Конспект урока "Сортировка одномерных массивов" 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Для учителей информатики. Рассмотрены методы сортировки одномерных массивов, подобраны задания для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sortirovka_massivov.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Сортировка одномерных массивов»
Иванова С.Ю. учитель информатики и ИКТ
Цели урока:
- Образовательная: ознакомление учащихся с понятием сортировки, с методами сортировки; формирование у учащихся навыков составления алгоритмов сортировки и применение этих методов в программах.
- Развивающая: Развитие алгоритмического мышления; умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
- Воспитательная: привитие учащимся навыков самостоятельности в работе; воспитание чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Средства обучения:
- Технические: компьютеры, проектор.
- Программные: ЯП Турбо Паскаль, Презентации по теме «Сортировка одномерных массивов»(часть 1, часть 2).
Продолжительность урока: 90 мин.
План урока:
Этапы урока/ время | Содержание урока/Деятельность учителя | Наглядность | Деятельность учащихся |
1. Сообщение ученикам темы урока и постановка целей./5мин | Учитель объявляет тему урока и цели. | Проектор, презентация (теоретическая честь). | Учащиеся записывают тему в конспект. |
2. Актуализация опорных знаний/10 мин | Учитель задает вопросы на повторение изученного материала: понятие массива, способы задания массива, использование функции random. | Один ученик у доски делает запись об объявлении массива в программе, второй ученик у доски - использование функции random, третий ученик с места устно отвечает определение массива и способы его задания. | |
3. Объяснение нового материала/25 мин | 3.1. Учитель объясняет, что такое сортировка массива, какие существуют методы сортировки, предлагает учащимся при просмотре презентации (часть 1) самостоятельно определить алгоритмы сортировки методом прямого выбора и методом простого обмена. После просмотра идет обсуждение алгоритмов совместно с учениками каждого метода и делается запись в тетрадь. 3.2. После записи алгоритмов демонстрируются фрагменты программ, осуществляющих сортировку обоими методами. | Проектор, презентации (часть1, часть 2). | 3.1.Ученики записывают определение и основные методы сортировки в тетрадь. При просмотре презентации (часть 1) пытаются самостоятельно определить алгоритмы методов сортировки. После обсуждения с учителем алгоритмов сортировки ученики записывают их в тетрадь. 3.2. Учащиеся записывают фрагменты программ в конспект. |
4. Закрепление нового материала./45 мин | Учитель предлагает учащимся ряд задач на новую тему и контролирует их решение. | Проектор. | Учащиеся осуществляют решение задач с помощью компьютеров, решение записывают в тетрадь. |
5. Подведение итогов урока, домашнее задание/5 мин | Учитель подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам, дает домашнее задание с подробными инструкциями. | Учащиеся записывают задания в тетрадь. |
Ход урока:
- Учитель: Тема сегодняшнего урока - Сортировка одномерных массивов. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием сортировки, узнаем, какие существуют методы сортировки, научимся использовать эти методы в программах. (Учащиеся записывают тему в тетрадь, цели урока демонстрируются в презентации).
2. Учитель: Для начала нам необходимо вспомнить, что такое массив, какими способами можно его задать, как описать массив в программе, как обратиться к элементу массива, как можно использовать функцию random. (два ученика отвечают у доски, один или несколько - с мест устно).
3. 3.1. Учитель: Сортировка - один из наиболее распространенных процессов современной обработки данных, например: списки учащихся в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике, книги - в библиотеке и т.д.. Сортировку можно определить как размещение некоторых объектов в определенном порядке их значений: по возрастанию или убыванию (когда сортируемыми элементами являются числа), или в алфавитном порядке (при сортировке текстовой информации).
Под сортировкой массива подразумевается процесс перестановки элементов с целью упорядочивания их в соответствии с каким-либо критерием. Например, если имеется массив целых a , то после сортировки по возрастанию должно выполняться условие:
a [1] <= a [2] <= … <= a [n]
n- верхняя граница индекса массива.
(Учащиеся записывают определение сортировки в тетрадь. Текст определения в презентации).
Задача сортировки распространена в информационных системах и используется как предварительный этап задачи поиска, поскольку поиск в упорядоченном (отсортированном) массиве проводится намного быстрее, чем в неупорядоченном.
Существует достаточно много методов (алгоритмов) сортировки массивов. Мы с вами рассмотрим два наиболее распространенных метода – метод прямого выбора и метод простого обмена. Вам будут продемонстрированы оба метода на примере числовых массивов. Ваша задача – определить алгоритм сортировки обоих методов.
(Демонстрация презентации часть 1. При просмотре дети пытаются понять алгоритм сортировки метода прямого выбора).
Учитель: Кто может сформулировать алгоритм метода прямого выбора? (Некоторые учащиеся пытаются сформулировать алгоритм, учитель помогает, затем все записывают алгоритм в тетрадь, на экране дублируется текст алгоритма. (Презентация – теоретическая часть)).
Алгоритм сортировки:
- Просмотреть массив, начиная от первого элемента, найти минимальный элемент и поместить его на место первого элемента, а первый – на место минимального.
- Просмотреть массив, начиная от второго элемента, найти минимальный элемент и поместить его на место второго элемента, а второй – на место минимального и т.д., пока не будет отсортирован весь массив.
Учитель: Алгоритм использует вложенные циклы. Внешний цикл (счетчик шагов) последовательно выбирает номер элемента массива, куда следует записывать найденный в неупорядоченной части массива минимальный элемент. Внутренний цикл перебирает номера неупорядоченных элементов при поиске минимального элемента. Для внешнего цикла достаточно шагов на один меньше, чем элементов в массиве.
