Конспект и презентация к уроку "Наглядные формы представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок создан с использованием Способа диалектического обучения, посредством которого формируется развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Конспект урока содержит задания для развития логических и общеучебных познавательных и УУД, применение простой и сложной кооперации.

В архиве размещены конспект и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евтягина Виктория Игоревна,

учитель информатики ШДО

Урок информатики

Класс: 5 .

Учебное пособие: Информатика учебник Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; Бином, Москва 2016г.; рабочая тетрадь Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; Бином, Москва 2016г..

Тема: Наглядные формы представления информации.

Цели урока

  1. Образовательно-развивающие:

1.1 Выведение и усвоение понятий: наглядные формы представления информации, рисунок, схема, диаграмма

1.2 Применение опорных понятий: информация, таблица, текстовая информация, графическая информация, числовая информация.

1.3 Овладение метапредметными умениями

Познавательные УУД:

- проведение знаково-символических действий;

- анализ объектов с целью выведения признаков;

- подведение под понятия;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД:

- планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата;

- умение осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

1.4 Овладение специальными (предметными) умениями:

- представлять информацию в наглядной форме;

- создавать диаграммы в текстовом процессоре;

- выбирать форму представления информации;

- различать виды наглядной информации;

- формализовать и структурировать информацию.

  1. Воспитательная:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

- содержание – форма;

- общее – особенное – единичное.

Формирование личностных УУД:

- осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат,

- желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Основные понятия: наглядные формы представления информации, рисунок, схема, диаграмма.

Тип урока: Открытие нового знания.

Продолжительность: 45 минут.

Заявка на оценку:

«5»- 17 баллов и более

«4»- 13 баллов – 16 баллов

«3»-  10 баллов – 12 баллов


Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность ученика

1. Орг.момент

Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория
Игоревна. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, полезного и интересного.

Ознакомьтесь с заявкой на оценку и запланируйте оценку, которую хотите получить.

2 мин

Планируют оценку за урок, исходя из заявки на оценку.

2. Актуализация знаний

Задание 1. На столах приготовлены карточки с разными словами. Вам необходимо собрать из них определение понятия. После чего указать родовой и видовые признаки понятия.

0,5 мин

2 балла

1. Собирают определение понятия: Информация - это знания, которые мы получаем из окружающего нас мира с помощью органов чувств.

Задание 2. Вписать недостающие понятия в схеме:

0,5 мин

1 балл

2. Дети вписывают понятия:

Задание 3. В схеме нужно подписать номер картинки под соответствующую ей форму

1

2

3

4

5

6

7

1 мин

2 баллов

3. Дети подставляют номера картинок:

    1

  2

  4

  7

     6

       5

     3

                 

Ученики делятся на три группы и обсуждают получившиеся ответы.

После обсуждения ученики выбирают представителя группы, который будет

«защищаться». Ученики из других групп могут дополнить или возразить.

Первое задание защита – САМООЦЕНКА!

После защиты второго задания - САМООЦЕНКА! Как вы думаете, о какой форме представления информации мы сегодня будем говорить?

Не забыть давать баллы!

1 мин

(простая кооперация)

5 мин

По 1 баллу за выступление, доп-е, возр-е

О графической форме представления информации.

3. Выведение темы урока

После защиты третьего задания - САМООЦЕНКА!

Теперь назовите, что включает в себя графическая информация?

Как мы воспринимаем граф. информацию?

Правильно! Значит, такую информацию еще можно назвать наглядной.

Поэтому тема нашего занятия звучит так: «Наглядные формы представления информации».

Дать названия картинкам под темой урока.

1 мин

Рисунки, диаграммы, схемы

С помощью глаз.

4. Работа по теме урока

Используя карточку № 1 составить вопросы-понятия, на которые мы ответим в ходе урока.

Не забыть давать баллы!

2 мин

1 балл

Что называется наглядными формами представления информации?

Что понимается под схемой?

Что выражает диаграмма?

Что представляет собой рисунок?

Выделить существенные признаки схемы, диаграммы, рисунка.

2 мин

1 балл

Определяют признаки (в схемах применяются условные обозначения, диаграммы представляют числовые данные, рисунок отражает объект в натуральном виде)

Вывести на слайд определения:

Схема – это наглядная форма представления информации, которая отражает устройство объектов, связи между ними при помощи условных обозначений.

Диаграмма – это наглядная форма представления информации числовых данных в виде графиков, прямоугольников и частей круга.

Рисунок – это наглядная форма преставления информации, посредством которой объект передается в натуральном виде с помощью карандаша, кисти, компьютера и т.д.

4 мин

1 балл

Выделите родовой (одной чертой ) и видовые признаки каждого понятия (двумя чертами).

Индивидуальный труд и фронт. проверка, САМООЦЕНКА!

3 балла

(Индивид труд)

Схема – это наглядная форма представления информации, которая отражает устройство объектов, связи между ними при помощи условных обозначений.

Диаграмма – это наглядная форма представления информации числовых данных в виде графиков, прямоугольников и частей круга.

Рисунок – это наглядная форма преставления информации, посредством которой объект передается в натуральном виде с помощью карандаша, кисти, компьютера и т.д.

Используя карточку № 3 сравните схему и рисунок.

Не забыть давать баллы!

5 мин

3 балла

По сравнению со схемой, рисунок отражает объект в натуральном виде.

Так же, как и схема, рисунок является наглядной формой представления информации.

На слайде задание «Найди лишнее».

(изображения под цифрами, ученик должен выписать в тетрадь лишнюю в каждой строчке (6 строк)).

2 мин

(индивид. труд)

6 баллов

Обсуждение по группам.

1 мин

(простая кооперация)

Каждая группа защищается

САМООЦЕНКА!

5 мин

По 1 баллу за выступление, доп-е, возр-е

1 строка – лишнее 2

2 строка – лишнее 1

3 строка – лишнее 2

4 строка – лишнее 3

5 строка – лишнее 1

6 строка – лишнее 3

Для сравнения числовых данных люди различных профессий используют диаграммы. И сегодня вы научитесь их создавать

Практическая работа Задание 1, задание 5

Проверить одну работу на общем экране!!!

САМООЦЕНКА!

9 мин

4 балла

5. Обобщение темы урока

Подвести изученные понятия под философские категории «Общее – особенное – единичное».

2 мин

Пример: Общее – города

Особенное - города России

Единичное - Красноярск

Общее – нагляд.формы

Особенное схема

Единичное – конкерт. схема

Общее – нагляд.формы

Особенное рисунок

Единичное – конкрет. рис

Общее – нагляд.формы

Особенное - диаграмма

Единичное – конкрет. диагр.

6. Домашнее задание

1. Прочитать параграф § 10 и составить 2-3 вопросы-суждения

2. В РТ выполнить № 134 на стр.105

3. Отразить отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А – способы представления информации

В –  наглядный способ представления информации

С – диаграмма

D – рисунок.

1 мин

7. Подведение итогов

Подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценку.

Кто получил 5?

Кто получил 4?

Кто получил 3?

Кто получил оценку ниже запланированной? Есть такие?

А кто получил оценку ниже запланированной?

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Проект урока и презентация «Форматирование-изменение формы представления информации».

Проект урока«Форматирование-изменение формы представления информации». автор: Барахтин Анатолий Михайлович,учитель информатики высшей категории МБОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная...

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

Конспект урока информатики в 5 классе по теме"Табличная форма представления информации"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока:Образовательные:·         Иметь представление о табличной форме представления информации;·...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...