Изучение объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики
статья по информатике и икт на тему

Рожкова Татьяна Николаевна

Статья "Особенности объектно-ориентированного программирования в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-rozhkova-okonchatelnyy_variant.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рожкова Татьяна Николаевна

физико-математический факультет, 5 курс, информатика и английский язык

makmar91@mail.ru, +7 960 580 05 26

Научный руководитель:

Козлов Сергей Валерьевич,

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры информатики

Особенности изучения объектно-ориентированного программирования в школе

Современная практика программирования раскрывает перед пользователем вычислительной техники широкий спектр возможностей. В настоящее время существует целый ряд методов программирования от объектно-ориентированной парадигмы до логического и функционального подхода. Однако во многих учебных заведениях при подготовке специалистов по информатике изучается только одно из данных направлений. В школе программирование на базовом уровне либо не изучается вообще, либо рассматривается в ознакомительном плане. При этом предпочтение отдается, как правило, основам структурного программирования.

Идеология объектно-ориентированного подхода (ООП) в программировании, востребованная при решении многих практических задач, в школьном курсе информатики практически не освещается. В школе данная тема если и изучается, то частично при знакомстве с классификацией подходов в программировании.

Основы ООП рассматриваются в учебниках по информатике Н.Д. Угриновича для 9 класса среднего звена и 10 класса старшей школы, которые в основном и используется в школах. Именно в этих учебниках данная тема представлена отдельным разделом – «Основы объектно-ориентированного программирования». В учебниках по информатике других авторов данная тема отдельно не рассматривается, как правило, о парадигме ООП есть лишь разрозненные упоминания.

ООП является ведущим подходом в программировании и реализуется практически в любом современном языке программирования. Упрощение и сокращение программного кода, простота в изучении и удобства в использовании ООП послужило широкому распространению данного подхода. В связи с этим возникает необходимость внедрения изучения принципов ООП в школе. При этом остается открытым вопрос, как реализовать обучение принципам ООП и какие при этом могут возникнуть трудности.

Кратко опишем основные принципы объектно-ориентированного подхода в программировании.

Объектно-ориентированное программирование – это подход программирования, основанный на работе с объектом, его свойствами и методами, для работы с которыми используются принципы полиморфизма, наследования и инкапсуляции [1]. Объектно-ориентированный подход программирования может реализовываться не только в визуально-ориентированных языках программирования, но и в процедурных языках программирования, например в Object Pascal.

В основе ООП лежит понятие класса, под которым понимают новый тип данных, вводимый разработчиком при решении конкретной задачи. Объект или класс является абстрактным типом данных, создаваемым программистом. Для описания объекта или класса определяются его свойства и методы.

В основе объектно-ориентированного программирования лежат следующие понятия: инкапсуляция, наследование и полиморфизм [2].

Инкапсуляция подразумевает такое объединение свойств и методов класса внутри него, при котором доступ к свойству возможен только путем вызова соответствующего метода. При этом обособленность является важным свойством объекта. Внутренняя структура данных и алгоритм их обработки скрыты от пользователя и защищены от непреднамеренных изменений.

Технология ООП позволяет создавать иерархии объектов, то есть объект может иметь наследников (объект, которому доступны методы родительского объекта и обладающий еще своими методами). Использование наследования позволяет брать за основу имеющиеся объекты и создавать от них наследников с требуемыми свойствами.

Для написания более гибкой программы используется понятие «полиморфизм». Полиморфизм дает возможность во время выполнения программы выполнять разные операции с помощью одного и того же имени.

Усвоение фундаментальных принципов объектно-ориентированного подхода составляет базис знаний и умений школьника для дальнейшего изучения данной технологии программирования.

Таким образом, целью проводимой экспериментальной научной работы выступило исследование возможностей изучения и последующего включения темы «Объектно-ориентированное программирование» либо в базовый школьный курс информатики либо в виде факультативного или элективного курса.

Экспериментальное исследование заключалось в следующем:

 - разработать систему уроков изучения ООП;

 - проверить эффективность разработанных учебных материалов;

 - провести анкетирование учащихся.

Эксперимент проводился в 10 классе МБОУ Озерненская СОШ № 1 Смоленской области. Экспериментальная группа состояла из 21 ученика.

С целью выяснения возможности включения темы «Объектно-ориентированное программирование» в школьный курс информатики была разработана специальная система уроков. Она состояла из шести занятий, включающих входное тестирование и итоговую проверку знаний. Для изучения ООП использовался редактор Visual Basic пакета Microsoft Office.

Для выявления результатов изучения ООП было проведено анкетирование учащихся. Оно проводилось во внеучебное время уже после изучения на уроках информатики принципов ООП.

Обучение школьников принципам ООП в рамках эксперимента имело следующие особенности. До изучения принципов ООП, учеников необходимо было познакомить с новым языком программирования. Так же, следовало разобраться, что является объектом, свойствами и методами и как они могут быть представлены в данном языке программирования. В связи с этим три урока необходимы для объяснения принципов ООП (инкапсуляция, полиморфизм и наследование). Интерпретация принципов ООП основывается на примерах из жизни и работы с математическими данными. Последний урок является заключительным. Он предназначен для закрепления и расширения знаний по объектно-ориентированному программированию. Так же, сюда входит выполнение заданий для выявления уровня полученных знаний.

Результаты итогового контроля знаний учеников в сравнении с начальным уровнем подготовки показали положительную динамику.

Сравнительный анализ знаний учащихся

На оценку «2»: до - 10 учеников, после - 0 учеников

На оценку «3»: до - 8 учеников, после - 8 учеников

На оценку «4»: до - 3 ученика, после - 11 учеников

На оценку «5»: до - 0 учеников, после - 6 учеников

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках информатики в школе можно изучить основные методы ООП с использованием методов структурного программирования на примере Visual Basic.

