"Системы счисления" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Данный конспект урока можно использовать для отработки основных понятий по теме "Системы счисления" и правил перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Также при выполнении практической работы осуществляется пропедевтика понятия "родственные системы счисления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sistemyschisleniya.docx | 34.95 КБ |
urok_s.schislenya.ppt | 116 КБ |
urok_s.schislenya.flipchart | 525.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Позиционные системы счисления (основные понятия).
Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую
Цель урока: закрепить понятия (основание, базис, алфавит); обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления» - правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другие
Задачи урока:
образовательные:
- доведение до автоматизма навыка перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- актуализировать знания и навык работы с программой Калькулятор;
- актуализировать знания и навык работы с программой MS Word (построение таблиц и сортировка в таблицах);
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
- формирование организованности,
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием технологии проблемного диалога.
Общее время: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Урок с. счисления»», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Систематизация теоретических знаний.
- Решение примеров. Проверка домашнего задания.
- Физкультминутка.
- Задание на дом.
- Рефлексия и подведение итогов урока.
- Работа на компьютере.
Ход урока
- Настрой на работу (на доске план урока).
1 Устная разминка
2 Решение примеров в тетради
3 Проверка дом.задания
4 Работа на компьютере
- Постановка проблемы урока.
Урок начну со стихотворения {смотри файл «Урок с.счисленя.flipchart» стр.1}.
Что необычного в этом стихотворении? Попробуйте сформулировать тему урока.
{Кодирование числовой информации. Системы счисления}.
- Актуализация знаний.
- Что вы знаете по этой теме, я проверю с помощью мини-экзамена (дети тянут билеты с вопросами по пройденному материалу).
Билеты:
Знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита (цифр).
Как называется процесс преобразования информации из одной знаковой системы в другую?
Как называется операция обратная кодированию?
Количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления называется - это?
Последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или "вес" каждого разряда – это?
Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел, называется ??? системы счисления. Количество цифр в алфавите равно основанию системы счисления.
Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы? Приведите пример.
Римская система счисления – это позиционная или непозиционная система счисления?
Арабскими или римскими называются цифры десятичной системы счисления?
Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной?
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11?
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 99?
- Теорию вы знаете. А можете ли применять эти знания на практике?
{смотри файл «Урок с.счисленя.flipchart» стр.2-9}
{Все задания выполняются учащимися по цепочке с места или у доски}.
а) стр.2 {+ назвать основание данной системы счисления}
б) стр.3 {+ назвать основание данной системы счисления}
в) стр.4
г) стр.5, 6 {+ Для чего нам нужно знать базис и уметь его определять? Где эти знания мы применяем? (при развернутой записи числа)}.
д) стр.7, 8 работа в тетради (выполняем на «+») все задания и на доске по цепочке
Для чего мы должны уметь записывать развернутую форму числа? {Для перевода чисел из других систем счисления в 10-ую.}
Напомните правило перевода чисел из других позиционных систем счисления в 10-ую.
Вернемся к началу урока. Декодируем числовые значения. Перевод выполнить в тетради.
{стр.1} Проверка стр.9.
Знание каких правил вам понадобилось при выполнении д/з? (перевод чисел из 10с.счисления в другие и наоборот).
- Проверка д/з
Как выполняли д/з? Кто может методом деления перевести десятичное число в другую с/с? (комментируя свои действия?)
Какие числа предшествуют числам:
а) 20 (в 3-ой с.счисления)
б) 10110 (в 2-ой с.счисления)
в) 70 (в 9-ой с.счисления)
- Постановка проблемной задачи.
В качестве проверки усвоения материала выполните задание:
Запишите десятичное число в развернутой форме 2548,4 {Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания. Обратите внимание выписать а-n =1/an}.
Переведите числа в 10ую с. счисления: 101,112; 34,15
- (Физкультминутка) Подведем итоги: Приготовьте ладоши. Я читаю утверждения, если они истинны – хлопок, иначе - сидим тихо.
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в десятичной системе счисления.
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 16.
Количество символов алфавита равно основанию позиционной системы счисления.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
- Рефлексия
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
- Задание на дом.
Дополните свою памятку по теме «Системы счисления» новой информацией. (Какая?)
Во сколько раз увеличатся числа 10,110 и 10,12 при переносе запятой на один знак вправо?
Переведите десятичное число 10,25 в двоичную систему счисления.
- Практическая работа.
Теперь по плану нам предстоит работа на компьютере. Я вам раздам задание на карточках. Кто выполнит - поднимает руку.
Постройте таблицу по образцу:
ИСХОДНОЕ ЧИСЛО | ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | БУКВА |
110002 | ||
11012 | ||
1268 | ||
5D16 | ||
1108 | ||
4008 | ||
7F16 |
Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).
Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.
БУКВА | О | М | Ч | И | О | Л | Т | К | Р | Н |
ЧИСЛО | 256 | 173 | 93 | 86 | 13 | 72 | 24 | 255 | 15 | 127 |
Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.
ИСХОДНОЕ ЧИСЛО | ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | БУКВА |
11012 | 13 | О |
110002 | 24 | Т |
1108 | 72 | Л |
1268 | 86 | И |
5D16 | 93 | Ч |
7F16 | 127 | Н |
4008 | 256 | О |
Оценки за урок поставлю в конце урока с учетом ваших устных ответов и практической работы.
Приложение.
