Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов" 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podschet_kolichestva_elementov_massiva_slov_10_klass.zip | 350.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Подсчет количества элементов массива слов” 10 класс
Цели:
Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
Образовательная:
- Освоение сложного материала с помощью логического рассуждения
- Изучение заполнения массива из файла и подсчет количества элементов массива слов
- Ознакомление с возможностями объектно-ориентированного программирования для визуализации
Развивающая:
- формирование ИКТ – компетентности
- развитие алгоритмического мышления
- делать выводы и обобщать
Тип урока: комбинированный (повторение + изучение нового материала)
Возраст учащихся: 10 класс.
Продолжительность: 90 мин.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация
- Компьютер учителя
- Компьютеры учеников
- Доска
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и умений
- Сообщение цели и темы урока
- Объяснение нового материала
- Первичное закрепление новых полученных знаний
- Оценка знаний и пояснение домашнего задания
- Рефлексия
- Итог урока
Ход урока | Время (мин.) | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 2 | Приветствие учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | 15 | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Набирают программы на компьютерах и демонстрируют их учителю. Нахождение ошибок, если они находятся. |
3. Сообщение цели и темы урока. | 3 | Слушают учителя. |
4. Объяснение нового материала (см. Презентацию (Приложение) | 30 | Просмотр и осмысление новой темы в показанной презентации |
5. Первичное закрепление новых полученных знаний | 20 | Отвечают на поставленные вопросы |
6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – ( Задача: Необходимо при чтении файла в Memo1 после всех слов вывести строку с сообщением о количестве прочитанных слов, например: «Прочитано 10 слов». При поиске в Memo2 тоже вывести сообщение: «Найдено 5 слов».) | 15 | Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
7. Рефлексия | 3 | Отвечают на вопросы в карточках |
8. Итог урока | 2 | Анализ пройденного урока. |
Содержание урока. | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент – 2 мин | Приветствие учителя | |
2. Актуализация опорных знаний и умений – 15 мин | ||
Фронтальный опрос: Для начала вспомним некоторые понятия и определения. Что такое одномерный массив (определение)? Приведите пример массивов. Как элементы массива обозначаются? Как массив объявляется в программах Т.Паскаль? Учитель рассаживает учеников за компьютеры и ставит задачу: домашнее задание в виде программы набрать на компьютерах и продемонстрировать учителю(заполнение числового массива). Актуализация знаний: Задача: Дан текстовый файл. Выполнить поиск слов по заданному буквосочетанию. Вопрос: Какие возможны варианты? С чего надо начать решение? 1. Лучшим вариантом является чтение файла строк в массив. Для визуального просмотра списка слов их можно вывести в компонент Memo. 2. Все остальные операции со строками, которые требуются по какому-либо алгоритму, нужно выполнять в массиве. | 1. Отвечают на вопросы: Массив – это структурированный тип данных, который называется регулярным типом и представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя. Примеры числовых массивов: оценки, цены на товары, номера домов на улице, температуры за определенный период времени и т.д. Примеры символьных массивов: список класса, дни недели и т.д. Примеры объявления массивов: Var Mas1: Array [1..100] of integer; Mas2: Array [-10..10] of char; Ms: Аrray[1..100] of string; 2. Решают задачу заполнения линейного массива. | |
3. Сообщение цели и темы урока – 3 мин. | Записывают в тетрадь название темы. | |
Учитель: Тема сегодняшнего урока: “Подсчет количества элементов массива слов” В течение объяснения данного материала и показа презентации по этой теме используются средства языка программирования Lazarus для визуализации процесса подсчета количества слов. |
| |
4. Объяснение нового материала – 30 мин. | Слушают учителя | |