Заключительным этапом экспериментального исследования являлось анкетирование учащихся.

Анкета включала следующие вопросы:

  1. Какие языки программирования ты изучал?
  2. Какой из них тебе больше всего понравился?
  3. До изучения объектно-ориентированного программирования ты что-нибудь слышал о языке программирования Visual Basic?
  4. В каком языке программирования легче работать, в процедурном или объектно-ориентированном языке? Почему?
  5. Хотелось бы тебе изучить объектно-ориентированный язык программирования Visual Basic более подробно? Почему?
  6. Стал ли ты лучше разбираться в программировании после изучения объектно-ориентированного программирования?

В результате анализа данных анкетирования можно сделать следующие выводы.

Ученики знакомы с очень малым количеством языков программирования. Это – Gambas, Visual Basic и Free Pascal. Все учащиеся 10 класса знакомы с языком программирования Gambas (редактор текстового процессора Open Office Writer). 8 человек знакомы с языком программирования Visual Basic. Эти два языка предлагаются для изучения программирования в учебнике по информатике Н.Д. Угриновича. Язык Free Pascal отметили ученики, которые изучали его на дополнительных занятиях по информатике либо самостоятельно.

Большинству учащихся – 17 школьников – понравился язык программирования Gambas. Важно обратить внимание на то, что ученики, которые были знакомы с несколькими языками программирования, предпочли Gambas. На вопрос «Почему?», ученики отмечали, что синтаксис языка Gambas проще и более понятен. До изучения объектно-ориентированного программирования только лишь 12 учеников слышали что-либо о языке программирования Visual Basic.

Многим ученикам (61 %) легче работать в объектно-ориентированном языке программирования, чем в процедурном языке. Одной из причин выбора объектно-ориентированного языка программирования была простота и удобство работы с объектами (форма, кнопка, поле и надпись). Следует подчеркнуть, что некоторые ученики приравнивали объектно-ориентированные и визуально-ориентированные языки программирования.

Ученики в ходе исследования отмечали такие преимущества ООП как использование при программировании понятий, близких предметных областей и сокращение длины программного кода. Их оппоненты в качестве причин выбора процедурного языка программирования называли:

 - проблемы с выявлением взаимосвязей между теорией и практикой в ООП;

 - пустую трату времени на изучение дополнительных методов программирования (полиморфизм, инкапсуляция, наследование);

 - сложность кода для умения решать простые задачи по программированию с использованием операторов ветвления и циклов.

Желание учеников изучить более подробно ООП возникло чуть более чем у половины класса (51 %). Таким ученикам было бы интересно увидеть все преимущества ООП и научиться решать более сложные задачи в объектах.

Другие ученики посчитали, что данного курса достаточно для изучения основных принципов ООП. Все принципы объяснены лаконично и ясно, вследствие чего не требуется дополнительно времени для изучения ООП более подробно. Возникновение трудностей при решении задач ООП вызвало нежелание у некоторых учеников продолжать изучение ООП.

Несмотря на последний факт, 86 % учеников стали лучше понимать программирование. Отсутствие отрицательных результатов изучения ООП говорит о том, что знания в данной области помогает постичь основы программирования.

Но, учитывая затруднения при решении практических задач, нежелание изучать ООП более подробно, проблемы у учеников с выявлением взаимосвязей между теорией и практикой в ООП, незнание основных понятий программирования, заменить изучение структурного программирования ООП полностью нельзя. В школе для этого требуется дополнительное количество часов на изучение содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». В связи с этим изучение вопросов ООП выносится на дополнительные занятия по информатике или элективные курсы.

В данной методике преподавания ООП не рассматривается программирование в объектах. Следует учитывать, что не всегда, при решении задач, особенно не очень сложных, данный метод является самым оптимальным. В профориентационных целях изучения информатики в школе больше внимание уделяется освоению школьниками информационных технологий, чем освоению работы программиста. Поэтому по программированию в школе решение сложных задач практически не рассматривается [3]. Но ООП можно рассматривать как метод изучения программирования в целом. В связи с этим, дальнейшее исследование будет заключаться в изучении ООП в школьном курсе информатики как базовой методологии программирования. В этом случае изучение ООП целесообразно будет начинать на базовом уровне с пятого, а не восьмого класса.

Таким образом, результаты исследования подтверждают востребованность и необходимость изучения ООП в школьном курсе информатики.

Литература

  1. Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии = An Introduction to Object-Oriented Programming. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  2. Хорев П. Б. Технологии объектно-ориентированного программирования. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
  3. Козлов С. В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14006. – [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2014/14006.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. – [дата обращения 17.03.2014]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Изучение уравнений и неравенств в школьном курсе математики"

зачётная работа на курсах повышения учителей математики...

Изучение объектно-ориентированной среды Lazarus, лабораторная работа №1

Лабораторная работа №1Тема: LAZARUS – среда визуального программирования.  Палитра компонентов. Свойства и методы компонентов. Простейшие компоненты ввода и вывода данных. Функции перевода типов ...

Изучение объектно-ориентированной среды Lazarus, лабораторная работа №2

Тема: Конструкции языка программирования Object Pascal.Цель: Изучение  конструкций «ветвление», «циклы», «обработка исключительных ситуаций», формирование навыков разработки интерфейсной части...

Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования"

Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования" на примере Visual Basic предназначена в помощь учителю при проведении урока в 9 классе...

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic

В презентации материал оязыках программироания, что такое транслятор, интерпретатор, компилятор. Так же рассказывается о системе программирования Visual Basic....

Особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики

Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине "Информатика" предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может само...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время широкое распространение в сфере образования получили информационные технологии. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются...