Конспект урока информатики в 5 классе по теме"Табличная форма представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
· Иметь представление о табличной форме представления информации;
· Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);
· Уметь представлять информацию в табличном виде;
· Уметь решать логические задачи с помощью таблиц.
Воспитательные:
· воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
· воспитание дисциплинированности;
Развивающие:
· развивать внимание, наблюдательность;
Основные понятия:
· табличная форма представления информации;
· таблица, ячейка, строка, столбец;
· головка таблицы, боковики, прографка.
Оборудование:
· компьютер;
· мультимедиапроектор;
· интерактивная доска;
· раздаточный материал.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную.
5. Физкультминутка.
6. Выполнение практической работы (решение логических задач).
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme_tablichnaya_forma_predstavleniya_informatsii.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Конспект урока информатики в 5 классе:
- "Табличная форма представления информации"
Учитель информатики
МБОУ СОШ с. Мужиново
Клетнянского района Брянской области
Борисенко С.Н.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- Иметь представление о табличной форме представления информации;
- Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);
- Уметь представлять информацию в табличном виде;
- Уметь решать логические задачи с помощью таблиц.
Воспитательные:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
- воспитание дисциплинированности;
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность;
Основные понятия:
- табличная форма представления информации;
- таблица, ячейка, строка, столбец;
- головка таблицы, боковики, прографка.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- раздаточный материал.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Объяснение нового материала.
- Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную.
- Физкультминутка.
- Выполнение практической работы (решение логических задач).
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: Слайд №1. Чтобы выяснить, чем именно мы сегодня будем заниматься давайте, выполним дешифровку с помощью кодовой таблицы, которая лежит у вас на столах. Чтобы вы побыстрее справились с этим заданием я разбила головоломку на четыре части. Итак, приступим.
( после расшифровки каждой части, дети пишут свое слово на доске и получают тему урока «Табличная форма представления информации» и формулируют цели урока: Что такое таблица? Из чего она состоит? Для чего она нужна? Слайд №3).
Давайте вспомним:
- Какие формы представления информации вам уже известны?
- Расскажите о текстовой форме представления информации.
- Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубить топором»? Согласны ли вы с этим?
3. Объяснение нового материала.
Внимательно прочитайте текст «Оценки за год» в учебнике на стр. 37.
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию (стр. 38, Слайд №4). По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Приведите примеры, где еще вы встречаетесь с представлением информации в форме таблицы? (календарь погоды, расписание уроков, таблица умножения и т.д. Слайды №5-8).
Запись в тетрадь определения:
Таблица – универсальное средство представления информации.
Таблица – простая и удобная форма представления однотипной информации.
Слайд № 9
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Слайд №10)
В любой таблице можно выделить: строки, столбцы, ячейки. (Слайд №11)
4. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную. (используется раздаточный материал (Слайд №12)
5. Физкультминутка. (Слайд № 13)
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Решение логических задач.
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц можно находить решения логических задач. Такая форма решения задачи является наиболее наглядной и простой.
Рассмотрим логическую задачу.(Слайд № 16)
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.
4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены.
Кто чем увлекается?
Построим таблицу, в которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями : «Футболист», «Баскетболист», «Легкоатлет», «Хоккеист» и строки с именем мальчиков.(Слайд № 17)
Анализ исходных условий. Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак «минус».
Аналогично определяем, что:
Петр не баскетболист и не хоккеист ( из пункта 2);
Андрей и Иван не хоккеисты (из п.3).
После анализа исходных условий таблица выглядит так:
Футболист | Баскетболист | Легкоатлет | Хоккеист | |
Иван | - | - | ||
Петр | - | - | ||
Алексей | - | |||
Андрей | - |
Теперь будем рассуждать.
По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом. Следовательно, в каждой строке и каждом столбце может быть только один «+».
В графе «Хоккеист» оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, т.к. согласно условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой ячейке «+».
Но раз Алексей хоккеист, он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и зафиксируем знаком « - » во всей «Алексеевской» строчке.
Футболист | Баскетболист | Легкоатлет | Хоккеист | |
Иван | - | - | ||
Петр | - | - | ||
Алексей | - | - | - | + |
Андрей | - |
Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист – не Иван. Отметим этот факт минусом в соответствующей ячейке.
Теперь в столбике «Баскетболист» три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему «+», а в оставшихся пустых клетках строки – минусы.
Теперь определился легкоатлет – это Петр. Ставим минусы в его строке.
Остается один Иван, и он, очевидно, футболист. Окончательный вид таблицы:
Футболист | Баскетболист | Легкоатлет | Хоккеист | |
Иван | + | - | - | - |
Петр | - | - | + | - |
Алексей | - | - | - | + |
Андрей | - | + | - | - |
Таким образом, в результате решения задачи в виде таблицы и анализа ее мы пришли к выводу, что Иван – футболист, Петр – легкоатлет, Алексей – хоккеист, а Андрей – баскетболист.
Решить задачу «Будущая профессия» (раздаточный материал, Слайд № 18-19)
7. Рефлексия.
С чем нам надо было познакомиться на уроке?
Все ли вопросы мы рассмотрели?
С каким новыми понятиями мы познакомились? (Слайд № 20)
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
§ 1.10, вопросы к №1-4, § 3.9 на стр. 127 (задачи на переливание).
Приложение 1.
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | пробел |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(4,2), (1,3), (2,3), (2,1), 10,3), (8,2), (4,1), (1,3), (11,1)
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | пробел |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(12,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (12,1)
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | пробел |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(1,2), (2,2), (6,3), (5,3), (3,2), (4,2), (1,3), (3,3), (2,1), (6,3), (4,1), (10,3), (11,1), (12,1)
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | пробел |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(10,3), (4,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (9,2), (10,3), (10,3), (12,3)
Приложение 2.
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1995 году. Следующий по весу алмаз – алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз – «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Самые крупные алмазы
Куллинан | ||
Эксцельсиор | ||
Звезда Сьерра-Леоне | ||
Кохинор | ||
Великий Могол | ||
Алмаз Победы |
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1995 году. Следующий по весу алмаз – алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз – «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Самые крупные алмазы
Куллинан | ||
Эксцельсиор | ||
Звезда Сьерра-Леоне | ||
Кохинор | ||
Великий Могол | ||
Алмаз Победы |
Приложение 3.
Решите логическую задачу.
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Школьник | Профессия | ||
Саша | тракторист | садовник | комбайнер |
Коля | |||
Петя |
Решите логическую задачу.
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Школьник | Профессия | ||
Саша | тракторист | садовник | комбайнер |
Коля | |||
Ретя | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...
Разработка урока информатики и ИКТ на тему "Табличная форма представления информации" 5 кл
Представлен урок информатики с применением технологии развивающего обучения с элементами игры. Учителем разработана интерактивная презентация с использованием триггеров, которая применяется на э...
Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
Урок информатики в 5 классе«Табличная форма представления информации» Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока:Образовательные:·...
Сценарий урока информатики в 5 классе по теме «Наглядные формы представления информации».
Данный урок представлен в естественно-научном направлении. Данный урок составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 класс...
Технологическая карта урока информатики для 5 класса на тему "Табличные формы представления информации"
Тема урока: «Табличные формы представления информации»Цели:Развивающая: развивать интеллектуальные способности, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.Обр...
Информатика 5 класс. Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.
Технологическая карта к уроку....
Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"
Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"...