Давайте запишем фрагмент программы, который позволяет отсортировать массив методом прямого выбора. (Демонстрируется презентация (часть 2). Учащиеся делают запись в тетрадь, учитель подробно объясняет действие циклов).
…for i:=1 to n-1 do
begin
min:=i;
for j:=i+1 to n do
c:=a[min];
a[min]:=a[i];
a[i]:=c;
end;
…
3.2. Учитель: Рассмотрим второй метод сортировки – сортировка простым обменом («пузырьковая»).
Аналогично первому способу дети пытаются самостоятельно определить алгоритм сортировки, а затем с помощью учителя и текста соответствующего слайда презентации формулируют и записывают алгоритм в тетрадь.
Алгоритм сортировки:
- Последовательно сравниваются пары соседних элементов массива. Если первый элемент пары оказался больше второго, то они меняются местами и на первое место (как пузырек) «всплывает» меньший из двух элементов.
- Операция повторяется для оставшихся элементов и т.д.
Учитель: Алгоритм также использует вложенные циклы. В отличие от первого алгоритма, внутренний цикл находит наименьший элемент из двух соседних и осуществляет перестановку в случае, если второй элемент оказался меньше первого.
(Учащиеся записывают фрагмент программы.)
…for i:=1 to n-1 do
for j:=1 to n-1 do
if a[j]>a[j+1] then
begin
c:=a[j];
a[j]:=a[j+1];
a[j+1]:=c;
end;
…
4.Учитель: Мы научились сортировать массивы по возрастанию. Ваша задача – изменить алгоритмы и команды в программах так, чтобы сортировка происходила по убыванию, т.е. чтобы а[1]>=a[2]>=…>=a[n].
Задача 1. Задать массив из 5 элементов методом простого ввода.
Отсортировать элементы массива по убыванию методом прямого выбора.
(Учащиеся садятся за компьютеры и решают задачу. Учитель просматривает решения и корректирует действия учащихся по мере необходимости.)
Задача 2. Задать массив из 10 элементов случайным образом из отрезка[-10;20]. Отсортировать элементы массива по убыванию методом простого обмена («пузырек»).
Задача 3. Определить самый холодный и самый теплый день за прошедшую неделю.
Задача 4. Дан одномерный массив из 10 элементов. Элементы задаются случайным образом из интервала [-20;20]. Осуществить сортировку четных элементов массива методом прямого выбора.
5. Учитель: Итак, сегодня на уроке мы узнали о том, что все элементы массива можно упорядочивать в соответствии с каким-либо критерием. Вы так же узнали, что существуют различные способы сортировки: (ученики еще раз перечисляют методы сортировки и их алгоритмы). Учитель выставляет оценки за урок.
Домашнее задание: а) выучить теоретический материал (определение и методы сортировки, алгоритмы и их реализация в программах);
б) Задача. Имеются два одномерных массива целых чисел размера n. Создать из них один одномерный массив, в котором сначала идут отрицательные элементы, затем нулевые и затем положительные. (Ключ – соединить два массива в один, а затем упорядочить полученный массив, используя «пузырьковый» метод сортировки.)
Приложения:
- Решение заданий, предлагаемых ученикам на уроке.
Задача 1.
Const n=5;
Var a: array [1..n] of integer;
i,j,max:integer;
begin
writeln(‘Введите 5 элементов массива’);
for i:=1 to n do
read(a[i]);
Writeln;
For i:=1 to n-1 do
begin
max:=i;
for j:=i+1 to n do
if a[j]>a[max] then max:=j;
c:=a[max];
a[max]:=a[i];
a[i]:=c;
end;
writeln(‘Отсортированный массив по убыванию методом выбора:’);
For i:=1 to n do
write(a[i]:4);
End.
Задача 2.
Const n=10;
Var a: array [1..n] of integer;
i,j,c:integer;
begin
randomize;
writeln(‘Исходный массив:’);
For i:=1 to n do
begin
a[i]:=random(31)-10;
write(a[i]:4)
end;
Writeln;
For i:=1 to n-1 do
For j:=1 to n-1 do
begin
c:=a[j];
a[j]:=a[j+1];
a[j+1]:=c;
end;
writeln(‘Отсортированный массив по убыванию методом обмена:’);
For i:=1 to n do
write(a[i]:4)
End.
Задача 3. Ключ - создать массив из 7 элементов способом простого ввода. Отсортировать массив любым методом по возрастанию. Вывести на экран первый и последний элементы как самый холодный и самый теплый день соответственно. (Элементы не должны повторяться.)
Задача 4. Ключ – при сортировке необходимо проверять условии четности элемента массива (if a[i] mod 2 =0 then…).
- Решение домашней задачи.
Const n=10;
Var a,b: array [1..n] of integer;
c: array [1..2*n] of integer; i,j,k:integer;
begin
randomize;
for i:=1 to n do
begin a[i]:=random(20)-5; b[i]:=random(10)-3 end;
writeln(‘Массив А’);
for i:=1 to n do
write(a[i]:4);
writeln;
writeln(‘Массив В’);
for i:=1 to n do
write(b[i]:4);
writeln;
for i:=1 to n do
c[i]:=a[i];
k:=1;
for i:=n+1 to 2*n do
begin
c[i]:=b[k];
ink(k)
end;
for i:=1 to 2*n-1 do
for j:=1 to 2*n-1 do
if c[j]>c[j+1] then
begin
k:=c[j]; c[j]:=c[j+1]; c[j+1]:=k
end;
writeln(‘Массив С’);
for i:=1 to 2* n do
write(c[i]:4);
writeln
End.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....
Схема конспекта урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»
Предмет «Информатика» Класс 9 Тема урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»Тип урока: комбинированныйОборудование: компью...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"
Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....