Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. Массивы бывают одномерные и двумерные. Одномерный массив – это линейная таблица, т.е. таблица, элементы которой располагаются в одну строку или столбец. Двумерный массив – это прямоугольная таблица, т.е. таблица, которая состоит из нескольких строк и столбцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl.massiv.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Костанайская обл., Мендыкаринский р-н, ГУ «Буденновская средняя школа»,
учитель информатики
Дощанова Гульжан Байгариевна
9 класс
Тема: Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
Цели урока: | |
Учебная: | Ввести понятие массива, элемента массива. Рассмотреть одномерные и двумерные массивы. Закрепить навыки решения задач, составления программ и вычерчивания блок-схем. |
Развивающая: | Развивать у учащихся логическое мышление. |
Воспитательная: | Воспитывать у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к технике. |
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Решение задач.
- Задание на дом.
- Организационный момент. Проверить готовность кабинета к занятиям, провести перекличку учащихся.
- Проверка домашнего задания. Проверить правильность решения домашних задач. Закрепить теоретический материал предыдущего урока.
- Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. Массивы бывают одномерные и двумерные. Одномерный массив – это линейная таблица, т.е. таблица, элементы которой располагаются в одну строку или столбец. Двумерный массив – это прямоугольная таблица, т.е. таблица, которая состоит из нескольких строк и столбцов. (Продемонстрировать плакаты таблиц линейной и прямоугольной. При наличии в классе интерактивной доски можно подготовить презентацию по различным типам массивов.)
К | Р | А | С | О | Т | А |
В данной линейной таблице семь элементов. Каждый элемент данной таблицы представляет собой букву.
Элементами массива могут быть числовые и текстовые величины. В разделе переменных Var массив записывается следующим образом:
x: array [1..7] of string;
эта запись указывает, что дан одномерный массив (линейная таблица), содержащий 7 элементов, значениями которых являются строковые величины.
3 | 5 | 7 | 9 | 11 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
7 | 5 | 4 | 3 | 6 |
10 | 7 | 4 | 1 | 0 |
Двумерный массив обозначается следующим образом:
y: array [1..4, 1..5] of integer;
элементами данного массива являются целые числа, которые записаны в 4 строки и 5 столбцов.
Элемент одномерного массива записывается так: x[5] – пятый элемент одномерного массива x (его значением является буква «О»), y[2, 3] – элемент, расположенный во второй строке и третьем столбце двумерного массива y (его значение – 15).
А теперь перейдем к решению задач. (Задачи нужно подбирать с учетом уровня подготовленности класса.)
- Решение задач. Построить блок-схему и составить программу для решения следующих задач:
- В заданном массиве x [1:9] действительных чисел определить среднее арифметическое тех из них, которые больше 10.
Сначала выполним анализ задачи, надо добиться от учащихся четкого понимания условия задачи, можно привести в качестве примера таблицу из 9 элементов.
Program summa;
Var
x: array[1..9] of real;
s,c: real;
k, n: integer;
begin
for k=1 to 9 do
begin
writeln(‘ВВЕДИТЕ ЗНАЧЕНИЕ X[‘, k,’]’);
readln (x[k]);
end;
{вводим элементы таблицы, которые представляют собой любые действительные числа}
s:=0; n:=0; {обнуляем сумму и количество элементов}
for k:=1 to 9 do
begin
if x[k]>10 then begin s:=s+x[k]; n:= n+1; end;
end;
{подсчитываем сумму и количество элементов больших 10}
c=s/n; {находим среднее арифметическое}
writeln(‘c=’,c); {выводим результат на экран}
End.
- Даны площади нескольких кругов. Найти радиус самого маленького из них.
Перед решением задачи выяснить с учащимися, как зависит площадь круга от радиуса. (Если радиус меньше, то и площадь меньше.) Согласно выполненному анализу выполнить решение задачи одним из способов.
Первый способ:
Program krugi_1;
Var
S, R: array[1..10] of real;
x: real; k, n: integer;
begin
for k=1 to 10 do
begin
writeln(‘ВВЕДИТЕ ПЛОЩАДЬ ‘, k,’КРУГА’); readln (S[k]);
R[k]:=sqrt(S[k]/pi);
end;
x:=R(1); n:=1;
for k:=2 to 10 do
begin
if R[k]
end;
writeln(‘РАДИУС ’,n,’ КРУГА – САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ R=’, R[n]);
End.
Второй способ:
Program krugi_2;
Var
S : array[1..10] of real;
R, x: real; i, k: integer;
begin
for k=1 to 10 do
begin
writeln(‘ВВЕДИТЕ ПЛОЩАДЬ ‘, k,’КРУГА’); readln (S[k]);
end;
x:=S(1); k:=1;
for i:=2 to 10 do
begin
if S[k]
end;
R:=sqrt(x/pi); writeln(‘РАДИУС ’, n ,’ КРУГА – САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ R=’,R);
End.
- Задание на дом. Стр. 90-97.(Н.Т. Ермеков, В.А. Криворучко, Л.Н. Кафтункина Информатика 9 класс, Алматы «Мектеп» 2005)
Решить следующие задачи:
- В массиве Y, состоящем из 12 целых чисел определить среднее арифметическое тех из них, которые являются чётными.
- Даны площади нескольких квадратов. Найти длину диагонали самого большого из них.
- Подведение итогов урока. Объявить оценки учащимся, прокомментировать их. Проанализировать решение учащимися задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ввод, вывод элементов одномерного и двумерного массивов
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Ввод, вывод элементов одномерного и двумерного массивов. Решение задач на нахождение суммы, произведения элементов массива....
Урок по теме: "Работа с элементами двумерного массива"
Данный материал рекомендутся использовать для учащихся 9-10 классов в качестве обобщения темы: "Работа с элементами двумерного массива"....
Одномерные массивы. Поиск элемента массива.
Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....
Урок по теме "Массивы.Одномерные массивы" 9 класс
Урок по теме «Массивы. Одномерные массивы» 9 класс Цель урока:Ø Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.Ø...
Контрольная работа по теме "Одномерные и двумерные массивы"
Примерная работа для самостоятельной подготовки студентов к написанию контрольной работы по теме...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"
Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....
Урок по теме "Массивы. Одномерные массивы"
Урок по теме «Массивы. Одномерные массивы» 9 класс Цель урока:Ø Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.Ø...