Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

 

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат».

Цели урока:  озвучивают дети

1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.

2. формирование умения применять теоретические знания на практике; развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

3. воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых;  профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Ход урока:

Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, а также вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.

  1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф уроку: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

(Т. Бильрот) Учитель предлагает ученикам разъяснить эти слова, как они их понимают. (Объяснение)

  1. Значение скелета. ( Учащиеся самостоятельно составляют схему, один ученик на доске)

Значение скелета:

а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов

д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.

Задание № 1

Немой биологический диктант (показываю  кости, а ученики отвечают)

  1. Ключица                      2. Тазовая кость                    3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки           5. Рёбра                        6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть                     8. Плечевая кость                  9. Лопатки

Ответы:

10-9 =5

8-7=4

6-5=3

Задание № 2

I. Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.

5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.

1,7,12.

Разминка   - Мозговой отдел, Лицевой отдел

  1. Глазницы
  2. Теменная кость
  3. Скуловая кость
  4. Височная кость
  5. Затылочная кость
  6. Нижняя челюсть
  7. Верхняя челюсть
  8. Лобная кость
  9. Носовая кость

Задание № 3

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2. Скелет головы . . . (череп) .

3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).

5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

11. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).

12. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

13. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).

14. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической).

15. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).

16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

17. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

18. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

Задание № 4

Устные ответы (жетоны)

  1. Какие виды соединений костей вы знаете?

(ответ: а) неподвижное – швы, череп, копчик; б) полуподвижное – позвоночник, грудная клетка ; в) подвижное – суставы).

  1. А что вы знаете о химическом составе кости?

( ответ: а) органические в-ва (30%); б) неорганические в-ва (60 %); в) вода- 10%.

  1. на какие отделы делиться скелет головы (череп)?

 ( ответ: Скелет головы Мозговой Лицевой -лобная - верхнечелюстная -затылочная - нижнечелюстная -2 теменные - скуловые -2 - 2 височные - носовые-2 )

Задание № 5

- по каким признакам вы определили, например, мышечную ткань?

- Отлично, а скажите мне, пожалуйста, какие травмы может получить человек при неудачном падении или перегрузках организма? (ответ: растяжения, перелом,вывих).

- А знаете ли вы, кто первым ввел гипсовые повязки? ( Николай Иванович Пирогов). Он же первый начал применять эфир для наркоза.

Какая бывает работа мышщ? Ответ: а) статическая(сохранение позы непродолжительно) б) динамическая (движение)

 

 

ИТОГ УРОКА  -  РЕФЛЕКСИЯ:

вопросы:

-Что мы сделали для достижения поставленных целей?

-Довольны ли вы своим результатом?

-Можно ли это было сделать лучше?

-Где вам пригодится это умение?

 

 

 

 

ЛИЦЕВОЙ  ОТДЕЛ

 

 

 

МОЗГОВОЙ  ОТДЕЛ

 

 

ДАТА УРОК

КЛАСС

 

Твоё отношение к уроку (подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий
  2. Хороший, содержательный
  3. Нормальный, обычный
  4. Скучный без интереса
  5. Бесполезный, совсем не интересный

2

Вспомни тему урока

 

 

3

Какая цель стояла перед тобой на уроке

 

 

4

Каков был план  урока

 

5

Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке

 

 

6

Чему новому ты научился на уроке

 

7

Каковы были главные мысли, идеи на уроке:

 

 

8

Какие раннее полученные знания ты использовал на уроке

 

 

ДАТА УРОК

КЛАСС

 

Твоё отношение к уроку (подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий
  2. Хороший, содержательный
  3. Нормальный, обычный
  4. Скучный без интереса
  5. Бесполезный, совсем не интересный

2

Вспомни тему урока

 

 

3

Какая цель стояла перед тобой на уроке

 

 

4

Каков был план  урока

 

5

Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке

 

 

6

Чему новому ты научился на уроке

 

7

Каковы были главные мысли, идеи на уроке:

 

 

8

Какие раннее полученные знания ты использовал на уроке

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....

Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.

Конспект  обобщающего урока по математике  в  6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....

Обобщающий урок-КВН географии в 7 классе. Тема урока: "Африка".

                                      Тема урока: «Материки и океаны. Африка». КВН.    ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...