"Системы счисления" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Немцева Наталья Александровна

Данный конспект урока  можно использовать для отработки основных понятий по теме "Системы счисления" и правил перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Также при выполнении практической работы осуществляется пропедевтика понятия "родственные системы счисления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sistemyschisleniya.docx34.95 КБ
Office presentation icon urok_s.schislenya.ppt116 КБ
Binary Data urok_s.schislenya.flipchart525.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Позиционные системы счисления (основные понятия).

Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую

Цель урока: закрепить понятия (основание, базис, алфавит);  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления» - правила перевода  целых чисел из одной системы счисления в другие

Задачи урока:    

образовательные:

  • доведение до автоматизма навыка перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • актуализировать знания и навык работы с программой Калькулятор;
  • актуализировать знания и навык работы с программой MS Word (построение таблиц и сортировка в таблицах);
  • стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
  • развитие мышления учащихся при решении логических задач;

воспитательные:

  • формирование организованности,
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием технологии проблемного диалога.

Общее время: 45 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Урок с. счисления»», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация теоретических знаний.
  3. Решение примеров. Проверка домашнего задания.
  4. Физкультминутка. 
  5. Задание на дом. 
  6. Рефлексия и подведение итогов урока.
  7. Работа на компьютере. 

Ход урока 

  1. Настрой на работу (на доске план урока).

1 Устная разминка

2 Решение примеров в тетради

3 Проверка дом.задания

4 Работа на компьютере

  1.  Постановка проблемы урока.

Урок начну со стихотворения  {смотри файл «Урок с.счисленя.flipchart» стр.1}.

Что необычного в этом стихотворении? Попробуйте сформулировать тему урока.

{Кодирование числовой информации. Системы счисления}.

  1. Актуализация знаний.
  1. Что вы знаете по этой теме,  я проверю с помощью мини-экзамена (дети тянут билеты с вопросами по пройденному материалу).

Билеты:

Знаковая система,  в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита (цифр).

Как называется процесс преобразования информации из одной знаковой системы в другую?

Как называется операция обратная кодированию?

Количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления называется  - это?

Последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или "вес" каждого разряда – это?

Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел, называется ??? системы счисления. Количество цифр в алфавите равно основанию системы счисления.

Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы? Приведите пример.

Римская система счисления – это позиционная или непозиционная система счисления?

Арабскими или римскими называются цифры десятичной системы счисления?

Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной?

Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11?

Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 99?

  1. Теорию вы знаете. А можете ли  применять эти знания на практике?

{смотри файл «Урок с.счисленя.flipchart» стр.2-9}

{Все задания выполняются учащимися по цепочке с места или у доски}.

а)  стр.2 {+ назвать основание данной системы счисления}

б) стр.3 {+ назвать основание данной системы счисления}

в) стр.4

г) стр.5, 6 {+ Для чего нам нужно знать базис и уметь его определять? Где эти знания мы применяем? (при развернутой записи числа)}.

д) стр.7, 8 работа в тетради (выполняем на «+») все задания и на доске по цепочке

Для чего мы должны уметь записывать развернутую форму числа? {Для перевода чисел из других систем счисления в 10-ую.}

Напомните правило перевода чисел из других позиционных систем счисления в 10-ую.

Вернемся к началу урока. Декодируем числовые значения. Перевод выполнить в тетради.

{стр.1} Проверка стр.9.

Знание каких правил вам понадобилось при выполнении д/з? (перевод чисел из 10с.счисления в другие и наоборот).

  1. Проверка д/з

Как выполняли д/з?  Кто может методом деления перевести  десятичное число  в другую с/с? (комментируя свои действия?)

Какие числа предшествуют числам:

а) 20 (в 3-ой с.счисления)                                        

б) 10110 (в 2-ой с.счисления)                        

в) 70 (в 9-ой с.счисления)

  1. Постановка проблемной задачи.

В качестве проверки усвоения материала выполните задание:

Запишите десятичное число в развернутой форме 2548,4  {Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания. Обратите внимание выписать а-n =1/an}.

Переведите числа в 10ую с. счисления: 101,112; 34,15

  1.  (Физкультминутка) Подведем итоги: Приготовьте ладоши. Я читаю утверждения, если они истинны – хлопок, иначе -  сидим тихо.

Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в десятичной системе счисления.

Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 16.

Количество символов алфавита равно основанию позиционной системы счисления.

Римская система счисления – это позиционная система счисления.

  1. Рефлексия

—  Какое задание было самым интересным?
—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

  1. Задание на дом.

Дополните свою памятку по теме «Системы счисления» новой информацией. (Какая?)

Во сколько раз увеличатся числа 10,110 и  10,12 при переносе запятой на один знак  вправо?

Переведите десятичное число 10,25 в двоичную систему счисления.

  1. Практическая работа.

Теперь по плану нам предстоит работа на компьютере. Я вам раздам задание на карточках. Кто выполнит  - поднимает руку.

Постройте таблицу по образцу:

ИСХОДНОЕ ЧИСЛО

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

БУКВА

110002

11012

1268

5D16

1108

4008

7F16

Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).

Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.

БУКВА

О

М

Ч

И

О

Л

Т

К

Р

Н

ЧИСЛО

256

173

93

86

13

72

24

255

15

127

Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.

