение материала учителем и запись основных определений в тетрадь учащегося, проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)

Таблицы это удобный способ организации, представления и оформления одинаковых по структуре данных. В Word таблица - это структура, состоящая из прямоугольных блоков, называемых ячейками, объединенных в строки и столбцы. В ячейке могут находиться текст, числа и графические элементы. Столбец - это вертикальный набор ячеек в таблице. Строка - это горизонтальный набор ячеек. Word позволяет создавать таблицы четырьмя способами:

  • с помощью мыши - можно нарисовать строки и столбцы так, как нужно;
  • с помощью панели инструментов Стандартная - на ней есть кнопка Вставить таблицу; при нажатии на эту кнопку открывается графическое меню, в котором можно выбрать количество строк и столбцов в создаваемой таблице;
  • с помощью диалогового окна Вставка таблицы - в этом окне можно указать количество столбцов и строк в создаваемой таблице;
  • с помощью преобразования в таблицу уже существующего текста.
  • После создания таблицы ее структуру можно изменять, объединяя ячейки, вставляя и удаляя столбцы и строки, изменяя их размер.

При размещении в таблице чисел можно производить над ними вычисления по формулам.

Редактор формул. Для того, чтобы добавить в текст формулу, нужно вначале ее создать, воспользовавшись встроенной в текстовый процессор сервисной программой (мастером формул). Так как формула хранится в виде рисунка, то с ней можно выполнять те же действия, что и с рисунком.

III. Закрепление нового материала

Работа учащихся за компьютерами с информационным тренингом

1. Запустить информационный тренинг (Пуск - Все программы - Компьютерный курс «Изучаем Word XP» - «Изучаем Word XP» или нажать двойным щелчком мыши на ярлык «Изучаем Word XP» на рабочем столе)

2. После запуска курса нажать любую клавишу

3. Ввести имя ученика или выбрать из списка.

4. Нажать закладку Содержание.

5. Выбрать раздел 4. Работа с таблицами в Word, пункт 2. Работа с элементами таблиц Word.

6. Выполнить пункты 2-3 раздела 4.

7. Выбрать раздел 8. Редактор формул Microsoft Equation, пункт 2. Вызов редактора формул.

8. Выполнить пункты 2-5 раздела 8.

9. Завершить работу с тренингом, нажав кнопку Закрыть, подтвердить о выходе из курса, нажав кнопку Да.

Опрос (проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)

1. Можно ли в таблице удалить строку? Столбец? Ячейку?

2. Данные каких типов могут храниться в ячейках таблицы?

3. Как добавить в текстовый документ формулу?

4. Приведите пример, когда для представления информации удобно воспользоваться таблицей.

IV. Итоги урока.      

Рефлексия.

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект.



Предварительный просмотр:

Открытый урок был продемонстрирован на заседании МО учителей математики и информатики

Дата: 22.10.2015 г.

 

  1. ФИО (полностью):  Сулейманова Олеся Хайдеровна
  2. Место работы:  МБОУ СОШ № 65 г.о. Самара, Промышленный район
  3. Должность: учитель информатики и ИКТ
  4. Предмет: Информатика и ИКТ
  5. Класс: 5А
  6. Тема и номер урока в теме: «Действия с информацией. Хранение информации» №22
  7. Тип урока: изучение нового материала
  8. Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н.Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  9. Базовый учебник Л.Л.Босова Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова.– 5-е изд.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  10. Уровень: муниципальный
  11. Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядная презентация.
  12. Время реализации урока: 40 мин.
  13. Тип урока: комбинированный
  14. Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная практическая работа
  15. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
  16. Ресурсное обеспечение урока:
  1. Презентация «Хранение информации» из ЦОР к учебнику «Информатика» 5 класс, Л. Л. Босова.
  2. Отрывок из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль» pril4_otr
  3. Презентация pril1.
  4. Раздаточный материал: ступени, смайлы, разноцветные звездочки.
  5. Документы pril2, pril3 для интерактивной доски.

