Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.

При проведении урока даётся понятие текста как наиболее распространенной форме представления информации. Напоминается история записи информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки.

Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Указаны достоинства применения компьютера для хранения, обработки и передачи текстовой информации.

Приведены задания на закрепление нового материала. Подводиться итог урока и дается задание на дом.

Урок сопровождается презентацией  «Текст как  форма представления информации».

Разработка урока с презентацией помогает ученикам легко усвоить тему урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель информатики МКОУ «Басинская ООШ» Гайдукова  Анна Андреевна

Конспект урока для 5 класса

Тема: «Текст как форма представления информации»

по учебнику

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Босова. - Москва : Бином. Лаб. знаний , 2013 - 192 с.

Автор разработки:

Гайдукова Анна Андреевна,

учитель информатики .

Астрахань 2013г.

Класс 5. УМК Л. Л. Босовой

Тема: «Текст как форма представления информации»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • углубить представления учащихся о формах представления информации;
  •  акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.

Задачи:

Обучающая:

- повторение и обобщение темы «кодирование информации»

- стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

- развитие логического мышления, памяти, внимательности;

- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: личностно-ориентированная

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
  • Презентация «Текст как форма представления информации»


Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • текст;
  • текстовая информация.

.

Ход урока:

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

  Ученики отвечают на вопросы.

  1. Как человек хранит информацию?
  2. Как человек передает информацию?
  3. Что понимается под кодированием информации?

  Ученики отвечают на вопросы №1, №2 с.30 учебника. (При ответе на вопрос №1, желательно, чтобы ученики рассказали обо всех трех способах кодирования информации.)

  1. Какие формы представления информации вы знаете?
  2. Зависит ли форма представления информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?

  Обсуждение заданий РТ: №31, №32 с.30.

Задание РТ: №31 с.30.

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Расшифруйте следующее сообщение:

(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1)

За добро добром

(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3)

и платят.

Задание РТ: №32 с.30.

Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:

меню

(3,1) (6,3) (4,1) (10,1)

пуск

(1,2) (5,2) (3,2) (1,1)

команда

(1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)

вкладка

(3,3) (1,1) (2,1) (1,3) (5,3) (1,1) (1,3)

  Визуальная проверка выполнения задания РТ: №34 с.32-37.

Задание РТ: №34 с.32-37.

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.

Вариант 1

Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

Ответ:

Вариант 2

Отметьте точки:

1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.

Ответ:

Вариант 3

Отметьте точки:

1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 1.

5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11.

Ответ:

Вариант 4

Отметьте точки:

1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.

12 – 13 – 14 – 15.

Ответ:

Вариант 5

Отметьте точки:

1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.

Ответ:

Вариант 6

Отметьте точки:

1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.

Ответ:

2) Объяснение нового материала: Текст как форма представления информации, §1.9, с.35.

  Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.

  Подготовить и продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.

  Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.

  Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.

Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.

Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.

Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.

3) Физминутка

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1-2 минуты.

4) Закрепление изученного материала:

  Задание РТ: №35 с.38 подчеркивает смысловой аспект текста.

  Разобрать на уроке первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты преобразований.

Задание РТ: №35 с.38.

Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ". Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:

Результат

Исходное
слово

Цепочка превращений

рак

суп

СУП – сук – сок – рок – РАК

шаг

бег

БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ

суша

море

МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША

век

миг

МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК

коса

бант

БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА

куб

шар

ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ

слон

муха

МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН

5) Домашнее задание:

§1.9, вопросы.

РТ: №10 - №12 с.16.

РТ: №35 с.38 (построить одну из цепочек по выбору учащегося).

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. - 192 с.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 87 с.: ил.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 320 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст как форма представления информации 5 класс Выполнила презентацию Гайдукова Анна Андреевна. учитель информатики МКОУ «Басинская ООШ»

Слайд 2

Разминка С буквой “Л” – в игре в футбол Часто слышим слово … ГОД Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А “Ф” на “П” заменишь коль, То превращаюсь я в знак сложения. С “Д” уж в слове смысл не тот – Мерой стало просто … ГОЛ

Слайд 3

Текст - одна из наиболее распространенных форм представления информации. - это всякая записанная речь, любое описание чего-нибудь, любое письменное сообщение. - это определенная последовательность символов.

Слайд 4

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Слайд 5

Текст напечатанное написанное в устной форме Словесное высказывание Книги читать – скуки не знать Рукопись С. А. Есенина

Слайд 6

Тексты отличаются один от другого по: оформлению и размеру; назначению и смыслу; носителю информации; способу создания и т.д.

Слайд 7

В течение этого времени менялось: то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага); то, с помощью чего записывали информацию (камень, костяная палочка, птичье перо, авторучки) Но не менялось главное: чтобы внести изменение в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс . На протяжении тысячелетий люди записывали информацию

Слайд 8

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

Слайд 9

Текст Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям. Для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

Слайд 10

Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, рак и щука» Задания на закрепление: Является ли текстом или текстовой информацией: Фотография в альбоме Написанное вами сочинение Схема метрополитена г. Москва Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма Просмотренный кинофильм

Слайд 11

Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание (написанное, напечатанное, в устной форме).

Слайд 12

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую. Казнить нельзя помиловать. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.

Слайд 13

Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

Слайд 14

Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот» Галкина И.А. учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

Слайд 16

Самое главное: Текст — одна из наиболее распространённых форм представления информации. Всякий текст — это определённая последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.

Слайд 17

Домашнее задание § 1.9 (стр. 35-36) РТ №№ 10, 11, 12 (с. 16); № 35 (бег, бант) (с.38)

Слайд 18

Спасибо за урок!

Слайд 19

Источники Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 192 с.:ил. http://www.frankandandyschleck.com/images/open_book.jpg книга http://www.novadent.ru/images/stories/flus.jpg флюс http://willbe.ru/img/clause/rossijskie_gazety_dorozhajut_clause_original.gif газеты http://i025.radikal.ru/0907/8a/265a27a77759.jpg дневник http://www.corbisimages.com/images/CB029641.jpg?size=572&uid={2A18AF23-7B65-422F-8721-5A437478E418} письмо http://www.frimg.ru/upload/iblock/475/tekst.jpg текст http://kp.md/f/4/image/95/18/91895.jpg рукопись Есенина http://www.jeelinvicult.com/wp-content/uploads/2011/04/Hallway.jpg разговор http://s47.radikal.ru/i115/0904/64/2f7442fd74c2.jpg поговорка http://s14.radikal.ru/i187/1001/2f/930d3c6f9b7b.jpg компьютер http://i.i.ua/photo/images/pic/8/9/3956398_8d017e3b.jpg учёный http://static.amefiles.com/images/news/large/6/84736-binary_1_0.jpg двоичный код http://tatianawirokova.ucoz.ru/dell_monitor.jpg монитор http://i5.rozetka.ua/goods/1418/1418438.jpg монитор1 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/907/47907004_27.jpg учитель http://www.master-live.ru/gifimg/lica.htm девочка http://pedsovet.su/load/244-1-0-3886 физкультминутка http://www.stihi.ru/pics/2010/10/25/7487.jpg колокольчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Технологическая карта урока "Текст как форма представления информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Текст как форма представления информации"...

Презентация по теме "Метод координат как форма представления информации"

Презентация к уроку по теме "Метод координат как форма представления информации". Урок изучения нового матриала. Содержит задания для закрепления, дифференциированное  домашнее задание....

Презентация к уроку по теме "Наглядные формы представления информации" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...