ИСХОДНОЕ ЧИСЛО

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

БУКВА

11012

13

О

110002

24

Т

1108

72

Л

1268

86

И

5D16

93

Ч

7F16

127

Н

4008

256

О

Оценки за урок поставлю в конце урока с учетом ваших устных ответов и практической работы.

 Приложение.

Откройте текстовый процессор  MS Word  и постройте таблицу по образцу:

ИСХОДНОЕ ЧИСЛО

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

БУКВА

110002

11012

1268

5D16

1108

4008

7F16

Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).

Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.

БУКВА

О

М

Ч

И

О

Л

Т

К

Р

Н

ЧИСЛО

256

173

93

86

13

72

24

255

15

127

Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.

Если Вы всё выполнили правильно, то  в столбце «БУКВА» получится слово.

Сохраните файл в собственной папке под именем  Кодовая таблица.

Откройте текстовый процессор  MS Word  и постройте таблицу по образцу:

ИСХОДНОЕ ЧИСЛО

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

БУКВА

110002

11012

1268

5D16

1108

4008

7F16

Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).

Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.

БУКВА

О

М

Ч

И

О

Л

Т

К

Р

Н

ЧИСЛО

256

173

93

86

13

72

24

255

15

127

Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.

Если Вы всё выполнили правильно, то  в столбце «БУКВА» получится слово.

Сохраните файл в собственной папке под именем  Кодовая таблица.

Откройте текстовый процессор  MS Word  и постройте таблицу по образцу:

ИСХОДНОЕ ЧИСЛО

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

БУКВА

110002

11012

1268

5D16

1108

4008

7F16

Заполните таблицу с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР (вид – инженерный).

Запишите букву в строке, соответствующей числу в десятичной системе счисления.

БУКВА

О

М

Ч

И

О

Л

Т

К

Р

Н

ЧИСЛО

256

173

93

86

13

72

24

255

15

127

Отсортируйте таблицу по возрастанию десятичных чисел.

Если Вы всё выполнили правильно, то  в столбце «БУКВА» получится слово.

Сохраните файл в собственной папке под именем  Кодовая таблица.

Знаковая система,  в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита (цифр).

_____________________________________________________________________________

Как называется процесс преобразования информации из одной знаковой системы в другую?

_____________________________________________________________________________

Как называется операция обратная кодированию?

_____________________________________________________________________________

Количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления называется  - ?

_____________________________________________________________________________

Последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или "вес" каждого разряда – это?

_____________________________________________________________________________

 Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел, называется ??? системы счисления. _____________________________________________________________________________

Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы? Приведите пример.

_____________________________________________________________________________

Римская система счисления – это позиционная или непозиционная система счисления?

____________________________________________________________________________

Арабскими или римскими называются цифры десятичной системы счисления?

_____________________________________________________________________________

Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной?

_____________________________________________________________________________

Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11?

_____________________________________________________________________________

Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 99?

_____________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато сто ногий. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.

Слайд 2

Назовите алфавиты следующих систем счисления: Троичная с.с. 12-ричная с.с. Пятеричная с.с. 7-ричная с.с 16-ричная с.с.

Слайд 3

Алфавиты каких позиционных систем счисления записаны: {0, 1, 2, 3} {0, 1, 2, 3, 4, 5} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H} {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O}

Слайд 4

В какой системе счисления с наименьшим основанием записаны данные числа 7, 1, 5, А, F 101, 358, 109, 24, 6D 2153, 7070, A19B, FF?

Слайд 5

Базисы каких позиционных систем счисления записаны: 9 0 , 9 1 , 9 2 , 9 3 , 9 4 , ..., 9 n , ... 15 0 , 15 1 , 15 2 , 15 3 , 15 4 , ..., 15 n , ... 24 0 , 24 1 , 24 2 , 24 3 , 24 4 , ..., 24 n , ... 60 0 , 60 1 , 60 2 , 60 3 , 60 4 , ..., 60 n , ... 16 0 , 16 1 , 16 2 , 16 3 , 16 4 , ..., 16 n , ... 4 0 , 4 1 , 4 2 , 4 3 , 4 4 , ..., 4 n , ...

Слайд 6

Назовите базисы следующих систем счисления: Троичная с.с. 7-ричная с.с 12-ричная с.с. 36-ричная с.с.

Слайд 7

Запишите числа в свернутой форме записи: 5 х 10 3 + 0х 10 2 + 2х 10 1 + 7х 10 0 1 х 3 3 + 0х 3 2 + 2х 3 1 + 1х 3 0 1 х 2 4 + 0х 2 3 + 0х 2 2 + 1х 2 1 + 1х 2 0 4 х 5 6 + 3х 5 3 + 1х 5 1 + 2х 5 0 1 х 10 8 + 9х 10 6 + 9х 10 2 + 5х 10 1

Слайд 8

Запишите в развернутой форме записи числа: 143511 10 457 8 13521 16 111 9 2А31 12

Слайд 9

Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырех ногий. И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная системе в классах с углубленным изучением математики.

 Вы познакомитесь с опытом работы учителей МОУ лицея № 82 по введению зачетной системы за 3 года....

Воспитательная система 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Путь к здоровью"

Презентация и анализ результативности функционирования ВСК в МКС(К)ОУ СКОШ VIII вида....

воспитательная система 5 класса

Воспитательная система класса  - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Контрольная работа "Кровеносная и дыхательная система" 8 класс

Контрольная работа в 8 классе по разделам "Кровеносная и дыхательная система" разработана  по учебнику Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 8 кл. М: Дрофа, 2006...

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...