Воспитательный потенциал урока:    

Используя воспитательные возможности урока возможно обеспечить:

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • акцентирование внимание на нравственных проблемах, связанных с темой урока;
  • заинтересованность в  познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества.
  • осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.
  • Понимание необходимости уважать других людей, уметь вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Самооценивание учащихся:

Предложить фразы, которые ребенок должен закончить:

  • было непросто ...
  • я добился ...
  • у меня получилось ...
  • хотелось бы ...
  • мне запомнилось ...
  • я попробую ...

Задания на рефлексию:

Оформление  "лестницы успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Цель урока:

  1. Познакомить понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память.»
  2. Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится: приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

Приводить  примеры информационных носителей;

У учащихся будут сформированы: представление  о процессе хранения информации и устройствах для ее хранения.

Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о носителях информации, практически использовать различные информационные средства для сбора, хранения, обработки информации;  сформировать  системный подход при освоении учебного материала.

Личностные:

 У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ученик  получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;

 развития информационной и коммуникативной культуры;

Метапредметные:

Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в  различных информационных системах.

Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

Формируемые УУД:

Личностные  УУД:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Познавательные УУД:

  • умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область
  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

В виде рисунков на слайдах закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока. (pril1, 1-2 сл). Решите ребусы и раскодируйте предложенную вам информацию. Что у вас получилось?

Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Да это действия, которые можно производить над информацией. Иначе эти действия называются информационные процессы.

Как вы думаете о каком информационном процессе идет речь в отрывке из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»? (зачитывается отрывок). Что еще мы узнали?

А как в наше время сохраняется информация?

Так, какова цель нашего   урока?

Передача,  хранение, получение, обработка.

Это то, что можно делать с информацией.

Хранение информации, как хранили информацию в древности.

Познакомится с информационными процессами, различать действия выполняемые  с информацией. Узнать как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника.

3. Актуализация знаний

Актуализация знаний и опорных способов действий

Перед вами ряд изображений, как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (pril1? 3-5 сл)

Объясняя свои решения вы неоднократно употребили слово «информация».

Ребята, кто помнит что такое информация?

А как человек может воспринимать информацию?

Какие существуют виды информации?

Контролирует выполнение уч-ся дом. Задания (§1.1 зад.4,5)

Музыкальный центр, память, записная книжка

Знания, полученные из книг, на уроке, новости и др.

С помощью органов чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус, слух

Числовая, текстовая, графическая, видеоинформация, звуковая.

Демонстрируют выполненные упражнения, задают вопросы,

уточняют свои ответы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: моделирование  преобразования объекта, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала

4. Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Итак, мы выяснили цели урока, давайте назовем тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь.

Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации.

Вы слушаете учителя на уроке, смотрите телевизор, замечаете на улице красный сигнал светофора – вы получаете информацию. Как еще можно получить информацию?

Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще?

Человеческая цивилизация развивалась, потому что люди обмениваются между собой информацией, они разговаривают, пишут друг другу письма, звонят по телефону.

Очень часто имея одну информацию нужно получить другую информацию. Перед нами встает проблема обработки информации. Решаем ли мы задачу, думаем над тем куда пойти вечером, переводим текст с английского языка – мы обрабатываем информацию. Давайте приведем примеры обработки информации.

А с помощью чего мы можем обработать информацию?

Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства.

Сегодня на уроке мы остановимся более детально только на одном информационном процессе – хранении информации. С остальными поближе познакомимся на следующих занятиях.

А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал?

Учитель демонстрирует презентацию «Хранение информации» из ЦОР к учебнику «Информатика» 5 класс,
Л. Л. Босова, сопровождая ее пояснениями.

Давайте зафиксируем то, что мы сейчас узнали. Итак, нам стало известно, что информацию можно хранить, и мы определили места хранения – на бумаге, на диске, на кинопленке, на каменных плитах, в памяти человека и другие.

