Изучение объектно-ориентированной среды Lazarus, лабораторная работа №2
методическая разработка по информатике и икт по теме

Тема: Конструкции языка программирования Object Pascal.

Цель: Изучение  конструкций «ветвление», «циклы», «обработка исключительных ситуаций», формирование навыков разработки интерфейсной части  и  программного кода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №2

Тема: Конструкции языка программирования Object Pascal.

Цель: Изучение  конструкций «ветвление», «циклы», «обработка исключительных ситуаций», формирование навыков разработки интерфейсной части  и  программного кода.

Примечание: Выполняется после изучения теоретического материала занятия.

  1. Решить задачу по образцу.

(см. в справочных материалах)

  1. Решить самостоятельно представленные ниже задачи.

  1. Вычислить сумму первых 10 элементов ряда: 1+1/2+1/3+….(FOR )
  2. Вычислить значение числа π (сумма ряда 1-1/3+1/5-1/7+1/9-… при достаточно большом к-ве членов ряда приближается к значению π/4) с точностью, задаваемой пользователем во время работы программы.(т.е. вычисление заканчивается тогда, когда значение очередного члена ряда становится меньше, чем заданная точность вычислений)(WHILE)
  3. Определить, является ли число, введенное пользователем простым. (REPEAT)

  1. Ответить на вопросы:

- Какие конструкции алгоритма можно использовать в Object Pascal?

- Дайте определения каждой алгоритмической конструкции.

- Какие виды циклов есть в Object Pascal? Как они записываются?

- Что обозначает конструкция  try    except

Справочные материалы

Пример1

Задача «калькулятор»

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

var

x,y,z:real;

begin

 if (edinput1.Text='') or   (edinput2.Text='')

 or (cbsign.ItemIndex<0) then exit;

 try

  x:=strtofloat(trim(edinput1.text));

 except

  showmessage('ошибка'+edinput1.text);

  edinput1.setfocus;

  exit;

 end;

   try

    y:=strtofloat(trim(edinput2.text));

   except

    showmessage('ошибка'+edinput2.text);

    edinput2.setfocus;

    exit;

   end;

case  cbsign.ItemIndex of

0: z:=x+y;

1: z:=x-y;

2: z:=x*y;

3: try

    z:=x/y;

   except

    z:=1.1e+38;

   end;

end;

lbOutput.Caption:=trim(edinput1.text)+' '+cbsign.items[cbsign.ItemIndex]+' '+trim(edinput2.text)+' = ';

if z>=1.1e+38

  then

  lbOutput.Caption:= lbOutput.Caption +'бесконечность'

  else

   lbOutput.Caption:= lbOutput.Caption + floattostr(z);

mmOUTput.Lines.Add(lboutput.Caption);

edInput1.Text:='';

edInput2.Text:='';

cbsign.itemindex:=-1;

edInput1.setfocus;

end;

procedure FormActivate(Sender: TObject);

    procedure bbRunClick(Sender: TObject);

  private

    { Private declarations }

    x:integer;

 

procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);

begin

x:=random(1001);

edinput.setfocus;

caption:='угадай число в диапазоне от 1 до 1000';

lboutput.Caption:='введите число';

end;

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

var

y:integer;

begin

   if edinput.text='' then close;

   y:=strtoint(trim(edinput.text));

   edinput.text:='';

   edinput.setfocus;

   if Tag = 0 then

               if x

                       else

                        if x>y then

                            mmoutput.lines.add('x > '+inttostr(Y))

                                else

                                begin

                                mmoutput.lines.add('x = '+inttostr(Y));

                                lboutput.Caption:='Вы угадали. Введите 1 для повтора';

                                Tag:=1;

                                end

                else

                 if y = 1 then

                           begin

                            x:=random(1001);

                            lboutput.Caption:='введите число';

                            Tag:=0;

                           end

                          else close;

end;

end.

Пример 2

Пример решения задачи  «стоимость телефонного разговора»        

Компонент

Назначение

Edit1

Для ввода длительности разговора в минутах

Edit2

Для ввода номера дня недели

Label1,Label2

Для вывода пояснительного текста назначении полей ввода

Label3

для вывода результата

Button1

для активизации процедуры вычисления

CONST

 P=0.45;  {ЦЕНА 1 МИН}

 D=20;  {СКИДКА}

VAR

  T:REAL;  {ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАЗГОВОРА}

  D:INTEGER;  {ДЕНЬ НЕДЕЛИ}

  S:REAL;  {СТОИМОСТЬ РАЗГОВОРА}

BEGIN

  T:=STRTOFLOAT(EDIT1.TEXT);

  D:=STRTOINT(EDIT2.TEXT);

  S:=P*T;

  IF (D = 6) OR (D = 7)

           THEN S:=S*(100-D) / 100;

  LABEL3.CAPTION:=’К ОПЛАТЕ    ’+FLOATTOSTR(SUMMA)+’РУБ’;

END;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Знакомство с системой объектно-ориентированного визуального и алгоритмического программирования Lazarus"

Практические работы знакомства и программирования в среде визуального программирования Lazarus для учащихся 9 класса, изучающих информатику по учебнику Угриновича Н.Г....

Изучение объектно-ориентированной среды Lazarus, лабораторная работа №1

Лабораторная работа №1Тема: LAZARUS – среда визуального программирования.  Палитра компонентов. Свойства и методы компонентов. Простейшие компоненты ввода и вывода данных. Функции перевода типов ...

Лабораторная работа №6 «Решение задач с использованием символьных и строковых величин в среде Lazarus.

Тема: Лабораторная работа №6 «Решение задач с использованием символьных и строковых величин в среде Lazarus».Цель: закрепить знания по использованию строк и символов в Lazarus, развивать логическое м...

Организация ввода и вывода информации в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus

Чтобы текст в поле объекта Edit или Label был доступным в программном коде проекта, необходимо обратиться к свойствам соответствующих объектов, указав имя объекта и свойство через точку, то есть: Edit...

Изучение объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики

Статья "Особенности объектно-ориентированного программирования в школе"...

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...

КПрезентация по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»

Презентация по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...


 

Комментарии

Лабораторная работа №2 для изучения ООС Lazarus