Откройте текстовый процессор MS Word и постройте таблицу по образцу:
ИСХОДНОЕ ЧИСЛО | ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | БУКВА |
110002 | ||
11012 | ||
1268 | ||
5D16 | ||
1108 | ||
4008 | ||
7F16 |
Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).
Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.
БУКВА | О | М | Ч | И | О | Л | Т | К | Р | Н |
ЧИСЛО | 256 | 173 | 93 | 86 | 13 | 72 | 24 | 255 | 15 | 127 |
Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.
Если Вы всё выполнили правильно, то в столбце «БУКВА» получится слово.
Сохраните файл в собственной папке под именем Кодовая таблица.
Откройте текстовый процессор MS Word и постройте таблицу по образцу:
ИСХОДНОЕ ЧИСЛО | ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | БУКВА |
110002 | ||
11012 | ||
1268 | ||
5D16 | ||
1108 | ||
4008 | ||
7F16 |
Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).
Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.
БУКВА | О | М | Ч | И | О | Л | Т | К | Р | Н |
ЧИСЛО | 256 | 173 | 93 | 86 | 13 | 72 | 24 | 255 | 15 | 127 |
Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.
Если Вы всё выполнили правильно, то в столбце «БУКВА» получится слово.
Сохраните файл в собственной папке под именем Кодовая таблица.
Откройте текстовый процессор MS Word и постройте таблицу по образцу:
ИСХОДНОЕ ЧИСЛО | ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | БУКВА |
110002 | ||
11012 | ||
1268 | ||
5D16 | ||
1108 | ||
4008 | ||
7F16 |
Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).
Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.
БУКВА | О | М | Ч | И | О | Л | Т | К | Р | Н |
ЧИСЛО | 256 | 173 | 93 | 86 | 13 | 72 | 24 | 255 | 15 | 127 |
Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.
Если Вы всё выполнили правильно, то в столбце «БУКВА» получится слово.
Сохраните файл в собственной папке под именем Кодовая таблица.
Знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита (цифр).
_____________________________________________________________________________
Как называется процесс преобразования информации из одной знаковой системы в другую?
_____________________________________________________________________________
Как называется операция обратная кодированию?
_____________________________________________________________________________
Количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления называется - ?
_____________________________________________________________________________
Последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или "вес" каждого разряда – это?
_____________________________________________________________________________
Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел, называется ??? системы счисления. _____________________________________________________________________________
Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы? Приведите пример.
_____________________________________________________________________________
Римская система счисления – это позиционная или непозиционная система счисления?
____________________________________________________________________________
Арабскими или римскими называются цифры десятичной системы счисления?
_____________________________________________________________________________
Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной?
_____________________________________________________________________________
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11?
_____________________________________________________________________________
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 99?
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите алфавиты следующих систем счисления: Троичная с.с. 12-ричная с.с. Пятеричная с.с. 7-ричная с.с 16-ричная с.с.
Алфавиты каких позиционных систем счисления записаны: {0, 1, 2, 3} {0, 1, 2, 3, 4, 5} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O}
В какой системе счисления с наименьшим основанием записаны данные числа 7, 1, 5, А, F 101, 358, 109, 24, 6D 2153, 7070, A19B, FF?
Базисы каких позиционных систем счисления записаны: 9 0 , 9 1 , 9 2 , 9 3 , 9 4 , ..., 9 n , ... 15 0 , 15 1 , 15 2 , 15 3 , 15 4 , ..., 15 n , ... 24 0 , 24 1 , 24 2 , 24 3 , 24 4 , ..., 24 n , ... 60 0 , 60 1 , 60 2 , 60 3 , 60 4 , ..., 60 n , ... 16 0 , 16 1 , 16 2 , 16 3 , 16 4 , ..., 16 n , ... 4 0 , 4 1 , 4 2 , 4 3 , 4 4 , ..., 4 n , ...
Назовите базисы следующих систем счисления: Троичная с.с. 7-ричная с.с 12-ричная с.с. 36-ричная с.с.
Запишите числа в свернутой форме записи: 5 х 10 3 + 0х 10 2 + 2х 10 1 + 7х 10 0 1 х 3 3 + 0х 3 2 + 2х 3 1 + 1х 3 0 1 х 2 4 + 0х 2 3 + 0х 2 2 + 1х 2 1 + 1х 2 0 4 х 5 6 + 3х 5 3 + 1х 5 1 + 2х 5 0 1 х 10 8 + 9х 10 6 + 9х 10 2 + 5х 10 1
Запишите в развернутой форме записи числа: 143511 10 457 8 13521 16 111 9 2А31 12
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырех ногий. И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная системе в классах с углубленным изучением математики.
Вы познакомитесь с опытом работы учителей МОУ лицея № 82 по введению зачетной системы за 3 года....
Воспитательная система 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Путь к здоровью"
Презентация и анализ результативности функционирования ВСК в МКС(К)ОУ СКОШ VIII вида....
воспитательная система 5 класса
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного...
Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс
Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока: озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...
Контрольная работа "Кровеносная и дыхательная система" 8 класс
Контрольная работа в 8 классе по разделам "Кровеносная и дыхательная система" разработана по учебнику Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 8 кл. М: Дрофа, 2006...
Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.
Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...
Методическая разработка.Образцы контрольных работ по русскому языку в очно-заочных классах при зачетной системе.9 класс.
В помощь учителю,работающему в классе с очно-заочным обучением....