Учитель: При решении предыдущей задачи вы столкнулись с необходимостью набора на клавиатуре значений элементов массива, это проблема отпадает при чтении значений элементов массива из файла. Работа с файлами при создании любых проектов является основной задачей, поэтому рассмотрим этот вариант работы в презентации. (Показ Презентации) | Смотрят презентацию. Делают записи в тетрадях. Опорные слайды презентации: слайд 8 Сформируем текстовый файл flow.txt в текстовом редакторе Блокнот: astra lilia pion tulpan romashka roza siren слайд 9 Описание файловой переменной и массива строк Var ft:textfile; - текстовый файл на диске; Ms:array[1..100] of string; - массив строк. слайд 10 Назначение файловой переменной имени файла на диске: Begin Assignfile(ft,’flow.txt’); - файл цветов слайд 11 Открытие файла на чтение: Reset(ft); слайд 12 Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo. K:=0; - количество строк; s- строка While not eof(ft) do Begin Readln(ft,s); - чтение строки в s Inc(k); - увеличение счетчика на 1 Ms[k]:=s; - запись в массив Form1.Memo1.Lines.Add(s); - запись в Memo End; Closefile(ft) - закрытие файла В конце цикла в k – количество строк. Можно записать: Kols:=k; слайд 13 Далее мы в однострочном редакторе Edit вводили букву или буквосочетание и выводили найденные слова в Memo2. слайд 14 Допустим мы создали событие при нажатии на кнопку «Найти». Напишем команды поиска и вывода найденных слов в Memo2. St:=Form1.Edit1.Text; - выбираем буквосочетание из Edit Form1.Memo2.Clear; - очищаем Memo2 For i:=1 to kols do Begin n:=pos(st,ms[i]); - n<>0, если буквосочетание найдено, n равно номеру Позиции If (n<>0) then Begin Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); - заносим слово в Memo2 End; End; слайд 15 Полная программа представлена ниже. unit ustroka; {$mode objfpc}{$H+} interface uses Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, StdCtrls; type { TForm1 } TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; Edit1: TEdit; Memo1: TMemo; Memo2: TMemo; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); procedure FormCreate(Sender: TObject); private { private declarations } public { public declarations } end; var Form1: TForm1; ft:textfile; Ms:array[1..100] of string; s:string; kols:integer; implementation {$R *.lfm} { TForm1 } слайд 16 procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin form1.Memo1.Clear; form1.Memo2.Clear; form1.Edit1.Clear; end; procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var k:integer; begin Assignfile(ft,'flow.txt'); // файл цветов мы создали Reset(ft); // Открытие файла на чтение: K:=0; // количество строк; s- строка While not eof(ft) do // чтение, пока не конец файла Begin Readln(ft,s); // - чтение строки в s // If eof(ft) then break; // - прерывание цикла по концу файла Inc(k); // - увеличение счетчика на 1 Ms[k]:=s; // - запись в массив Form1.Memo1.Lines.Add(s); // - запись в Memo End; closefile(ft); // - закрытие файла Kols:=k; end; слайд 17 procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var st:string; i,n:integer; begin St:=Form1.Edit1.Text; // - выбираем буквосочетание из Edit Form1.Memo2.Clear; // - очищаем Memo2 For i:=1 to kols do Begin n:=pos(st,ms[i]); // - если n<>0, то n равно номеру позиции буквосочетания If (n<>0) then Begin Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); // - заносим слово в Memo2 End; End; end; end. | |
5. Первичное закрепление новых знаний – 20 мин. | ||
Учитель: Теперь вы знаете, что как подсчитывать количество слов в символьном массиве, сформированном из текстового файла | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают материалы презентации и суть подсчитывать количество слов в символьном массиве Описание файловой переменной– это (см.выше) Назначение файловой переменной имени файла на диске – это (см.выше) Открытие файла на чтение – это (см.выше) Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo – это (см.выше) | |
6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – 15 мин. | ||
Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях. | Ученики слушают учителя и получают оценки за урок | |
7. Рефлексия – 3 мин | ||
Учитель раздает карточки с вопросами по рефлексии. | Ученики отвечают на предложенные вопросы и сдают карточки с ответами учителю | |
8. Итог урока – 2 мин. | ||
Учитель: Данный урок занимает важное место при изучении такой темы как “линейные массивы”. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...
Нахождение количества заданных элементов массива
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на поиск количества заданных элементов массива....
План конспект урока технологии "Элементы материаловедения" 5 класс.
Материал в помощь учителям технологии....
План-конспект к уроку "Одномерные массивы" 9 класс
Технологическая карта к уроку...
Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»
Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»....
Конспект урока "Сортировка одномерных массивов" 10 класс
Для учителей информатики. Рассмотрены методы сортировки одномерных массивов, подобраны задания для закрепления материала....
Конспект урока:"Совершенствование элементов баскетбола" 6 класс
Конспект открытого урока...