У меня к вам вопрос – кто знает что означает слово «оперативный»? Действительно, из словаря Ушакова: «Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач». А как вы думаете, если сравнить собственную память человека и CD-диск. С какого из этих устройств мы считаем информацию быстрее? Вы правы, память человека мгновенно может выдать вам информацию, а диск еще нужно будет  поместить в дисковод и только потом считать с него информацию. Та же ситуация с таблицей умножения – она может храниться в памяти, а может быть записана на обложке тетради. Если тетради под рукой нет – умножить быстро не удастся. А если долго не пользоваться запомненной таблицей умножения, что произойдет?

 Вот тут то нам и поможет таблица, записанная на обложке. Оказывается у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться.

Давайте зафиксируем это в тетради.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»

Можно хранить в книге, в записной книжке, на кинопленке, на диске, на каменных плитах, в памяти человека, в сети интернет и т.д.

Решение задачи, кроссворда, примеров, работа над ошибками. С помощью мозга человека, компьютера, технических устройств.

Чтобы сохранить  для потомков сведения как жили люди в древности

Быстрый, скорый

Из памяти человека.

Она забудется.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутка (эмоциональная разрядка)

5. Первичная проверка понимания

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

1. Для закрепления знаний информационных процессов предлагаю разбиться на 4 группы (заранее раздать детям цветные звездочки)

Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана, обратите внимание, что у каждой группы есть сигнальный флажок. Каждая группа будет отвечать за какой – то информационный процесс.

Первая группа – получение, вторая – обработка, третья – передача, четвертая – хранение. Я называю различные ситуации, нужно определить какой информационный процесс присутствует и если это информационный процесс вашей группы, поднять красный флажок. За каждый правильный ответ начисляется один балл, который я отмечаю на доске. Итак, начинает…

-        Номер телефона в записной книжке;

-        Ученик слушает учителя;

-        Мальчик пишет письмо другу;

-        Студент переводит текст с английского языка;

-        Больной вызывает скорую помощь по телефону

-        Мама читает книгу;

-        Оценка записана в классном журнале;

-        Собака нюхает след;

-        Штурман самолет прокладывает на карте маршрут;

-        Две бабушки разговаривают возле подъезда;

-        Инженер рассчитывает мощность машины;

-        Шофер видит красный сигнал светофора;

-        Файл находится на диске компьютера;

-        В музее находится глиняная табличка с иероглифами;

-        Моряк расшифровывает сообщение, полученное азбукой морзе

-        Пчела, в улье танцует, указываю на место нахождения цветочной поляны

2. Работа с интерактивной доской.

2.1. Найди лишнее на рисунке (pril3)

2.2. Воспользуйтесь текстом учебника (§3.1), а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке. (pril2)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

6. Первичное закрепление.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Диктант с последующей взаимопроверкой:

Выпиши правильные места хранения информации:

Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта.

В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ваше домашнее задание: Базовый: параграф 1.2, 1.3 из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать – как будет считываться с него информация.

8. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Давайте подведем итог урока.

Ребята, опираясь на свои записи, скажите, что нового мы сегодня узнали?

 (Как человек хранит информацию?

Какими свойствами обладает память человека?

Чем отличается память человека от памяти человечества?

Как люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.)

Вам понравилось самим определять тему урока?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Оформляем лестницу успеха.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то на среднюю ступеньку.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте на нижнюю ступеньку.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по информатике.

Конспект открытого урока по информатике....

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему "Оформление реферата"

Цели изадачи:Образовательная – научить обучающихся грамотному оформлению рефератов, проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Обработка текстовой информации», разработать проект на ...

Конспект открытого урока по информатике на тему "Глобальная сеть Интернет"

Тема:  Всемирная глобальная сеть Интернет Цели:Образовательная – познакомит учащихся с понятием «Интернет», IP-адресом;Развивающая – развитие у школьников навыков самостоятельной работы в Ин...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...